Пять дней в неделю, восемь часов в день — привычный график работы для большинства россиян. Однако как показывает зарубежная практика, работать по жесткому офисному графику вовсе не обязательно. Молодые специалисты, перенимая веяния Запада, все чаще отказываются трудиться с 9 до 18, не желая уделять работе слишком много времени.
Говоря о зарубежном опыте, стоить отметить, что в Европе (в частности, во Франции) трудятся 35 часов в неделю. Меньше восьми часов в день работают также в Канаде, США, Швеции и других развитых странах.
Сегодня восьмичасовой рабочий день не обеспечивает современного человека свободным временем, которое так необходимо для полноценной жизни, — бесконечные пробки утром и вечером, битком набитые автобусы и вагоны метро. Ежедневно путь из дома на работу и обратно отнимает у большинства из жителей столицы от одного до двух часов в один конец, а порой и больше. Прибавить к этому лишних полчаса на работе, и сумма впечатляет — рабочий день может длиться от 11 до 14 часов.
Многие специалисты, которые хотят сочетать работу и личную жизнь, отправляются на поиски свободы. Они покидают насиженные места в офисах и начинают искать альтернативные способы заработка. А кто-то изначально не желает становиться заложником четырех стен и быть привязанным к рабочему месту.
Конечно, одни могут спокойно сидеть в офисе, дожидаясь выходных, для кого-то фиксированный рабочий день — даже необходимость. Однако всегда есть те, кому хочется вырваться из надоевших стен или вовсе там не оказываться.
Зная, что существуют гораздо более достойные способы потратить время, нежели сидение на одном месте, болтовня с коллегами и «копание» в сети, можно попытаться изменить привычное положение дел. Но курс на дальнейшее развитие необходимо хорошенько продумать.
Вольному воля?
На сегодняшний день в развитых странах широко распространен свободный график работы, который приобретает все большую популярность и в нашей стране. Он подразумевает организацию своего рабочего времени согласно собственным мотивам и потребностям.
Можно выделить несколько разновидностей гибкого графика работы: скользящий график, работа в сменах и свободный график.
Скользящий график предоставляется отдельным сотрудникам по согласованию с руководством на основании заявления, в котором отражено переменное и фиксированное рабочее время. Переменное время — это временные промежутки, в рамках которых человек может начинать и заканчивать свою работу. Фиксированным временем считаются часы, когда сотрудник в любом случае должен присутствовать на рабочем месте.
В случае, если работа организована по сменному графику, продолжительность смены строго регламентирована. Но если личные дела не позволяют выйти на работу, можно поменяться сменами с другим сотрудником. По такому режиму работают многие сотрудники call-центров, работники информационных агентств, бармены и официанты.
Конечно, работодатели в большинстве своем предпочитают контролировать работника в течение полного восьмичасового рабочего дня. Однако есть профессии, для которых свободный график работы наиболее предпочтителен — он подойдет творческим личностям, которым зачастую трудно трудиться по офисным правилам. По свободному графику, например, могут работать дизайнеры, копирайтеры. Специалист сам решает, в какое время ему работать. Однако существует небольшая сложность: специалисту необходимо понять, сможет ли он трудиться самостоятельно, грамотно планировать и организовывать собственное время без посторонней помощи.
Соблюдай дистанцию!
Свой выбор можно сделать и в пользу удаленной работы. За рубежом, например, в США, Великобритании, Германии, Швеции, Нидерландах и других странах, дистанционный режим работы является распространенной практикой. Работодатель экономит средства на аренду офиса и собственно на персонал. Выигрывают здесь и сами сотрудники, которым нет необходимости тратить время и деньги на дорогу.
Суть удаленной работы заключается в следующем: работодатель и работник находятся на расстоянии друг от друга, передают и получают задания через интернет. Деньги сотрудник получает при помощи электронных средств оплаты. Благодаря развитию коммуникационных технологий, дистанционный режим позволяет специалисту расширить географию своей работы, которая может выполняться за тысячи километров от офиса.
Фриланс: путь свободного художника
Можно отправиться в свободное плавание, стать фрилансером и зарабатывать при этом не меньше своих офисных коллег. Доход «вольного наемника» зависит от качества выполненной работы. К тому же, никто не будет делать выговоров и пытаться контролировать рабочий процесс. Фрилансер не числится в постоянном штате компании. Свобода в действиях, и самое главное — в использовании своих временных ресурсов. Это является одной из главных причин, по которой специалист решает распрощаться с офисной рутиной. Но жизнь вольного художника порой не слишком легка: нет заказов — нет и денег.
К тому же, далеко не каждый специалист может стать фрилансером. Например, работать рекрутером по такому принципу не представляется возможным. Конечно, что есть такие профессии (точнее, их представители), которые могут появляться в офисе только тогда, когда выдается зарплата. Но есть и те, кто хотя бы раз в неделю должен пару часов проводить на рабочем месте. К первой группе можно отнести программистов, верстальщиков; во вторую категорию попадают журналисты, бизнес-консультанты.
Разумеется, путь фрилансера опаснее, чем офисное постоянство: свободный художник самостоятельно планирует все расходы, доход бывает нестабильным, отсутствует социальный пакет. Но для кого-то это наиболее приемлемый вариант развития своей карьеры.
Сам танцую, сам пою, сам билеты продаю
У вас в голове крутятся мысли из серии «надоело работать на кого-то, хочу работать на себя»? Действительно, можно не сидеть в опостылевшем помещении пять дней в неделю, а создать свое дело. Успешно войти в мир бизнеса вы сможете только в случае, если хорошо знакомы с той сферой, в которой хотите реализоваться. Например, только опытному специалисту по рекламе стоит попытаться открыть свое рекламное агентство.
Необходимо помнить, что любой бизнес требует больших финансовых вложений, и прибыль вряд ли появится сразу. Чтобы не повторить ошибок героя романа «12 стульев» отца Федора с его попытками варить мраморное мыло, следует тщательно продумать и спланировать свою деятельность. Помимо идеи, поиска клиентов и сотрудников, вы должны зарегистрировать свою фирму, арендовать помещение, закупить расходные материалы, заплатить налоги... В числе прочего, открытие собственного дела предполагает колоссальную ответственность, большую отдачу как физических, так и душевных сил. Про отсутствие свободного времени (во всяком случае, в первые годы жизни новой организации) лучше не говорить.
Человек — кузнец своей работы
Считается, что наиболее эффективным является восьмичасовой рабочий день. Для кого-то он является привычным — таким специалистам гораздо проще каждый день в одно и то же время выходить из дома на работу, отрабатывать положенные часы и уходить домой. Офисная стабильность не предполагает той огромной ответственности, какую подразумевают свободная работа и собственное дело.
Открыть свой бизнес или уйти с головой во фриланс — личный выбор каждого. Жизнь «на воле» может показаться заманчивой. Однако на деле все может быть гораздо прозаичнее — свободная деятельность будет занимать гораздо больше времени, нежели офисные восемь часов. Да и собственное дело по понятным (или не всегда понятным) причинам может привести к разрушению не только финансовой, но и профессиональной деятельности. И тут волей-неволей начнешь вспоминать добрым словом работу в офисе...
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.