UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Шукачу
  4. Співбесіда без проблем
  5. Шоковое собеседование

Шоковое собеседование

4.09.2008 582

Главный вопрос, возникающий при шоковом собеседовании - этический. Считается, что к собеседованию, как правило, соискатели на ту или иную должность готовятся и поэтому как бы надевают маску, а при помощи шокового собеседования добиваются естественной реакции человека, при которой он сбрасывает маску. Специалисты в своем отношении к такому нестандартному ходу разделились, одни считают, что это замечательная технология, другие считают, что она унижает человека. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Для кого предназначается

Шоковое интервью предназначено, в первую очередь, для тех, у кого в требованиях работодателя стоит такой термин, как "стрессоустойчивость". Это могут быть: операторы call-центров , секретари на ресепшн, приемщики в компаниях, оказывающих бытовые услуги, диспетчеры коммунальных предприятий, менеджеры по продажам, менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по персоналу. Одним словом, это те сотрудники, которым в силу своей работы приходится много общаться с самыми разными людьми, причем, не всегда позитивно настроенными; те сотрудники, которым действительно требуется стрессоустойчивость, терпение и доброжелательность. Кроме того, в некоторых крупных компаниях, такое шоковое интервью устраивают тем соискателям, которые претендуют на неоправданно высокий, по мнению работодателей, уровень заработной платы.

Как проводится

Специально используются различные приемы хамства, невоспитанности, пренебрежительности к соискателю. Чаще всего рекрутеры используют такие приемы:

- соискателя оставляют на 15-20 минут одного в кабинете;

- проводят интервью на лестничной клетке, на улице, разговаривая на ходу;

- грубо обрывают фразой типа "говорите короче";

- задают провокационные вопросы, например "сколько времени вы проводите на эротических сайтах?" и т.п.;

- задают вопросы, унижающие соискателя, например, спрашивают с иронией в голосе "почему это Вы считаете, что Вы компетентны в данном вопросе?";

- задают слишком много вопросов о личной жизни;

- предлагают подробно рассказать о своих недостатках;

- проводят собеседование сразу с большим количеством соискателей;

- на собеседовании присутствует сразу несколько представителей руководства (исключение составляют вакансии топ-менеджеров - с ними считается нормой, что собеседование проводят сразу несколько руководителей);

- постоянно говорят по мобильному телефону, причем, чаще звонят сами;

- зевают во время ответов соискателя;

- рассматривают какой-то журнал во время ответов соискателя.

Могут быть и другие вопросы или варианты, мы назвали лишь основные. Цель - выбить почву из-под ног человека, который пришел на собеседование.

Главный вопрос, который возникает при шоковом собеседовании - это этический вопрос. Потому что, во время собеседования при приеме на работу волнуются все, даже самые спокойные люди. Кроме того, есть компетентные специалисты, которые с трудом переносят хамство и могут неправильно отреагировать на такие провокации. Конечно, таким людям трудно работать, к примеру, операторами call-центров, с которыми и проводятся зачастую подобные собеседования.

Как говорят сами рекрутеры, любая ошибка при проведении шокового собеседования может обернуться потерей компетентного работника, подпорченной репутацией компании и даже судебным иском. Вопрос еще и в этических нормах - применяя такие приемы, рекрутеры обманывают соискателя, кроме того, если в компании, с согласия руководства, практикуются при приеме на работу такие провокационные методы, то большая вероятность, что провокации в компании могут применяться и по другим поводам.

Проверить специалиста можно ведь и другими способами, например, научиться составлять психологические портреты для того, чтобы быстро понимать, какими качества обладает сидящий перед тобой человек. Внимательно наблюдать за соискателем. Или сыграть в мини-деловую игру - предложить сымпровизировать соискателю на ходу, например: "вам позвонил недовольный, кричащий по телефону клиент - ваши действия", дать минимальное время соискателю на ответ, чтобы определиться, как он действует в экстремальной обстановке и т.д. Спросить соискателя, что такое, по его мнению, конфликтная ситуация, какие он знает способы разрешения конфликтов, с какими стрессовыми ситуациями сталкивался на прежней работе и как выходил из них. Вариантов много, но, главное, такие варианты этичны по отношению к соискателю, обходятся без лжи и без его унижения, а также, в чем и состоит цель собеседования - дают представление о стрессоустойчивости соискателя, о его аналитических способностях, скорости реакции и т.д.

Как защищаться

Попав на такое собеседование, очень важно интуитивно почувствовать, что вас специально провоцируют и соблюдать спокойствие. Далее, есть несколько вариантов:

- подыграть рекрутеру - но на это способны лишь люди, обладающие высоким уровнем самообладания;

- проявить чувство юмора, которое, как спасательный круг, вообще помогает во многих экстремальных ситуациях;

- сказать рекрутеру - "я понимаю, что вы проводите шоковое собеседование, что вы хотите вывести меня из себя".

Как правило, при окончании игры, провокации прекращаются, и раз соискатель догадался о том, что это шоковое собеседование, рекрутеры переходят на обычный тон. Если же вы не поняли, что это шоковое собеседование и приняли все "за чистую монету", то в таком случае можно посоветовать, столкнувшись с хамством и пренебрежительностью, даже специально подстроенными, проявить выдержку и ум, а еще вспомнить замечательное изречение Конфуция: "Никто не может быть унижен, пока не чувствует себя униженным". Вот и не чувствуйте себя униженными, ведь вы понимаете, что именно знаете, что умеете, почему пришли наниматься на работу конкретно в эту компанию, так сохраняйте чувство собственного достоинства при любом с вами обращении. Помните, что лучшее оружие с хамом - не ответная грубость, а воспитанность, вежливость и интеллигентность. Лучшее оружие с пренебрежительностью - спокойствие и быстрый анализ ситуации. На любом собеседовании держите себя в руках, учитесь управлять своими эмоциями. Важно помнить, что не только вы нуждаетесь в работе, но и компании нуждаются в первоклассных специалистах. Поэтому, говоря словами известной писательницы и телеведущей Татьяны Толстой: "Спинку-то выпрямите и вперед!"

Читайте також

  • Що запитати в кандидата, щоб отримати його «так»?17 лютий, 2025

    Знайти ідеального працівника на важливу посаду не так уже й складно. А от переконати його пристати на вашу пропозицію — ще той квест. В цій статті вчимося ставити правильні, коректні питання кандидату, щоб він погодився на вашу пропозицію.

  • Чому ми полишаємо вивчення англійської на пів дорозі?14 лютий, 2025

    Ох уже ця англійська! Куди не глянь, в сучасному світі без неї не обійтися. І поки друзі та колеги вільно — чи майже вільно — знають цю прекрасну мову, ви ніяк не зберетеся її вивчити. Знайомо? Якщо так, Jobs.ua пропонує розглянути найпоширеніші проблеми, чому ми кидаємо вчити англійську на пів дорозі.

  • Ключові тренди на робочому місці, які формуватимуть 2025 рік12 лютий, 2025

    Світовий ринок праці намагається встигати за новітніми трендами, хоча в наш час все змінюється з блискавичною швидкістю. Та все ж спробуємо окреслити ключові тренди 2025-го року, які впливатимуть на робочі місця в усіх куточках світу.

  • Бізнес, творчість, штучний інтелект: вчимося зараз, щоб потім не відставати10 лютий, 2025

    Працюєте на творчій ниві і переживаєте за те, як ШІ змінить «баланс сил» у вашій професії? Продаєте товари чи послуги і хочете оптимізувати бізнес процеси з використанням штучного інтелекту? З’ясуємо, як «подружитися» з АІ, щоб не відстати в майбутньому від своїх конкурентів.

  • Що не забути взяти на навчання за кордоном? 9 лютий, 2025

    Нещодавно ми писали, як обрати навчання в магістратурі за кордоном. Сьогодні пропонуємо вашій увазі топову підбірку нагадувань, що взяти з собою, якщо плануєте навчатися в іншій країні.


Часто шукають

↑ Вгору