Декретный отпуск, желание попробовать силы в собственном бизнесе, болезнь — да мало ли причин? Перерыв в стаже может тянуться от полугода до нескольких лет. И при попытке вернуться в строй после тайм-аута даже признанного профессионала подстерегает ряд неприятных сюрпризов.
Белое пятно в перечне мест службы в резюме или несколько выпавших лет в записях трудовой книжки способны в одночасье сделать соискателя в глазах HR-менеджера крупной компании бракованным кадром. Кандидат, уволившийся с последней работы больше года назад, скорее всего, не дождется даже приглашения на собеседование, если речь идет о вакансии в мало-мальски солидной фирме. Сложно упрекнуть рекрутеров в предвзятости. В наши дни практически все отрасли экономики развиваются стремительно, и даже годичная пауза в стаже приводит к весьма ощутимой деквалификации специалиста, потере нужных связей, навыков, деловой хватки и психологической готовности действовать в динамичном, интенсивном темпе. По оценкам экспертов рынка труда, каждый год перерыва снижает стоимость служащего на 15–20 % в зависимости от сферы деятельности. Так что затянувшийся на четыре-пять лет тайм-аут эквивалентен, с точки зрения кадровика, профессиональному самоубийству.
Кроме того, любой менеджер по подбору персонала в глубине души подозревает, что на «отпускника», пожелавшего вернуться к работе спустя несколько лет, уже не подействует стандартная мотивационная связка из кнута и пряника. «Раз человек долгое время обходился без зарплаты, у него, видимо, есть дополнительный источник дохода. Значит, штрафами, премиями и угрозой увольнения его не мотивируешь — примерно так рассуждают эйчары. — Да и болеть душой за дело он тоже, скорее всего, не станет: несколько лет — достаточный срок для кардинального изменения жизненных ценностей». Впрочем, все подобные сложности трудоустройства после перерыва в карьере меркнут по сравнению с препятствиями, иногда возникающими на пути молодых мам, только что вышедших из декретного отпуска. Некоторые чересчур требовательные кадровики автоматически помещают их в самый низ списка ценных соискателей. С точки зрения большинства нанимателей, сотрудница с маленьким ребенком будет требовать для себя льготных условий и гибкого графика, неделями сидеть на бол ничном с малышом, а в течение дня ежечасно справляться по телефону у няни или бабушки, «съел ли Ванечка кашку». Разумеется, этот негативный стереотип возник не на пустом месте, а чтобы преодолеть его и получить место в компании, молодая мама должна не только обладать впечатляющим профессиональным реноме, но и суметь подать себя на интервью в наиболее выгодном ракурсе, искусно подчеркнув достоинства и завуалировав недостатки своего положения.
Наверняка у кого-то уже сложилось впечатление, что после нескольких выпавших лет стажа можно ставить на карьере жирный крест, а шансы на успешное трудоустройство в такой ситуации сопоставимы с вероятностью сорвать джек-пот в казино. Разумеется, все далеко не так, просто лучше заблаговременно мобилизоваться и быть готовым к сложностям, нежели потерпеть сокрушительное фиаско на волне неоправданного оптимизма и чрезмерной самоуверенности. В принципе, все многообразие проблем, связанных с возвращением на работу после длительного перерыва, можно свести к трем основным вопросам: как не потерять имеющиеся деловые связи и уже достигнутый уровень профессионализма? как заинтересовать потенциального нанимателя и добиться приглашения на собеседование, не оказавшись в числе тех, чье резюме сразу отправляют в корзину? как доказать на интервью свою профпригодность, отыскав достойное объяснение белому пятну в послужном списке?
Держать руку на пульсе
Когда Чайковскому задали вопрос, как влияют паузы в регулярных занятиях на уровень исполнительского мастерства, он ответил: «Если я не поиграю один день, изъяны в технике замечу только я, если два дня — их заметят только пианисты-виртуозы, а если три — их заметит каждый слушатель ». Разумеется, Петр Ильич явно лукавил, говоря о трех днях, однако полугодовой перерыв однозначно приводит к ощутимому снижению квалификации и устареванию знаний и навыков. Причем темпы этой «амортизации» напрямую зависят от профессии. Например, для дизайнера, психолога, архитектора или педагога тайм-аут длиной в год может пройти сравнительно безболезненно, зато юристы, экономисты или айтишники принадлежат к числу «скоропортящихся» специалистов. Здесь не получится освежить знания молниеносным кавалерийским наскоком накануне рассылки резюме.
Пожалуй, самый оптимальный вариант для представителей профессий с маленьким сроком годности — постоянно держать руку на пульсе: отслеживать все нововведения в своей отрасли и актуальные тренды, вникать в изменения в законодательстве или технические инновации. Как и при поиске работы, на помощь придут ресурсы Интернета — специализированные отраслевые порталы и профессиональные сообщества в блогах и социальных сетях. Достаточно уделять всего один-два часа в день чтению новостной ленты, аналитических материалов и тематических рассылок, а также виртуальному общению с коллегами, чтобы как минимум не потерять знания и навыки.
Наиболее выигрышное положение у тех, кто решил сделать паузу ради создания собственного дела, а также у женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Как правило, начинающие бизнесмены создают стартап в той сфере, которую уже успели досконально изучить изнутри, работая на дядю, так что перерыв для них фактически равнозначен курсам повышения квалификации. А молодым мамам вовсе не требуется вопреки расхожему стереотипу уделять своему малышу 25 часов в сутки, более того, многие из них даже тяготятся свалившимся на них свободным временем. А значит, они имеют замечательную возможность самостоятельно получить новые навыки и освоить смежную специальность, благо современные технологии позволяют. Главное в этой ситуации — не слишком увлекаться столь милым сердцу образом чадолюбивой и хозяйственной мамы, порой полностью вытесняющим другое, более важное для карьеры амплуа целеустремленной и волевой деловой женщины.
Наконец, не стоит забывать о деловых контактах и отношениях с коллегами: в российских условиях связи порой имеют гораздо больший вес, нежели профессионализм и опыт. Пусть даже ваши отношения с сослуживцами в стенах офиса были далеки от идеальных, не пренебрегайте маленькими, но приятными реверансами в их адрес. Электронная открытка по случаю праздника, короткое письмо с дежурным «как дела?» — все эти мелочи зачтутся вам впоследствии, и, возможно, бывшие коллеги окажут вам поддержку и предоставят протекцию на нелегком и тернистом пути поиска работы после перерыва.
Не наступайте на горло амбициям
Итак, вы твердо уверены, что настал момент для повторного старта карьеры после добровольной или вынужденной паузы. Не будем рассматривать идеальные варианты: ваше бывшее начальство готово сразу же восстановить вас в должности на прежних условиях, коллеги, перешедшие на другую работу, готовы замолвить за вас словечко. Тот, кому настолько повезло с боссом и сослуживцами, вряд ли нуждается в рекомендациях. А вот остальным для того, чтобы вернуться в строй, придется приложить усилия.
Прежде чем начинать рассылать резюме и обзванивать нанимателей, следует хотя бы день посвятить мониторингу рынка труда в своей отрасли, обращая особое внимание на уровень зарплат и набор требований, предъявляемых к претендентам. Исходя из этой информации, можно выстраивать тактику самопозиционирования, иными словами, определить, насколько ваши финансовые и карьерные притязания соответствуют условиям, предлагаемым работодателями.
Дело в том, что некоторые консультанты по кадровым вопросам рекомендуют соискателям, трудоустраивающимся после перерыва, значительно снизить уровень своих ожиданий в плане жалованья и должности, то есть на какое-то время умерить аппетиты. Однако это крайняя мера, следовать данному совету надо, когда все прочие средства уже использованы. С деньгами все довольно просто — естественная инфляция и рост окладов за определенный период времени, как правило, соответствуют в процентном эквиваленте степени «амортизации» отдыхавшего специалиста. Так что можете смело рассчитывать на сумму, которую вы получали до тайм-аута. А вот с добровольным снижением статуса дело обстоит несколько сложнее. Во-первых, подобный демарш банально подпортит послужной список. Начальник отдела, готовый стать заместителем начальника, или финансовый директор, опустившийся до бухгалтера, сразу вызовет подозрения у HR-менеджера любой солидной компании. Во-вторых, вынужденный отказ от завоеванных позиций может очень больно ударить по профессиональному самоуважению и элементарному человеческому самолюбию. У чересчур ранимых и впечатлительных личностей на этой почве нередко развивается самый настоящий комплекс: они действительно начинают ощущать себя бракованными кадрами!
К счастью, компромиссный вариант есть. Если уже несколько попыток попасть в крупную респектабельную корпорацию потерпели неудачу, можно временно, ради восстановления квалификации и приобретения соответствующей записи в трудовой книжке устроиться на аналогичную должность в небольшую или недавно созданную компанию. Организации такого уровня чаще всего не в состоянии позволить себе дотошного и высококвалифицированного кадровика, который станет возиться с каждым кандидатом, придирчиво изучая его карьерные достижения. Кроме того, у маленьких фирмочек требования к соискателям, как правило, намного демократичнее и либеральнее, нежели у динозавров отрасли; чтобы заполучить в штат опытного профи, а не вчерашнего студента, работодатель наверняка закроет глаза на пробелы в его стаже. Самое главное — суметь их достойно объяснить.
Как объяснить белое пятно
Допустимо ли замалчивание отдельных фактов биографии, легкий блеф или откровенная ложь в резюме и на собеседовании? Ответ на этот вопрос зависит исключительно от личных морально-этических установок. Но когда речь заходит о трудоустройстве после продолжительной паузы, выбор не слишком велик. Если она вызвана уважительными и благопристойными причинами вроде получения степени MBA в престижном западном университете или декретным отпуском, то нет смысла что-то скрывать. А если нет? Не так уж редко встречаются ситуации, когда специалист в буквальном смысле сгорел на прежней работе и для восстановления сил ему понадобился целый год. Вряд ли стоит уповать на человеколюбие кадровика, чистосердечно рассказывая ему драматические моменты биографии. Наконец, таймаут может быть вызван криминальным происшествием, проблемами с алкоголем, наркотиками, но даже эти всеми порицаемые пороки не являются основанием для того, чтобы ставить крест на карьере.
Если перерыв продолжался около полугода, можно воспользоваться универсальным и, кстати, одним из самых распространенных объяснений: «Я решал жилищную проблему». Менее предпочтительный вариант — оправдать пропуск уходом за больным родственником, заодно надавив на жалость рекрутера. Чтобы лакуна в послужном списке не так сильно бросалась в глаза, в перечне мест работы в резюме стоит убрать наименования месяцев, оставив только года. А вот если вынужденный отпуск затянулся на год и более, придется проявить гораздо большую изобретательность.
Начало собственного бизнеса, частная практика или фриланс — весьма спорное и неоднозначное объяснение продолжительного пробела. Например, никто не упрекнет женщину, решившую во время декрета стать свободным художником, зато уход высокооплачиваемого белого воротничка в фриланс сразу вызовет множество вопросов. Самое главное — преподнести этап свободного плавания как очередную ступень в личном и профессиональном развитии, как ценный, уникальный жизненный опыт. Так, ни в коем случае не надо говорить что-то вроде «Пытался создать свое дело» — владельцы карликовых шарашкиных контор, да к тому же неудачники, мало кому симпатичны. В принципе, даже негативный опыт руководства собственным ООО «Рога и копыта» можно изложить в строгих деловых терминах, сделав особый акцент на приобретенных опыте и навыках.
Кругосветное путешествие с семьей длиной в год — такой мотив для паузы в карьере считается вполне уважительным в западных компаниях и их российских представительствах, но многие отечественные наниматели, не исключено, сочтут это непростительным барством. В любом случае, непременно стоит подчеркнуть семейный характер вояжа (никаких вольных странствий в традициях хиппи!) — образцовый семьянин всегда производит положительное впечатление.
Не объясняйте пробелы в послужном списке продолжительным лечением или смертельной усталостью от работы. Тяжелобольным или «выдохшимся» кандидатам сразу укажут на дверь, так как рекрутер посчитает, что они просто не справятся с нагрузками.
Вернуться к прерванной карьере, быстро наверстать упущенное и уверенно продолжить движение вперед вовсе не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Залог успеха — сочетание настойчивости и изобретательности, вера в собственные силы и умение не пасовать перед трудностями, возникающими в самом начале пути.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.