«Тихий час» рынка труда
1.09.2006 296 Ситуация знакома: мама преодолевает ступени карьеры, папа всецело поглощен зарабатыванием на хлеб насущный, а бабушки-дедушки проживают в районе уральского хребта. Кормить любимое чадо манкой, выгуливать, вытирать нос, а главное — вести разъяснительную работу на тему «что такое хорошо и что такое плохо» — некому.
В итоге все проекты и достижения современных бизнес-леди оказываются на грани краха без скромной, но очень нужной профессии воспитателя.
И чем выше профессионализм воспитателя, тем больше сухое понятие ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) наполняется особым смыслом. Большинство деловых женщин (от просто служащих до начальниц) мечтают отдать свое чадо в надежные руки квалифицированного работника детского сада, чтобы полностью посвятить себя любимому делу.
Однако проблемы родителей, связанные с поиском человека, которому можно доверить ненаглядного отпрыска, меркнут в сравнении с муками, выпадающими на долю руководителей детских садов при подборе воспитателей.
В чем же ценность этих специалистов? В педагогической литературе последних лет под воспитателем понимается человек, осуществляющий педагогическое (воспитательное) взаимодействие и несущий ответственность за условия жизни и развитие личности ребенка.
В зависимости от обстоятельств воспитатель выступает в разных ипостасях: и учителя, который все знает и всему научит, и товарища по игре, и близкого человека, который все поймет и поможет в трудную минуту. Однако кроме детских садов нуждаются в воспитателях и другие до-школьные учреждения.
DE JURE DE FACTO
Недостатка в заведениях нет. Сегодня в Украине функционирует 16,3 тыс. дошкольных образовательных учреждений разных форм собственности. В их числе 1,2 тыс. государственных ДОУ, 371 — частных, 5,2 тыс. коллективной формы собственности, 9,5 — коммунальной. Для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития, открыты заведения компенсирующего типа: 1,4 тыс. специального назначения и 165 — санаторного.
В школах-интернатах создаются дошкольные отделения, дающие возможность совместно воспитывать детей-родственников. Одной из последних тенденций в сфере дошкольного образования стало создание 1,3 тыс. учебно-воспитательных комплексов: детский сад плюс начальная школа.
Кроме того, создаются новые типы дошкольных учебных заведений, разнообразных по содержанию и профилю, например, с художественно-эстетическим, физкультурно-оздоровительным или гуманитарным уклоном. Помимо этого, воспитателей приглашают для работы в семьях нянями или гувернантками многочисленные агентства домашнего сервиса.
Альтернатив для трудоустройства предостаточно, но, по словам работодателей, воспитателей все равно не хватает. В чем соль проблемы? «Главная причина — низкая зарплата, — комментирует Оксана Сидницкая, старший воспитатель детского сада «Мальва». — Молодые девушки уже на последних курсах пединститутов ориентируются на работу в более высокооплачиваемых структурах, получая высшее образование «для корочки».
Не секрет, что конкурс в педагогических вузах значительно ниже, чем экономических или юридических, поэтому молодежь поступает, «куда получилось», не планируя работать по специальности. Либо работают воспитателями без особого желания и любви к детям. В этой профессии больше всего тех, кто предан педагогике и тех, кто не смог проявить себя в других сферах».
«Для работы воспитателем подходят не все, — комментирует Татьяна Маякова, детский практический психолог ШДС «Схід». — Дети «привязываются» к воспитателям, поэтому стремимся принимать претендентов, нацеленных на серьезную и длительную работу. Иногда кандидаты не соответствуют нашим требованиям, а иногда сами отказываются от должности. Например, недавно попробовали свои силы две выпускницы педвуза: энергичные, полные энтузиазма.
Но оказалось, что «не лежит душа» к постоянному общению с детьми. Хотя были все предпосылки к успеху: образование, молодость, силы, творческое начало, не хватило лишь… любви к детям».
КТО РАСТИТ ЦВЕТЫ ЖИЗНИ?
Несмотря на острую потребность в кадрах, объявлений о вакансиях на страницах газет немного. По словам Татьяны Маяковой, отсутствие объявлений объясняется сезонностью: интенсивный поиск сотрудников в образовательных учреждениях начинается со второй половины лета. Как правило, в это время открываются новые (либо наоборот, закрываются) детские сады, происходит миграция кадров.
В течение года случаи замены «игроков» в команде единичны, они связаны с переездом, уходом на другую работу или декретным отпуском. Вторая причина — недостаточное количество объявлений в среде учебных заведений. Как известно, трудоустраивается педперсонал через районо: информация об открытии вакансии поступает в районный отдел образования и воспитатель уже с направлением возвращается в учреждение.
Но в частные детские сады предпочитают брать по рекомендациям. Разумеется, ни рекомендация, ни направление не дает гарантии, что его подателя тут же примут на работу. «Требования к воспитателям таковы: обязательное специальное образование, любовь к детям, опыт работы, молодость и энергичность, — рассказывает Ирина Зубрицкая, замдиректора, методист ШДС «Схід». — Все кандидаты проходят своего рода отборочный тур.
Чтобы определить уровень профессионализма, соискателю предлагается провести пробное занятие, познакомиться с воспитанниками. Смотрим, как воспитатель общается с детьми, может ли заинтересовать, удается ли ему удержать внимание продолжительное время, достигает ли он поставленных целей».
По словам Ирины Зубрицкой, требования к помощникам воспитателя более скромны: образование роли не играет, приветствуются трудолюбие, аккуратность, порядочность.
Желательный возраст — до 40 лет. В обязанности входит приведение в порядок (попросту уборка) группы после игр или занятий, помощь в одевании-раздевании, кормлении детей, в раздаче учебного материала.
Несмотря на то, что ограничений по признаку пола нет, вряд кто-то сможет вспомнить мужчину, избравшего профессией заботу о малышах (кроме киношного «усатого няня»). Но единства мнений нет. Ирина Зубрицкая считают, что отсутствие мужчин в детских садах — минус: дети лучше воспринимают низкий (муж-ской) тембр голоса. Недаром со времен античности воспитателями и учителями были исключительно мужчины.
Оксана Сидницкая придерживается противоположной точки зрения: представителям сильного пола не под силу с утра до вечера исполнять обязанности самого родного для маленьких девочек и мальчиков человека — мамы.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Не поспоришь: профессия воспитателя действительно одна из самых низкооплачиваемых. В среднем, воспитатель получает 400 грн в месяц, помощник воспитателя — 300. Практически все воспитатели единодушны: их заработки не адекватны выполняемым объемам работ.
Помимо основных обязанностей приходится быть и малярами, и плотниками, и штукатурами, ухаживать за цветами, изготовлять наглядные пособия. И это, не считая ответственности, которую они несут за жизни вверенных им детей.
Практически каждый работник сферы дошкольного образования может увеличить свои доходы, проводя индивидуальные занятия, подрабатывая на выходных нянями в состоятельных семьях, либо взваливая на себя непосильный груз двусменной работы.
Такое практикуют около 30% воспитателей. Остается надеяться, что беби-бум последних лет не только повлечет за собой рост спроса воспитателей, но и рост зарплаты работников детских садов.
Среди положительных моментов уместно вспомнить, что независимо от формы собственности детсада, педагогическая нагрузка воспитателя группы общего типа составит 30 часов в неделю, воспитателя группы компенсирующего типа — 25 часов, воспитателя-методиста — 36 часов. В среднем, воспитатель работает по полдня либо в первую смену — с 8 до 13 часов, либо во вторую — с 13 до 19 (20 в дежурных группах).
Продолжительность оплачиваемого отпуска — 28 календарных дней. В дошкольных заведениях компенсирующего типа позволено отдыхать с сохранением оплаты 35 дней. Есть и перспективы роста. Пришедший на работу специалист (обладатель вузовского диплома) после 5 лет работы (иногда раньше) проходит первую аттестацию и становится специалистом ІІ категории, затем — специалистом І категории, высшей категории, старшим воспитателем, воспитателем-методистом. С профессиональным ростом неразрывно связано и повышение заработной платы.
А еще у воспитателей есть ни с чем не сравнимая возможность оставаться всегда молодым. «Горжусь профессией своей за то, что детство проживаю многократно…», о ком же, как не о воспитателях, эти строки?
Историческая справка
Профессия воспитателя известна со времен античности, хотя в то время так скорее всего решались задачи обучения. В средние века и в новое время в учебных заведениях воспитательными функциями наделялись специальные должностные лица — классные надзиратели, классные дамы и др.
Имущие слои населения приглашали в семьи домашних воспитателей — гувернеров. Что касается детских дошкольных учреждений, они относительно молоды: система общественного дошкольного воспитания начала формироваться только во второй половине XIX в.
Именно тогда за детским учреждением закрепилось название «детский сад» и возник новый вид профессии — воспитатель детского сада.
Анна КРУПКО (c) Пропоную роботу