Когда требовать неуместно
18.10.2007 224 Все мы стремимся к чему-то большему: к более высокой зарплате, должности, карьерным вершинам. При этом в течение рабочего дня нередко, пока начальник не видит, просматриваем какие-нибудь форумы или болтаем в «аське» на темы, даже близко не касающиеся нашей работы. Или же бегло пролистываем журнал и мечтаем об отпуске, ну, или, в крайнем случае, об обеденном перерыве. Занимаем себя тысячей дел, помимо самого главного – работы. И потом искренне удивляемся, когда куча дел наваливается одновременно, ничего не успевается, а шеф начинает злиться и устраивает вызовы на ковер нам, таким ценным и перспективным сотрудникам. Знакомая картина? Уверена, что многим даже не понаслышке.
Джон Кеннеди когда-то сказал: «Не думайте о том, что ваша страна может сделать для вас, думайте, что вы можете сделать для страны». Пожалуй, лучшей рекомендации тому, как вести себя в условиях современного бизнеса, не сыскать. К сожалению, мало кто может оценивать свои способности объективно. Все мы до ужаса субъективны, когда дело касается оценки нас и наших поступков: все удачи мы склонны преувеличивать, а недостатки – преуменьшать. Так было, и так будет. На самом же деле, со стороны гораздо виднее, что собой представляет тот или иной сотрудник.
Компании заинтересованы в мотивации и стимулировании труда своих работников, но только если такое стимулирование ведет к росту компании. Поэтому работа по принципу «что лично я могу сделать для того, чтобы моя компания процветала» принесет гораздо больше плодов, чем работа исходя из того, «что мне будет, если я выполню ту или иную задачу». В первом случае обеспечивается длительный и стабильный успех, который и приносит желаемые блага в качестве вознаграждения: повышение зарплаты или, скажем, должности. Второй план действий, конечно, тоже может принести успех. Однако он будет носить краткосрочный характер – например, единоразовая премия за успешно выполненный проект. Что лучше – тут уж, пожалуй, каждый решает сам для себя.
Один мой знакомый, Андрей Евтушенко, был подающим надежды менеджером одной из компаний по рекламе и связям с общественностью. Однако при этом он долгое время не мог добиться повышения должности и зарплаты, несмотря на, казалось бы, хорошие результаты работы. Однажды, понимая, что ему, скорее всего, вскоре придется менять место работы, поскольку перспектив на данном месте он больше не видел, Андрей решил проанализировать свою деятельность в компании, чтобы на новой работе не допускать прежних ошибок. И в результате он понял, что его подход к работе носил чисто потребительский характер: он трудился только ради своей собственной выгоды.
В результате все его проекты носили чисто номинальный характер и особого результата компании не приносили, фактически, не будь их, компания не много бы потеряла. Сделав соответствующие выводы, Андрей на новом месте работы стал руководствоваться противоположным принципом: старался, чтобы вся его деятельность была направлена, прежде всего, на развитие компании, в которой он работает. И это дало свое результаты: его заметили, и уже через год он возглавлял небольшой отдел. Сейчас он не собирается останавливаться на достигнутом и прекрасно понимает, что его благополучие зависит от благополучия компании, а не наоборот.
Сейчас, во времена развития рыночной экономики, в бизнесе действует один принцип: не делаешь ты - делают твои конкуренты. Именно поэтому во всех западных компаниях, да и в части отечественных, действует система жесткой внутренней конкуренция: все идеи, направленные на умеренную борьбу внутри коллектива, идут на пользу общему развитию компании. Так совмещаются, казалось бы, несовместимые понятия – конкуренция и корпоративный дух.
Хотите добиться большего? Действуйте. Закройте все лишние окна на рабочем столе, мысли об отдыхе оставьте до обеденного перерыва и займитесь тем, что принесет реальную и ощутимую пользу вашей компании, а как следствие - и вам. Для того чтобы требовать что-то, нужно что-то отдать и взамен. Ведь главное правило успеха: получает тот, кто делает. А тот, кто делает для будущего, получает вдвойне. Удачи.
Издание "Работа+Карьера"