Я помню наставления нашей университетской преподавательницы, занимающейся проблемами персонала. Все занятия она читала нам лекции о том, как войти в кабинет при собеседовании, как правильно сесть и сложить руки, каким образом и как долго надо отвечать на поставленный вопрос. Я навсегда запомнила, что когда тебе дают лист бумаги и просят изобразить дерево, нельзя рисовать елку, ибо это дает полное представление о твоем характере – отвратительном, неуживчивом и колючем. Для меня до сих пор осталось аксиомой, что на вопрос о недостатках необязательно делиться ими открыто или с гордостью заявлять, что их вообще нет. Надо выкрутиться мягко, но очень хитро и изощренно. Как? Это уже индивидуальная задача каждого.
Честно признаться, тогда мы забавлялись над этими наставлениями. Но к моему великому удивлению, мне все-таки пришлось рисовать дерево на собеседовании в одной очень известной иностранной компании, а в нескольких местах я поделилась скромными соображениями о моих недостатках, которые очень тонко и умело перевернулись в мои лучшие качества. Словом, пророчества нашей преподавательницы сбылись...
Прошло несколько лет, и я уже работала в одной крупной компании менеджером по персоналу и проводила собеседования. Именно тогда я и открыла для себя то, насколько субъективна может быть оценка человека, принимающего на работу. Поэтому зная и владея всеми тайнами собеседования соискатель не застрахован от провалов, потому что помимо всех тонкостей и хитростей нужно чувствовать твоего собеседника и в каждой ситуации вести себя индивидуально.
Будучи человеком проницательным, но незлобным и дружелюбным, я обнаружила в себе столько субъективизма, что это заставило меня признаться себе: при всех моих призывах к трезвости и объективности, профессионализм – одно, а женская сущность – совсем другое. К моему сожалению, она часто брала вверх над здравым умом.
Поделившись своим открытием с теми женщинами, которым тоже доводилось в своей профессиональной практике проводить собеседования, мы вместе пришли к следующим выводам-советам для тех, кто собирается идти на собеседование к женщине:
1. Не говорите много. Уверенность и компетентность – хорошо, но излишняя болтливость провоцирует раздражение.
Одна дама, видя заинтересованность в моих глазах, нагло воспользовалась ею и рассказала всю свою нелегкую жизнь, монолог о которой прервать мне не удалось в силу своей дружелюбности и мягкости к людям. Надо ли говорить, что эта женщина не была принята, а я в последствии стала немного жестче.
2. Не рекламируйте себя излишне.
То, что вы знаете 5 иностранных языков, проходили стажировки по всей Европе, постоянно выбивались в начальницы и, наконец, что вы самый незаменимый сотрудник – сыграет не в вашу пользу. Ваша самоуверенность и желание собеседницы напротив просто "поставить вас на место" в сумме дадут плачевный результат. Для вас, разумеется.
3. Приходите опрятными.
В большинстве случаев это касается мужчин. Возможно существует тип женщин, отдающих предпочтение небритым и неаккуратным мужчинам, но я, как и большинство женщин, все-таки обращаю внимание на внешний вид. И на чистую обувь тоже.
4. Не переусердствуйте с одеждой.
Помните, что совет хорошо одеться на собеседование вовсе не означает нарядиться в свое самое лучшее платье и сделать из себя куклу. Возможно, это пройдет с мужчиной. Но если вы идете на собеседование к женщине, рекомендую одеться опрятно, скромно, но со вкусом. Вопреки всем рассуждениям о том, что на собеседовании смотрят лишь на профессиональные качества – на деле все выглядит совсем по-другому. Я знаю массу примеров, когда не брали на работу красивых и очень выделяющихся женщин. Мало кому хочется иметь на работе конкуренток. А вам вряд ли захочется быть выставленной за порог.
5. Не преумножайте свою вежливость, которая при неблагоприятных обстоятельствах превращается в подхалимство.
Одна особа, пришедшая ко мне на собеседование, так восхищенно смотрела мне в глаза, кивала головой, в который раз говоря "да-да, да-да", осыпала меня "спасибо" и "пожалуйста", что во второй раз этого натиска я была вынести уже не в силах.
6. И последнее. Рассылая резюме по объявлениям, не ждите, что вам ответят.
Звоните сами. Вы только представьте, сколько резюме приходит за один день тому, кто проводит собеседования! Вы думаете, все резюме читают? И до конца? Будьте трезвыми и признайтесь себе: кому вообще интересны подробности вашей жизни, начиная с ее даты рождения, и заканчивая количеством рожденных вами детей? Поэтому обязательно захватите на собеседование еще один экземпляр резюме и никогда не задавайте вопрос: "Разве вы его еще не читали?". Во-первых, при собеседовании найти ваши документы в кипе бумаг вряд ли удастся, а во-вторых, даже если их и читали, не будете же вы льстить себе и думать, что кто-нибудь помнит ваше резюме наизусть?
Кстати, менеджером по персоналу я больше быть не могла. За два года моя голова разваливалась на части, я проклинала свою работу, возненавидела людей, а чувство гордости и значимости в судьбах соискателей и соискательниц вскоре сменилось предательским ощущением каторжного наказания за все мои прошлые грехи. Я все-таки сменила работу, ушла в тихое место интеллектуального труда, тишины и мною любимого творчества.
Но сейчас мне очень хочется сказать идущим на собеседования: знайте, что там вас ждет такой же человек как и вы, такая же как и вы женщина – с обычными женскими проблемами, с мыслями, знакомыми большинству из нас: как воспитать детей, что приготовить на ужин мужу, когда же наконец закончится рабочий день, чтобы прийти домой, положить голову на подушку и впасть в сонное забытье, приносящее радость и покой до следующего утра.
Сучасні роботодавці добре розуміють важливість наявності в кандидата м’яких навичок. Це означає, що в пошукачів немає інших варіантів, як приділяти посилену увагу розвитку soft skills, не лише hard skills.
Ідеального зразка резюме не існує. Якщо погуглити «шаблони написання резюме», ми наткнемося на десятки, якщо не сотні, варіантів. Що ж робити, якщо хочеться скласти привабливе для роботодавців резюме?
Не кожну роботу можна виконувати механічно й рутинно, не піклуючись про мотивацію, натхнення й інші високі матерії. Як діяти в ситуації, коли дійсно зник інтерес до роботи? З’ясовуємо, як підвищити мотивацію, щоб ваша професійна діяльність отримала «друге дихання».
Недавнє комплексне дослідження, яке здійснила низка університетів з усього світу, виявила цікаву річ: зв’язок між генами людини, її здоров’ям і вмінням заробляти гроші. Розбираємося разом із Jobs.ua, в чому полягає суть дослідження, і яке значення воно має для кожного з нас.
Знайти ідеального працівника на важливу посаду не так уже й складно. А от переконати його пристати на вашу пропозицію — ще той квест. В цій статті вчимося ставити правильні, коректні питання кандидату, щоб він погодився на вашу пропозицію.