Ежедневно мы выслушиваем да и сами произносим разного рода жалобы на свою работу. Причины их бывают разные: и обычная усталость, и плохое настроение, и недовольство начальником, и неправильная организация труда. И, разумеется, самый частый повод для сетований — низкая зарплата. Однако прежде чем предъявлять претензии к нанимателю, имеет смысл внимательно посмотреть на себя со стороны, попытаться оценить уровень собственной лояльности. Под ней понимают искреннюю заинтересованность в работе, готовность поддерживать политику руководства, стремление к успеху, отождествление личных интересов и целей компании.
Разумеется, лояльность не может быть односторонней: без адекватной оплаты и достойных условий труда, на голом энтузиазме люди работать не будут. И радужные перспективы, которые рисует наниматель, должны в конце концов реализовываться, иначе ни один служащий в фирме надолго не задержится. Поэтому кадровые подразделения постоянно бьются над тем, как повысить лояльность персонала, придумывают материальные и нематериальные стимулы, позволяющие заинтересовать человека, сделать так, чтобы он не искал лучшей доли в других фирмах. Сотрудники в свою очередь решают иную актуальную задачу: как бы поменьше работать и побольше получать. И их тоже можно понять. Так как же в такой ситуации прийти к общему знаменателю, найти оптимальное и выгодное для всех соотношение затраченных сил, вложенной энергии и получаемого вознаграждения?
Скажи мне, где ты работаешь, и я скажу, кто ты…
Одним из показателей отношения человека к собственному труду является то, готов ли он сам воспользоваться продуктом деятельности — своей или всей компании. Вот два примера, описывающие диаметрально противоположные ситуации.
Владимир, заместитель начальника отдела продаж, рассказывает: «Я работаю на небольшом заводе по производству лакокрасочных материалов. Основными потребителями являются строительные фирмы, делающие ремонт небольших объектов. Мы всегда стараемся пойти навстречу клиентам, учитываем их пожелания, соблюдаем сроки и т. п. Но, честно говоря, лично для себя я бы нашу краску покупать не стал (хотя иногда есть возможность приобрести остатки по символической цене), потому что качество далеко не самое лучшее. Да, ее покупают, но ведь для компаний главное — показать результат своей работы, а то, что через полгода придется перекрашивать, их уже не беспокоит».
Стоит задуматься: а надо ли трудиться там, где все изначально нацелено на обман? Известно, что любая ложь понемногу разрушает человека изнутри, ведь фактически ему за себя все время стыдно. Сложно говорить о лояльности к предприятию, если коллектив знает, что вся его деятельность — ложь и профанация. К сожалению, есть служащие, которым даже нравится работать по принципу «Вот, еще одному болвану впарил эту дрянь!». Они испытывают радость, обманывая, считают себя выше тех, кто в результате оказывается их жертвами. Являясь людьми по сути бесчестными, они боятся открыто воровать, зато получают удовольствие, наживаясь на чужой доверчивости в рамках закона. Если вы не из таких, не стоит держаться за компанию, которая вам не нравится, ведь в конечном счете вы оказываетесь причастным к тому, что там происходит.
Наоборот, нет ничего лучше, чем ощущать себя представителем организации, которая приносит радость потребителям, выпуская качественные товары или предоставляя полезные услуги. Как пример можно привести историю Елены: «Я работаю на кондитерском производстве. И если собираюсь в гости или отмечаю праздник дома, всегда приобретаю продукцию только своей фирмы. Во-первых, я уверена в качестве, а во-вторых, не хочу поддерживать конкурентов. Недавно моя дочь принесла несколько наших тортов в школу на огонек. Ей было очень приятно, когда кто-то из родителей поинтересовался, на какой фабрике они сделаны, чтобы потом купить такие же, да и многие ребята подтвердили, что очень любят нашу продукцию».
На предприятиях, которые изготавливают популярные товары достойного качества, лояльность служащих неизменно выше. Люди держатся за работу, стараются, чтобы результаты их труда соответствовали репутации фирмы. Вакансии в таких местах быстро закрываются, поскольку количество претендентов обычно превышает спрос.
Это нам не задавали…
Еще один показатель лояльности — согласие в случае необходимости выполнять то, что не входит в ваш функционал. Насколько вы готовы проявлять энтузиазм, делать больше положенного во имя дальнейшего процветания компании? Порой такие действия не требуют от служащего практически никаких усилий, зато результат поднимает престиж фирмы, но многие, к сожалению, предпочитают просто закрывать глаза на те проблемы, за решение которых они не получают деньги. Вот что рассказывает Лидия К., преподаватель: «Я работаю в учебном центре компании, разрабатывающей и продающей программное обеспечение. Бывает так, что нам по ошибке звонят люди, которые думают, будто у нас обычные компьютерные курсы. Я всегда стараюсь выяснить, что за человек на другом конце провода, и если он представляет какую-то организацию, спрашиваю, нет ли у них необходимости в нашей продукции, рассказываю о ней, пытаюсь заинтересовать. По таким звонкам я уже привлекла несколько крупных заказчиков, а одни оказались просто находкой — порекомендовали нас еще двум солидным компаниям. Однако не все мои коллеги одобряют подобную позицию. Они говорят: «Есть отдел реализации, где сотрудникам платят процент с продаж, пусть они и стараются!» Я не могу понять их точку зрения…»
Зачастую мелочность в разделении обязанностей вызвана плохими взаимоотношениями в коллективе, завистью или неправильным распределением зарплаты. В структурах, где сотрудники получают проценты или бонусы по результатам продаж, часто идет подпольная война. Недобросовестные менеджеры переманивают клиентов, могут нагрубить тем, кто пришел к другому продавцу, или даже злонамеренно сорвать чужую сделку. Чтобы такого не происходило, дальновидные руководители применяют различные методы, например взимают штрафы за подобные провинности или, наоборот, поощряют служащих по результатам работы отдела, чтобы каждый был заинтересован в успехе своих коллег. Хорошо, когда сотрудники понимают, что от процветания всей компании зависит и их личный доход.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.