RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. На работе
  5. Владелец vs директор: кто кого

Владелец vs директор: кто кого

4.08.2011 657

Смотрины: желательно без эмоций

То, как будут складываться отношения собственника с наемным топ-менеджером, во многом определяется еще на этапе принятия решения о передаче управления. Причиной для этого могут быть, например, планы продажи бизнеса, выхода на IPO или желание переключиться на новое направление. Но, как говорит генеральный директор Центра корпоративного развития Ассоциации независимых директоров Виталий Королев, часто собственник не может четко сформулировать, зачем ему нужен управленец, и принимает решение под влиянием момента, подменяя расчет эмоциями. В этом случае он, скорее всего, не задумывается, какую роль в бизнесе собирается играть дальше. И если через некоторое время после того, как директор все же найден, собственник вновь решает взять штурвал в свои руки, конфликт почти неизбежен.

По словам управляющего партнера консалтинговой группы «Альфа Персонал» Татьяны Казенновой, в 60% случаев собственник, обратившийся за услугами по поиску наемного топ-менеджера, к этой идее быстро охладевает и решает сохранить статус-кво. Зачастую это лишь повод сказать, что найти адекватную себе замену невозможно.

Свадьба: деньги решают все

Чаще всего причиной конфликтов между собственниками и директором фирмы служат финансовые вопросы вознаграждения и поощрения топа за эффективную работу. На практике эти ключевые аспекты до сих пор нередко базируются на устной договоренности, а в трудовом договоре прописываются лишь общие положения. Собственник подчас не брезгует оставить топа без обещанных бонусов в виде процента от прибыли, особенно если в договоре не определены четкие критерии оценки эффективности его работы или в прибыли велика теневая составляющая. Кстати, в случае, когда собственник не хочет раскрывать структуру прибыли, в договор может вводиться некая условная корректирующая величина, определяемая по соглашению сторон, но делается это далеко не всегда.

«Долгое время трудовой договор с директором в российских компаниях был простой формальностью, тогда как в контрактах с иностранными фирмами работает каждая буква», – говорит управляющий партнер «Альфа Персонал» Андрей Давыдов. Правда, сегодня стороны начинают подходить к оформлению трудового договора более основательно, страхуясь от возможных проблем в будущем. Как отмечает юрист компании Dla Piper Rudnick Gray Cary Марат Алтынбаев, все большее внимание уделяется вопросам защиты коммерческой тайны. Известно немало примеров, когда менеджеры уходят на вольные хлеба, прихватив с собой ценную информацию, клиентов и сотрудников компании, и начинают конкурировать с бывшим работодателем. В такой ситуации несколько лет назад оказалась компания Buro-Object (торговля мебелью), где собственнику удалось сохранить бизнес лишь ценой больших усилий. Бороться с этим, несмотря на появление год назад закона о коммерческой тайне, сложно. Но, закрепив в трудовом договоре перечень секретных сведений и ответственность за их разглашение, компания получает некую гарантию и дополнительный аргумент в случае судебного разбирательства.

Медовый месяц: может закончиться разводом

Не добавляет теплоты отношениям и то, что собственники порой рассматривают наемного топа исключительно как инструмент, который можно выбросить после того, как цель достигнута. Так, пару лет назад при выходе на питерский рынок компании из другого региона был нанят местный генеральный директор, перед которым были поставлены задачи поиска участков под строительство магазинов и формирование торговой сети. За неделю до окончания испытательного срока, когда задачи были выполнены, директора уволили, взяв на его место человека с более низким уровнем оплаты. Фактически компании был нужен start-up менеджер, но поскольку эта вакансия была бы менее привлекательна, она ловко использовала предусмотренную Трудовым кодексом возможность установления для директора шестимесячного, то есть в два раза больше обычного, испытательного срока.

Семейная жизнь: один всегда не прав

Конфликт из-за неудовлетворенности топа своим доходом, который с его точки зрения неадекватен ни его знаниям и опыту, ни вкладу в развитие компании, может перейти в более активную фазу, если собственник не хочет повышать вознаграждение топа, но и отказывается его увольнять. Последнее, кстати, по словам юристов, – ситуация вполне типичная: собственник не подписывает заявление об увольнении, фактически привязывая директора к предприятию. Просто уйти тот не может, так как, оставаясь руководителем, пусть даже номинальным, отвечает за компанию.

Закон об акционерных обществах возлагает на директора ответственность не только за реальный ущерб, причиненный фирме, но и за упущенную выгоду. Если дело доходит до того, что собственник предъявляет директору претензии в связи с действиями, повлекшими нарушение интересов компании, разобраться, кто прав, кто виноват весьма сложно. Нередко такие иски, подаваемые акционерами, используются для оказания давления на директора при захвате предприятия. К тому же на него могут «повесить», например, вывод активов, за которым на деле стоит один из совладельцев. Нечто подобное, по версии бывшего гендиректора ОАО «Светоч» Аллы Казаковой, произошло в ситуации вокруг продажи здания завода. Другая сторона (представители основного собственника Алексея Полянского), в свою очередь, обвиняет в выводе активов Казакову. Вероятно, судебные разбирательства, которые определят правых и виноватых, завершатся еще не скоро.

Причиной для конфликтов часто служит постоянное вмешательство владельца в оперативное управление компанией и другие действия, снижающие лояльность менеджмента. Если же менеджер чувствует себя временщиком и нелоялен собственнику, сделать он может многое – вывести значительную часть активов, создать кредиторскую задолженность и т. п. Скандалы такого рода не редкость.

Развод: просить мало, уходить быстро

«В вопросах увольнения директора закон дает собственнику широкие права, – говорит Марат Алтынбаев. – В марте этого года Конституционный Суд признал за собственником право увольнять директора без объяснения причин, что зачастую и происходит». Поскольку решать такие вопросы стороны предпочитают за закрытыми дверями, причина увольнения, как правило, остается неизвестной. По словам Татьяны Казенновой, даже если в конфликте с собственником правда на стороне топа, выносить сор из избы он, скорее всего, не станет – это не добавит ему очков в глазах будущего работодателя. Если на Западе топ-менеджеры нередко отстаивают свои права в суде, у нас ситуации, когда уволенный директор «идет на принцип», добиваясь выполнения собственниками своих обязательств, довольно редки. Нехарактерным примером открытого противостояния владельцев и топа является прошлогодний конфликт на ОАО «Пролетарский завод». Гендиректор завода Валерий Суслов, уволенный вскоре после появления нового владельца контрольного пакета акций, вступил в противостояние с акционерами, опираясь в том числе на рабочих завода, и сумел вернуться в свой кабинет при помощи судебных приставов. В итоге, произошла очередная смена собственников, а Суслов остался на своей должности.

Однако если собственник решает использовать «последний аргумент» – увольнение, у директора все же есть возможность громко хлопнуть дверью. Хотя бы потому, что заявление в налоговую инспекцию о смене директора должен подписывать прежний руководитель. Нередки случаи, когда вместо этого он просто исчезал в неизвестном направлении. Соответственно, в течение определенного времени, пока через суд не будет внесена в госреестр юрлиц запись о новом директоре, старый сохраняет печать и право подписи и вполне может пустить в ход и «грязные» приемы. Зачастую делается это, чтобы предложить собственнику урегулировать ситуацию за приличные отступные. Предупредить такой поворот можно, прописав в трудовом договоре процедуру передачи полномочий, предусмотреть на переходный период правило о подписании документов двумя директорами – старым и новым.

Читайте также

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 Ноябрь, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 Ноябрь, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 Ноябрь, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 Октябрь, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 Сентябрь, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Наверх