О необходимости соблюдения этикета все знают едва ли не с пеленок. Неприлично прилюдно хохотать и чесаться, хамить и «тыкать» незнакомцам, пристально смотреть на посторонних, использовать слова-паразиты и т. п. Между тем, каждый хотя бы раз пытался выразить протест снобизму. И если в повседневной жизни подобные «проделки» сходят с рук, в деловой — могут обернуться серьезными и не всегда приятными последствиями.
Вежливость королей
Понятие этикета прочно ассоциируется с нравами английских и французских монархов. Однако мало кому известно, что родиной неписаного кодекса хороших манер по праву признана Италия, со времен средневековья подарившая человечеству образцы высокой образованности и культуры.
Этикет (от франц. etiquette — ярлык, этикетка, церемониал) — набор правил поведения, принятых в том или ином обществе (при царском дворе, в армии, на светских раутах, дипломатических приемах и т. п.). В последнее время все больше внимания уделяется деловому (служебному) этикету, регламентирующему взаимоотношения сотрудников, работодателей, клиентов, партнеров по бизнесу.
Кодекс поведения на рабочем месте подразумевает:
— соблюдение офисного дресс-кода;
— знание принципов организации встреч, переговоров, бизнес-ланчей;
— культуру телефонного общения и переписки;
— знание нюансов вручения подарков партнерам и клиентам;
— нормы оформления визитных карточек и т. д.
Кому и зачем это нужно? Соблюдение делового этикета — неотъемлемая часть формирования позитивного имиджа не только отдельных сотрудников, но и компании в целом. Согласитесь, вряд ли потенциальный партнер подпишет важный контракт, если в приемной его встретит неприветливая кукла-секретарь, а менеджер по работе с клиентами опоздает на встречу и даже не извинится! Неудивительно, что многие «цивилизованные» работодатели знание делового этикета считают краеугольным камнем в фундаменте корпоративной культуры, безоговорочное следование правилам которого вменяется в первоочередную обязанность любому служащему.
Социологи утверждают: 97% работодателей считают владение этикетом главнейшим качеством соискателей. А вот 92% респондентов убеждены: обладателю хороших манер сделать карьеру проще, чем пусть даже и высококлассному, но не просвещенному в этом плане специалисту. Подобную мысль подтверждают и результаты исследований Центра занятости. Оказывается, при приеме на работу в первую очередь ценится вовсе не образование, рекомендации и опыт, а… манера держаться и культура общения!
Мнение профи
Георгий Монахов, консультант-имиджмейкер, бизнес-тренер, преподаватель Международного института менеджмента:
— Стиль оформления резюме, внешний вид соискателя, осанка и даже то, КАК он присаживается на стул, — на собеседовании оцениваются не менее пристально, чем профессиональные знания (навыки работы на компьютере, уровень владения иностранным, знание делопроизводства и т. п.). Помните: работодателю нужен не просто хороший специалист, а сотрудник, способный достойно принять посетителя, компетентно и корректно пообщаться с партнером в проблемной ситуации, не бросив при этом (заметьте!) и тени на репутацию фирмы.
По словам топ-менеджера одной из крупных отечественных компаний Виталия Изгорева, особо взыскательны к нормам делового этикета международные корпорации. Впрочем, в некоторых солидных отечественных фирмах уровень служебного протокола может быть «much hiqher» (то есть намного выше), чем в иностранных. К тому же, требования зависят от должности и обязанностей сотрудника.
— Постоянное общение с клиентами накладывает ограничения на стиль одежды. Фривольные джинсы и свитер вряд ли создадут имидж солидного делового собеседника, — констатирует Виталий. — Свободный стиль одежды уместен лишь в пятницу, так называемый «free day», когда разрешается приходить на работу в джинсах, кроссовках и т. п. Однако если в этот день предстоит важная встреча, скажем, с генеральным директором, придется предпочтение отдать строгому костюму. Приходить в офис в джинсах ежедневно по большому счету могут себе позволить лишь собственники бизнеса. Знаю совладельца одной из крупных отечественных компаний, который летом практически на все деловые переговоры является в шортах-багамах и теннисках цвета хаки, чести, надо сказать, это ему не прибавляет.
Тяжело – в учении
Если вы до сих пор не обедаете в ресторанах только потому, что не знаете, как отличить обеденную ложку от прибора для десертов, пришла пора исправить столь серьезное упущение. Хорошим манерам вас с удовольствием научат преподаватели профильных курсов и тренингов. Но только за определенную плату.
Самый простой и дешевый способ постичь азы делового этикета — приобрести на книжном рынке тематический учебник (15-30 грн). Однако где гарантия, что прочитанное не только уместится в голове, но и сохранится в кладовых памяти, а главное будет правильно использоваться? Достойной альтернативой может стать посещение специализированных занятий, опытные преподаватели которых «сделают из вас человека». Причем, всего за пару дней!
Где научиться? На западном рынке труда «этичные» учебные продукты — отнюдь не экзотика и не редкость. Зарубежные работодатели, сотрудники компаний и даже временно свободные от трудовых уз соискатели давно постигли истину: без деловой культуры ни на работу не устроишься, ни карьеру не сделаешь. Так что желающих прослушать очередной курс о том, как вежливо общаться по телефону или туфли на каком каблуке лучше всего одеть в офис, — хоть отбавляй. К осознанию этой истины постепенно приходят и наши соотечественники. Правда, проходить спецподготовку, тем более платить за нее, в отличие от иностранцев, украинцы не спешат.
Как утверждает заместитель директора учебного центра «Успех» Анжела Костюр, курс делового этикета менее популярен, чем уроки бухгалтерии или компьютерной грамоты.
— Думаю, причина столь низкой востребованности обучающих предложений по этикету — в потребностях потенциальных слушателей, — констатирует Анжела. — Посудите сами: если сотрудник поднялся по служебной лестнице, значит, он достоин высокой должности не только по своим профессиональным, но и высококультурным качествам (в идеале). Недостающие знания, как правило, черпает по ходу: учится у старших коллег, вышестоящих руководителей, партнеров… Другое дело, когда этот источник не может полностью заполнить образовавшийся пробел знаний. Значит, пришла пора обратиться за помощью к специалистам, которые научат общаться и с подчиненными, и с руководством, правильно вести себя на официальных и неформальных мероприятиях, грамотно подбирать одежду, аксессуары и т. п.
Однако консультант-имиджмейкер Георгий Монахов уверен: откладывать в долгий ящик обучение деловому этикету не стоит как работающим, так и пытающимся трудоустроиться специалистам. А в качестве достойного решения проблемы предлагает авторский двухнедельный экспресс-курс. Удобный режим (занятия проходят ежедневно по вечерам, а в выходные — с утра), невысокая оплата — все это делает курсы общедоступными. К тому же, авторитетный преподаватель вот уже много лет сопровождает делегации бизнесменов в заграничных поездках, на переговорах, конференциях, выставках в качестве консультанта-имиджмейкера. Кто, как ни он, расскажет слушателям о требованиях делового мира, даст конкретные советы, как вести себя в тех или иных ситуациях. Кстати, недавно вышла в свет новая книга Г. Монахова «Искусство быть преуспевающим». Она, несомненно, будет полезна всем, кто собирается сделать карьеру и стать бизнесменом «высшего пилотажа». Ведь создание благоприятного имиджа и знание этикета, по словам автора, — это роскошь вчера, необходимость сегодня и непременное условие успеха завтра.
За чей счет? Как правило, прозападные компании обучение сотрудников тонкостям делового этикета берут на себя, заказывая корпоративные семинары и бизнес-тренинги. А вот работающим в штате украинских фирм культуру общения зачастую приходится постигать по собственной инициативе, оплачивая занятия (а это 300-1300 грн) из собственного кармана.
— Наши работодатели привыкли обучать персонал более практичным навыкам, например, технике общения с клиентами и VIP-партнерами, умениям правильно реагировать на отказ собеседника, — комментирует В. Изгорев. — А вот сугубо деловому этикету внимания уделяется намного меньше. Считается, что сотрудники, работающие с клиентурой, априори должны знать эту науку. Скажу честно: я бы много не достиг, если бы не умел ПРАВИЛЬНО общаться. Наличие столь важного качества выясняется еще при приеме на работу. Если на собеседовании соискатель позволит закинуть ногу на ногу, вряд ли его зачислят в штат (разве только он не сын одного из акционеров).
Чему учат? Курс делового этикета входит в программу подготовки секретарей, референтов, офис-менеджеров и администраторов. Если же постижение основы профессий не входит в ваши планы, выберите специализированные тренинги и мастер-классы. Содержание занятий может незначительно варьироваться и зависит от квалификации и опыта преподавателя.
Обязательно изучают темы:
— этика и психология деловых отношений;
— персональный имидж бизнесмена, руководителя, сотрудника компании;
— проведение конференций, совещаний, выставок, переговоров;
— этикет общения по телефону (в частности, мобильному);
— виды приемов (коктейль, фуршет, бар-бекю, банкет);
— одежда для приемов (Formal dress, Semi-formal, White tie, Black tie и др.);
— тонкости оформления визитных карточек;
— нюансы вручения деловых подарков и т. п.
Стандартный набор некоторые центры разнообразят, добавляя узкие темы, например, этикет спортивного отдыха. Традиционные методики разбавляют применением техник нейро-лингвистического программирования (НЛП), тренингами развития уверенности и грамотного выхода из конфликтов. Отдельный пункт — специфика делового этикета в разных странах мира, без знания которой очень сложно найти общий язык с заграничными партнерами. Так у арабов принято опаздывать на встречу, как минимум, на час (в противном случае вы даете понять, что слишком низко себя цените и согласны на любые условия сделки). А вот немцы даже пятиминутную задержку трактуют как показатель непрофессионализма.
— Если к вам на переговоры приезжает большой босс из Китая, имеет смысл предложить ему хороший китайский чай, повести в китайский ресторан и есть при нем палочками, — резюмирует Виталий Изгорев. — Впрочем, в деловых кругах принято идти на компромисс. Например, немцы, которым уже порядком надоели баварские колбаски, могут попросить познакомить их поближе с украинской кухней. А в родной по духу обстановке вам все карты в руки. Главное знать, как правильно ими воспользоваться!
Изучаем деловой этикет |
|||
Учебный центр |
Программа |
Подробности |
Координаты |
Консалтинговая компания «КИМО» |
Имидж современного делового человека (ведущий Георгий Монахов) |
10 академических часов, 500 грн |
тел. 536-9676 www.kimo.ua www.monakhov.com.ua |
Учебный центр «Успех» |
Деловой этикет |
16 академических часов, 355 грн |
тел. 486-1705, 483-2922 www.uspeh.net.ua |
Расшифровываем дресс-код
Formal dress (на формальное мероприятие). М: классический темно-синий/серый костюм, белая однотонная рубашка, неброский галстук. Ж: коктейльное платье.
Semi-formal dress (на полуформальное вечернее мероприятие). М: яркий галстук, пиджак поверх трикотажного джемпера, темно-синий/серый костюм, белая однотонная рубашка. Ж: дневное не нарядное платье, костюм.
Black tie (на официальные вечерние приемы). М: смокинг, черный галстук-бабочка, черные нелаковые туфли на шнурках. Ж: длинное вечернее или коктейльное платье.
Юлия ДАНКОВА
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.