Любой сотрудник может быть талантом, вопрос в том, где и в какой сфере он проявляет свой талант? Один может проявить его в продажах, другой - в сфере финансового анализа, третий - в администрировании. Hr-функция "управления талантами" и состоит в том, чтобы вовремя разглядеть, в чем же конкретно талантлив тот или иной сотрудник, найти место применения его таланта (вакантную должность), а затем удерживать и развивать. Кто же такие креативные сотрудники? Это те люди, которые в первую очередь талантливы в сфере творчества и инноваций. Недаром большинство креативщиков от бизнеса работает в сферах консалтинга, рекламы, маркетинга, дизайна, конструкторских бюро и отделах проектирования и разработки, поиска новых IT-решений и т.д. Ведь это именно те сферы бизнеса, где они выполняют требующуюся от них работу - создавать что-то новое, другими словами, творить. А кто может творить на благо компании? Иными словами, как ие требования чаще всего выдвигают работодатели к креативным сотрудникам?
Прежде всего, это умение находить нестандартные решения и творческое мышление. Именно такая формулировка чаще всего встречается в вакансиях дизайнеров, копирайтеров и других креативных профессий на сайте hh.ru. Вслед за этим требованием идут высокая отдача, трудолюбие и ответственность, поскольку самый страшный сон руководителя творческого коллектива – это «забивающий на все» сотрудник, подверженный резким перепадам настроения и экзистенциальным кризисам. И, наконец, важнейшее требование – соблюдение дедлайнов.
Безусловно, есть специфические требования для различных креативных профессий. Для дизайнеров это художественный вкус, знание основ композиции, умение работать в различных графических программах, часто – художественное образование является обязательным. От копирайтеров, журналистов и пиарщиков работодатели ожидают отличное владение словом, знание английского языка, гуманитарное образование.
Понятно, что к таким сотрудникам зачастую нужен особый подход. Отсюда вопрос - какие принципы менеджмента распространимы для таких работников, чем они отличаются, например, от бухгалтеров или кассиров? Как поставить процесс творчества на трудовые рельсы, и можно ли это сделать? Ответ – делать это можно, если учитывать специфику работы "креативных сотрудников" и при этом не забывать, что они такие же работники, как и все остальные.
Итак, самая распространенная сложность в управлении "кретивщиками" состоит в том, чтобы "запихнуть" процесс творчества в конкретные временные рамки и под конкретные задачи, при этом без вреда самому творчеству. Но эта сложность зачастую является отражением мифа о том, что креативный работник не способен работать как ординарный сотрудник. На самом деле, это так и не так одновременно. Работа креативщика имеет ряд особенностей, но и она должна подчиняться определенным законам организации. Сложно представить себе фрилансера, которые не сдает заказы в срок, игнорирует мнение заказчика и т.п. Наоборот, для успешного фриланса как раз и требуется максимальная самоуправляемость, организованность и ориентация на потребности клиента. Тогда чем внутренний креативщик должен в этом от него отличаться? Другой вопрос – вряд ли заказчика интересует, как фрилансер делает свою работу, ему главное – результат. А вот процесс выполнения обязанностей внутреннего креативщика работодатель может посчитать своим вытащить «наружу» и проконтролировать. Будет ли это правильным с точки зрения управления такими людьми – еще не известно. Так что давайте остановимся на том, что работа креативных сотрудников должна быть подчинена контролю и управлению, и рассмотрим ряд особенностей, которые могут сделать этот процесс более продуктивным.
§Сроки и результат выполнения работы. Безусловно, сроки работы должны быть. Любой, даже самый инновационный проект должен быть привязан к конкретным срокам его окончания. Причем окончание здесь – ключевое слово. Желание творить может привести человека к постоянному стремлению сделать все «идеально», а это, как известно, бесконечный процесс. Поэтому четкое определение того, когда работа должна быть сдана, разбиение задачи на конкретные шаги и контроль по продвижению к этим мини-результатам – лучший рецепт для достижения и творчески, и бизнес - полезного результата. Маленький нюанс, без которого данный рецепт не работает – необходимо изначально признать, что спланировать все досконально в этом деле не получится. Главное – это очертить то, что же нужно получить на выходе, а что вот что конкретно получится – не знает никто, на то оно и творчество.
§Лидер и командный дух. Именно из-за ветвистости процесса творчества при управлении творческим коллективом так хорошо показывают себя постоянные «летучки», на которых можно обсудить, на какой стадии находиться та или иная задача, кто ушел «не туда», а кто «нащупал» правильное направление и т.д. Эти собрания помогают скорректировать планы, поделиться открытиями, поднять творческий дух, если команда столкнулась с трудностями, расслабиться, в конце концов. Не все креативные профессии подразумевают командную работу, но там, где она есть, особенно важна роль лидера и управленца. Этот человек не может бояться изменений, должен видеть конечную цель и соизмерять с ней полученные результаты. Поэтому одна из его функций – быть реалистом. Многие креативные работники страдают «завышенными» ожиданиями, поэтому склонны разочаровываться от временных неудач. Задача лидера - вовремя отследить, «укрепить и направить» такого коллегу в нужное русло.
§График работы. Большой вопрос – в каком графике должны работать креативные сотрудники? Ответ на него кроится в формате работы всей компании в целом. Если для компании некритично, что человек приходит на работу к полудню, а уходит за полночь, при этом справляясь с порученными задачами – то это нормально. А вот если для работы крайне важно присутствие человека с 9 до 18 – то именно это обстоятельство должно быть решающим в стратегии выстраивания графика работы. Опыт показывает, что четкий и нормированный график работы для креативных сотрудников не снижает эффективность их работы, как, впрочем, и ненормированный. То же относиться и к удаленной работе. В США более 25 млн. человек хотя бы раз в неделю работают дома. Если человек дома работает эффективно, а формату работы компании это не мешает, стоит дать ему такую возможность. Гораздо более решающими для креативщика оказываются возможность заниматься интересными и перспективными проектами, свобода действий и выбора в своей работе.
§Контроль по результату, а не по процессу. «Тайну» творчества надо соблюдать, «право» на творчество надо уважать, «время» на творчество надо предоставлять. Не стоит контролировать креативных сотрудников по процессу выполнения их обязанностей. Лучше поставить задачу, выделить для нее время, и оценить результат. Тогда и человеку будет интересно, и компания сможет четко определить – те ли результаты приносит нам этот человек. Это, пожалуй, ключевой пункт в управлении такой категорией сотрудников, особенно если они сами настаивают на его соблюдении. Недаром дизайнера оценивают по «портфолио», а не потому, как он его делает.
§Стиль на работе. Креативные сотрудники добились и продолжают добиваться возможности быть нестандартными на работе. Дело касается и дресс-кода, и оформления кабинета, и других тонкостей креативного взгляда на мир. В решении этого вопроса, как и в случае графика работы, стоит исходить из формата компании. Если компании непринципиален строгий дресс-код и синие стены с портретами первых лиц – то и креативщикам стоит дать возможность обустроить все на свой вкус. Чем приятнее человеку работать, тем лучше.
Таким образом, получается, что к организации работы креативных сотрудников нельзя подходить «по шаблону», а в каждом конкретном случае нужно искать свое «креативное» решение, удовлетворяющее и компанию, и людей. При этом не стоит погружаться в миф о том, что «творческий означает неуправляемый», и соблюдать золотую середину между крайней жесткостью и крайней попустительской позицией в управлении креативщиками.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.