RUUA
Ваш аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Собеседование без проблем
  5. Шоковое собеседование

Шоковое собеседование

4.09.2008 576

Главный вопрос, возникающий при шоковом собеседовании - этический. Считается, что к собеседованию, как правило, соискатели на ту или иную должность готовятся и поэтому как бы надевают маску, а при помощи шокового собеседования добиваются естественной реакции человека, при которой он сбрасывает маску. Специалисты в своем отношении к такому нестандартному ходу разделились, одни считают, что это замечательная технология, другие считают, что она унижает человека. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Для кого предназначается

Шоковое интервью предназначено, в первую очередь, для тех, у кого в требованиях работодателя стоит такой термин, как "стрессоустойчивость". Это могут быть: операторы call-центров , секретари на ресепшн, приемщики в компаниях, оказывающих бытовые услуги, диспетчеры коммунальных предприятий, менеджеры по продажам, менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по персоналу. Одним словом, это те сотрудники, которым в силу своей работы приходится много общаться с самыми разными людьми, причем, не всегда позитивно настроенными; те сотрудники, которым действительно требуется стрессоустойчивость, терпение и доброжелательность. Кроме того, в некоторых крупных компаниях, такое шоковое интервью устраивают тем соискателям, которые претендуют на неоправданно высокий, по мнению работодателей, уровень заработной платы.

Как проводится

Специально используются различные приемы хамства, невоспитанности, пренебрежительности к соискателю. Чаще всего рекрутеры используют такие приемы:

- соискателя оставляют на 15-20 минут одного в кабинете;

- проводят интервью на лестничной клетке, на улице, разговаривая на ходу;

- грубо обрывают фразой типа "говорите короче";

- задают провокационные вопросы, например "сколько времени вы проводите на эротических сайтах?" и т.п.;

- задают вопросы, унижающие соискателя, например, спрашивают с иронией в голосе "почему это Вы считаете, что Вы компетентны в данном вопросе?";

- задают слишком много вопросов о личной жизни;

- предлагают подробно рассказать о своих недостатках;

- проводят собеседование сразу с большим количеством соискателей;

- на собеседовании присутствует сразу несколько представителей руководства (исключение составляют вакансии топ-менеджеров - с ними считается нормой, что собеседование проводят сразу несколько руководителей);

- постоянно говорят по мобильному телефону, причем, чаще звонят сами;

- зевают во время ответов соискателя;

- рассматривают какой-то журнал во время ответов соискателя.

Могут быть и другие вопросы или варианты, мы назвали лишь основные. Цель - выбить почву из-под ног человека, который пришел на собеседование.

Главный вопрос, который возникает при шоковом собеседовании - это этический вопрос. Потому что, во время собеседования при приеме на работу волнуются все, даже самые спокойные люди. Кроме того, есть компетентные специалисты, которые с трудом переносят хамство и могут неправильно отреагировать на такие провокации. Конечно, таким людям трудно работать, к примеру, операторами call-центров, с которыми и проводятся зачастую подобные собеседования.

Как говорят сами рекрутеры, любая ошибка при проведении шокового собеседования может обернуться потерей компетентного работника, подпорченной репутацией компании и даже судебным иском. Вопрос еще и в этических нормах - применяя такие приемы, рекрутеры обманывают соискателя, кроме того, если в компании, с согласия руководства, практикуются при приеме на работу такие провокационные методы, то большая вероятность, что провокации в компании могут применяться и по другим поводам.

Проверить специалиста можно ведь и другими способами, например, научиться составлять психологические портреты для того, чтобы быстро понимать, какими качества обладает сидящий перед тобой человек. Внимательно наблюдать за соискателем. Или сыграть в мини-деловую игру - предложить сымпровизировать соискателю на ходу, например: "вам позвонил недовольный, кричащий по телефону клиент - ваши действия", дать минимальное время соискателю на ответ, чтобы определиться, как он действует в экстремальной обстановке и т.д. Спросить соискателя, что такое, по его мнению, конфликтная ситуация, какие он знает способы разрешения конфликтов, с какими стрессовыми ситуациями сталкивался на прежней работе и как выходил из них. Вариантов много, но, главное, такие варианты этичны по отношению к соискателю, обходятся без лжи и без его унижения, а также, в чем и состоит цель собеседования - дают представление о стрессоустойчивости соискателя, о его аналитических способностях, скорости реакции и т.д.

Как защищаться

Попав на такое собеседование, очень важно интуитивно почувствовать, что вас специально провоцируют и соблюдать спокойствие. Далее, есть несколько вариантов:

- подыграть рекрутеру - но на это способны лишь люди, обладающие высоким уровнем самообладания;

- проявить чувство юмора, которое, как спасательный круг, вообще помогает во многих экстремальных ситуациях;

- сказать рекрутеру - "я понимаю, что вы проводите шоковое собеседование, что вы хотите вывести меня из себя".

Как правило, при окончании игры, провокации прекращаются, и раз соискатель догадался о том, что это шоковое собеседование, рекрутеры переходят на обычный тон. Если же вы не поняли, что это шоковое собеседование и приняли все "за чистую монету", то в таком случае можно посоветовать, столкнувшись с хамством и пренебрежительностью, даже специально подстроенными, проявить выдержку и ум, а еще вспомнить замечательное изречение Конфуция: "Никто не может быть унижен, пока не чувствует себя униженным". Вот и не чувствуйте себя униженными, ведь вы понимаете, что именно знаете, что умеете, почему пришли наниматься на работу конкретно в эту компанию, так сохраняйте чувство собственного достоинства при любом с вами обращении. Помните, что лучшее оружие с хамом - не ответная грубость, а воспитанность, вежливость и интеллигентность. Лучшее оружие с пренебрежительностью - спокойствие и быстрый анализ ситуации. На любом собеседовании держите себя в руках, учитесь управлять своими эмоциями. Важно помнить, что не только вы нуждаетесь в работе, но и компании нуждаются в первоклассных специалистах. Поэтому, говоря словами известной писательницы и телеведущей Татьяны Толстой: "Спинку-то выпрямите и вперед!"

Читайте также

  • Вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!23 Декабрь, 2024

    Дорогі партнери, колеги, друзі!

    Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!


  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua23 Декабрь, 2024

    Шановні клієнти!
    Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 Декабрь, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 Декабрь, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 Декабрь, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.


↑ Наверх