Аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Соискателю
  4. Собеседование без проблем

Шоковое собеседование


23.10.2017 379

Главный вопрос, возникающий при шоковом собеседовании - этический. Считается, что к собеседованию, как правило, соискатели на ту или иную должность готовятся и поэтому как бы надевают маску, а при помощи шокового собеседования добиваются естественной реакции человека, при которой он сбрасывает маску. Специалисты в своем отношении к такому нестандартному ходу разделились, одни считают, что это замечательная технология, другие считают, что она унижает человека. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Для кого предназначается

Шоковое интервью предназначено, в первую очередь, для тех, у кого в требованиях работодателя стоит такой термин, как "стрессоустойчивость". Это могут быть: операторы call-центров , секретари на ресепшн, приемщики в компаниях, оказывающих бытовые услуги, диспетчеры коммунальных предприятий, менеджеры по продажам, менеджеры по работе с клиентами, менеджеры по персоналу. Одним словом, это те сотрудники, которым в силу своей работы приходится много общаться с самыми разными людьми, причем, не всегда позитивно настроенными; те сотрудники, которым действительно требуется стрессоустойчивость, терпение и доброжелательность. Кроме того, в некоторых крупных компаниях, такое шоковое интервью устраивают тем соискателям, которые претендуют на неоправданно высокий, по мнению работодателей, уровень заработной платы.

Как проводится

Специально используются различные приемы хамства, невоспитанности, пренебрежительности к соискателю. Чаще всего рекрутеры используют такие приемы:

- соискателя оставляют на 15-20 минут одного в кабинете;

- проводят интервью на лестничной клетке, на улице, разговаривая на ходу;

- грубо обрывают фразой типа "говорите короче";

- задают провокационные вопросы, например "сколько времени вы проводите на эротических сайтах?" и т.п.;

- задают вопросы, унижающие соискателя, например, спрашивают с иронией в голосе "почему это Вы считаете, что Вы компетентны в данном вопросе?";

- задают слишком много вопросов о личной жизни;

- предлагают подробно рассказать о своих недостатках;

- проводят собеседование сразу с большим количеством соискателей;

- на собеседовании присутствует сразу несколько представителей руководства (исключение составляют вакансии топ-менеджеров - с ними считается нормой, что собеседование проводят сразу несколько руководителей);

- постоянно говорят по мобильному телефону, причем, чаще звонят сами;

- зевают во время ответов соискателя;

- рассматривают какой-то журнал во время ответов соискателя.

Могут быть и другие вопросы или варианты, мы назвали лишь основные. Цель - выбить почву из-под ног человека, который пришел на собеседование.

Главный вопрос, который возникает при шоковом собеседовании - это этический вопрос. Потому что, во время собеседования при приеме на работу волнуются все, даже самые спокойные люди. Кроме того, есть компетентные специалисты, которые с трудом переносят хамство и могут неправильно отреагировать на такие провокации. Конечно, таким людям трудно работать, к примеру, операторами call-центров, с которыми и проводятся зачастую подобные собеседования.

Как говорят сами рекрутеры, любая ошибка при проведении шокового собеседования может обернуться потерей компетентного работника, подпорченной репутацией компании и даже судебным иском. Вопрос еще и в этических нормах - применяя такие приемы, рекрутеры обманывают соискателя, кроме того, если в компании, с согласия руководства, практикуются при приеме на работу такие провокационные методы, то большая вероятность, что провокации в компании могут применяться и по другим поводам.

Проверить специалиста можно ведь и другими способами, например, научиться составлять психологические портреты для того, чтобы быстро понимать, какими качества обладает сидящий перед тобой человек. Внимательно наблюдать за соискателем. Или сыграть в мини-деловую игру - предложить сымпровизировать соискателю на ходу, например: "вам позвонил недовольный, кричащий по телефону клиент - ваши действия", дать минимальное время соискателю на ответ, чтобы определиться, как он действует в экстремальной обстановке и т.д. Спросить соискателя, что такое, по его мнению, конфликтная ситуация, какие он знает способы разрешения конфликтов, с какими стрессовыми ситуациями сталкивался на прежней работе и как выходил из них. Вариантов много, но, главное, такие варианты этичны по отношению к соискателю, обходятся без лжи и без его унижения, а также, в чем и состоит цель собеседования - дают представление о стрессоустойчивости соискателя, о его аналитических способностях, скорости реакции и т.д.

Как защищаться

Попав на такое собеседование, очень важно интуитивно почувствовать, что вас специально провоцируют и соблюдать спокойствие. Далее, есть несколько вариантов:

- подыграть рекрутеру - но на это способны лишь люди, обладающие высоким уровнем самообладания;

- проявить чувство юмора, которое, как спасательный круг, вообще помогает во многих экстремальных ситуациях;

- сказать рекрутеру - "я понимаю, что вы проводите шоковое собеседование, что вы хотите вывести меня из себя".

Как правило, при окончании игры, провокации прекращаются, и раз соискатель догадался о том, что это шоковое собеседование, рекрутеры переходят на обычный тон. Если же вы не поняли, что это шоковое собеседование и приняли все "за чистую монету", то в таком случае можно посоветовать, столкнувшись с хамством и пренебрежительностью, даже специально подстроенными, проявить выдержку и ум, а еще вспомнить замечательное изречение Конфуция: "Никто не может быть унижен, пока не чувствует себя униженным". Вот и не чувствуйте себя униженными, ведь вы понимаете, что именно знаете, что умеете, почему пришли наниматься на работу конкретно в эту компанию, так сохраняйте чувство собственного достоинства при любом с вами обращении. Помните, что лучшее оружие с хамом - не ответная грубость, а воспитанность, вежливость и интеллигентность. Лучшее оружие с пренебрежительностью - спокойствие и быстрый анализ ситуации. На любом собеседовании держите себя в руках, учитесь управлять своими эмоциями. Важно помнить, что не только вы нуждаетесь в работе, но и компании нуждаются в первоклассных специалистах. Поэтому, говоря словами известной писательницы и телеведущей Татьяны Толстой: "Спинку-то выпрямите и вперед!"

Если вам нужен персонал размещайте бесплатно вакансию на сайте!

Читайте также

  • Сложный выбор: хороший коллектив или высокая заработная плата22 Октябрь, 2017

    Осуществляя смену рабочего места, соискатель выбирает место, где ему придется проводить большое количество своего времени, решая профессиональные и стратегические задачи, а поэтому новое место трудоустройства должно быть комфортным для специалиста во всех его смыслах. Так случается, что идеального место, отвечающего всем вашим параметрам удобства нет, следовательно приходится выбирать «наименьшее зло». Самым сложным проблематичным выбором для специалиста является: хороший коллектив vs высокая заработная плата.

  • Каких работников не хватает Украине20 Октябрь, 2017

    Этих специалистов ждут в Украине

  • Как соискателю завоевать внимание на собеседовании?18 Октябрь, 2017

    Собеседование – деловая встреча, на которой работодатель и соискатель впервые встречаются тет-а-тет, чтобы понять подходят ли они друг другу. Так как на работу все-таки трудоустраивает компания, то проведение собеседования часто находится в руках именно работодателя. Из-за чего соискатель чувствует дискомфорт, стеснение, неудобство. Такое поведение выдает неуверенность, нерешительность соискателя, а кому из работодателей нужен неуверенный в себе работник?! Сегодняшняя наша статья посвящена тому, как выглядеть соискателю на собеседовании более уверенно и завоевать внимание работодателя.

  • Уровень безработицы в Украине18 Октябрь, 2017

    По-немногу, но снижается...

  • Как наладить отношения с начальником?17 Октябрь, 2017

    Позитивная психологическая атмосфера на работе – залог хороших отношений в рабочем коллективе. Это также хороший плацдарм для успеха каждого сотрудника в коллективе в достижении персональных и общих целей. Разлад отношений даже нескольких сотрудников разбалансирует позитивный микроклимат в коллективе. Натянутые отношения заметны для любого сотрудника и негативно влияют не только на настроение, но и рабочий настрой. Но ничто так не огорчает, как разлад отношений с начальником.

Создайте лучшее резюме всего за несколько минут и работа Вашей мечты найдется быстрее!

↑ Наверх