Я помню наставления нашей университетской преподавательницы, занимающейся проблемами персонала. Все занятия она читала нам лекции о том, как войти в кабинет при собеседовании, как правильно сесть и сложить руки, каким образом и как долго надо отвечать на поставленный вопрос. Я навсегда запомнила, что когда тебе дают лист бумаги и просят изобразить дерево, нельзя рисовать елку, ибо это дает полное представление о твоем характере – отвратительном, неуживчивом и колючем. Для меня до сих пор осталось аксиомой, что на вопрос о недостатках необязательно делиться ими открыто или с гордостью заявлять, что их вообще нет. Надо выкрутиться мягко, но очень хитро и изощренно. Как? Это уже индивидуальная задача каждого.
Честно признаться, тогда мы забавлялись над этими наставлениями. Но к моему великому удивлению, мне все-таки пришлось рисовать дерево на собеседовании в одной очень известной иностранной компании, а в нескольких местах я поделилась скромными соображениями о моих недостатках, которые очень тонко и умело перевернулись в мои лучшие качества. Словом, пророчества нашей преподавательницы сбылись...
Прошло несколько лет, и я уже работала в одной крупной компании менеджером по персоналу и проводила собеседования. Именно тогда я и открыла для себя то, насколько субъективна может быть оценка человека, принимающего на работу. Поэтому зная и владея всеми тайнами собеседования соискатель не застрахован от провалов, потому что помимо всех тонкостей и хитростей нужно чувствовать твоего собеседника и в каждой ситуации вести себя индивидуально.
Будучи человеком проницательным, но незлобным и дружелюбным, я обнаружила в себе столько субъективизма, что это заставило меня признаться себе: при всех моих призывах к трезвости и объективности, профессионализм – одно, а женская сущность – совсем другое. К моему сожалению, она часто брала вверх над здравым умом.
Поделившись своим открытием с теми женщинами, которым тоже доводилось в своей профессиональной практике проводить собеседования, мы вместе пришли к следующим выводам-советам для тех, кто собирается идти на собеседование к женщине:
1. Не говорите много. Уверенность и компетентность – хорошо, но излишняя болтливость провоцирует раздражение.
Одна дама, видя заинтересованность в моих глазах, нагло воспользовалась ею и рассказала всю свою нелегкую жизнь, монолог о которой прервать мне не удалось в силу своей дружелюбности и мягкости к людям. Надо ли говорить, что эта женщина не была принята, а я в последствии стала немного жестче.
2. Не рекламируйте себя излишне.
То, что вы знаете 5 иностранных языков, проходили стажировки по всей Европе, постоянно выбивались в начальницы и, наконец, что вы самый незаменимый сотрудник – сыграет не в вашу пользу. Ваша самоуверенность и желание собеседницы напротив просто "поставить вас на место" в сумме дадут плачевный результат. Для вас, разумеется.
3. Приходите опрятными.
В большинстве случаев это касается мужчин. Возможно существует тип женщин, отдающих предпочтение небритым и неаккуратным мужчинам, но я, как и большинство женщин, все-таки обращаю внимание на внешний вид. И на чистую обувь тоже.
4. Не переусердствуйте с одеждой.
Помните, что совет хорошо одеться на собеседование вовсе не означает нарядиться в свое самое лучшее платье и сделать из себя куклу. Возможно, это пройдет с мужчиной. Но если вы идете на собеседование к женщине, рекомендую одеться опрятно, скромно, но со вкусом. Вопреки всем рассуждениям о том, что на собеседовании смотрят лишь на профессиональные качества – на деле все выглядит совсем по-другому. Я знаю массу примеров, когда не брали на работу красивых и очень выделяющихся женщин. Мало кому хочется иметь на работе конкуренток. А вам вряд ли захочется быть выставленной за порог.
5. Не преумножайте свою вежливость, которая при неблагоприятных обстоятельствах превращается в подхалимство.
Одна особа, пришедшая ко мне на собеседование, так восхищенно смотрела мне в глаза, кивала головой, в который раз говоря "да-да, да-да", осыпала меня "спасибо" и "пожалуйста", что во второй раз этого натиска я была вынести уже не в силах.
6. И последнее. Рассылая резюме по объявлениям, не ждите, что вам ответят.
Звоните сами. Вы только представьте, сколько резюме приходит за один день тому, кто проводит собеседования! Вы думаете, все резюме читают? И до конца? Будьте трезвыми и признайтесь себе: кому вообще интересны подробности вашей жизни, начиная с ее даты рождения, и заканчивая количеством рожденных вами детей? Поэтому обязательно захватите на собеседование еще один экземпляр резюме и никогда не задавайте вопрос: "Разве вы его еще не читали?". Во-первых, при собеседовании найти ваши документы в кипе бумаг вряд ли удастся, а во-вторых, даже если их и читали, не будете же вы льстить себе и думать, что кто-нибудь помнит ваше резюме наизусть?
Кстати, менеджером по персоналу я больше быть не могла. За два года моя голова разваливалась на части, я проклинала свою работу, возненавидела людей, а чувство гордости и значимости в судьбах соискателей и соискательниц вскоре сменилось предательским ощущением каторжного наказания за все мои прошлые грехи. Я все-таки сменила работу, ушла в тихое место интеллектуального труда, тишины и мною любимого творчества.
Но сейчас мне очень хочется сказать идущим на собеседования: знайте, что там вас ждет такой же человек как и вы, такая же как и вы женщина – с обычными женскими проблемами, с мыслями, знакомыми большинству из нас: как воспитать детей, что приготовить на ужин мужу, когда же наконец закончится рабочий день, чтобы прийти домой, положить голову на подушку и впасть в сонное забытье, приносящее радость и покой до следующего утра.
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.