Во-первых, профессия должна человеку нравиться. Во-вторых, человек должен подходить к избранной стезе по психологическому типу и иметь соответствующие способности. И, наконец, необходимо, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда.
В наш прагматический век многие выбирают дело жизни по заработку. Более половины выпускников школ считают материальный фактор решающим в этом вопросе. Между тем размер зарплаты зависит в первую очередь не от профессии, а от должности, которую занимает данный человек, и от фирмы, в которой он работает. А чтобы продвигаться по служебной лестнице и быть зачисленным в штат преуспевающего предприятия, нужно, чтобы профессия была ему по душе. Только в этом случае человек с удовольствием будет повышать квалификацию и проводить на работе столько времени, сколько необходимо, причем переработки не отразятся на состоянии его здоровья. Специалист, получающий удовольствие от работы, просто обречен на успех: поскольку он будет постоянно совершенствоваться профессионально, ему обеспечен карьерный рост. Такой работник будет пользоваться в своей среде авторитетом и уважением, а, значит, при необходимости ему будет гораздо проще найти другое место работы. Если же человек в погоне за материальной выгодой заставит себя заниматься не своим делом, это неизбежно повлечет раздражение, дискомфорт, нервное напряжение, стресс… Как бы работник ни старался, сколько бы сил и времени ни уделял работе, он все равно будет плестись в хвосте — позади тех, кто трудится с удовольствием.
Кроме того, каждая профессиональная среда создает людей с общими привычками, взглядами, которые понимают друг друга с полуслова — например, актеры, программисты или шоферы. Человек, которому данная среда подходит, чувствует себя в ней как рыба в воде, чужак же будет ходить на работу как на каторгу.
Известный американский психолог Д. Холанд выдвинул теорию, что соответствие человека профессиональному окружению определяет успешность его трудовой деятельности. Холанд выделяет шесть типажей: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и канцелярский.
К реалистическому типу относятся практичные, рациональные, прозаические люди, у которых неважно обстоят дела с общением — они предпочитают работать с инструментами, предметами, механизмами — желательно на свежем воздухе.
Люди исследовательского типа охотнее работают с идеями, чем с предметами или людьми. Работа с людьми у них сводится к обмену идеями, а предметы — например ПК — должны помогать в их интеллектуальном труде. Люди исследовательского типа предпочитают работать в одиночку, они самостоятельные, независимые и творческие.
Человек артистического типа постоянно должен самовыражаться, быть в центре внимания. Артистические натуры эмоциональны, экспрессивны, целеустремленны и с детства имеют ярко выраженный идеал.
Для человека социального типа основная цель жизни — общение. Они любят помогать, обучать, советовать, всегда сопереживают другим. Общение с большим количеством самых разнообразных людей их не утомляет, а наоборот — заряжает энергией.
Для человека предпринимательского типа главное — возможность реализовать свою доминантность. Это прирожденные руководители, при этом они красноречивы и довольно доброжелательны: любят помогать другим, опекать, убеждать, посредничать.
Люди канцелярского типа предпочитают работать по правилам и установленному графику, когда все расписано от и до. Все новое, непонятное — для них трагедия. Они добросовестны, пунктуальны, ответственны, сдержанны, корректны, пунктуальны, любят все престижное и дорогое.
Аналогичная разработка была создана советским психологом Е. Климовым, правда, типажей в ней было только пять: человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек-человек и человек-знаковая система (предприниматели в советские времена считались спекулянтами).
Надо иметь в виду, что ни один из этих типажей не встречается в чистом виде — как правило, в человеке присутствуют все типы: два-три в минимальном количестве и два-три в превалирующем. Точно так же и в одной профессии могут быть совмещены два-три типа.
Кроме того, нельзя забывать о способностях конкретного человека. Например, к социальному типу по Холанду (человек-человек по Климову) относятся профессии преподавателя, врача, адвоката, продавца и многие другие, так что в зависимости от уровня развития интересов и своих личностных особенностей человек может выбрать подходящую специальность из достаточно большого списка.
Ну и, конечно, надо жить в реальном мире и при выборе профессии учитывать, пользуется ли она спросом на рынке труда.
Працювати весь день в піжамі, не встаючи з ліжка, нечищені зуби і невідвіданий душ, бо ліньки робити «зайві рухи» — ці речі дивними звичками складно назвати. Але є речі куди дивніші, ось про них і поговоримо разом із Jobs.ua. І чи варто про це непокоїтися.
Сучасні роботодавці добре розуміють важливість наявності в кандидата м’яких навичок. Це означає, що в пошукачів немає інших варіантів, як приділяти посилену увагу розвитку soft skills, не лише hard skills.
Ідеального зразка резюме не існує. Якщо погуглити «шаблони написання резюме», ми наткнемося на десятки, якщо не сотні, варіантів. Що ж робити, якщо хочеться скласти привабливе для роботодавців резюме?
Не кожну роботу можна виконувати механічно й рутинно, не піклуючись про мотивацію, натхнення й інші високі матерії. Як діяти в ситуації, коли дійсно зник інтерес до роботи? З’ясовуємо, як підвищити мотивацію, щоб ваша професійна діяльність отримала «друге дихання».
Недавнє комплексне дослідження, яке здійснила низка університетів з усього світу, виявила цікаву річ: зв’язок між генами людини, її здоров’ям і вмінням заробляти гроші. Розбираємося разом із Jobs.ua, в чому полягає суть дослідження, і яке значення воно має для кожного з нас.