Во-первых, профессия должна человеку нравиться. Во-вторых, человек должен подходить к избранной стезе по психологическому типу и иметь соответствующие способности. И, наконец, необходимо, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда.
В наш прагматический век многие выбирают дело жизни по заработку. Более половины выпускников школ считают материальный фактор решающим в этом вопросе. Между тем размер зарплаты зависит в первую очередь не от профессии, а от должности, которую занимает данный человек, и от фирмы, в которой он работает. А чтобы продвигаться по служебной лестнице и быть зачисленным в штат преуспевающего предприятия, нужно, чтобы профессия была ему по душе. Только в этом случае человек с удовольствием будет повышать квалификацию и проводить на работе столько времени, сколько необходимо, причем переработки не отразятся на состоянии его здоровья. Специалист, получающий удовольствие от работы, просто обречен на успех: поскольку он будет постоянно совершенствоваться профессионально, ему обеспечен карьерный рост. Такой работник будет пользоваться в своей среде авторитетом и уважением, а, значит, при необходимости ему будет гораздо проще найти другое место работы. Если же человек в погоне за материальной выгодой заставит себя заниматься не своим делом, это неизбежно повлечет раздражение, дискомфорт, нервное напряжение, стресс… Как бы работник ни старался, сколько бы сил и времени ни уделял работе, он все равно будет плестись в хвосте — позади тех, кто трудится с удовольствием.
Кроме того, каждая профессиональная среда создает людей с общими привычками, взглядами, которые понимают друг друга с полуслова — например, актеры, программисты или шоферы. Человек, которому данная среда подходит, чувствует себя в ней как рыба в воде, чужак же будет ходить на работу как на каторгу.
Известный американский психолог Д. Холанд выдвинул теорию, что соответствие человека профессиональному окружению определяет успешность его трудовой деятельности. Холанд выделяет шесть типажей: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и канцелярский.
К реалистическому типу относятся практичные, рациональные, прозаические люди, у которых неважно обстоят дела с общением — они предпочитают работать с инструментами, предметами, механизмами — желательно на свежем воздухе.
Люди исследовательского типа охотнее работают с идеями, чем с предметами или людьми. Работа с людьми у них сводится к обмену идеями, а предметы — например ПК — должны помогать в их интеллектуальном труде. Люди исследовательского типа предпочитают работать в одиночку, они самостоятельные, независимые и творческие.
Человек артистического типа постоянно должен самовыражаться, быть в центре внимания. Артистические натуры эмоциональны, экспрессивны, целеустремленны и с детства имеют ярко выраженный идеал.
Для человека социального типа основная цель жизни — общение. Они любят помогать, обучать, советовать, всегда сопереживают другим. Общение с большим количеством самых разнообразных людей их не утомляет, а наоборот — заряжает энергией.
Для человека предпринимательского типа главное — возможность реализовать свою доминантность. Это прирожденные руководители, при этом они красноречивы и довольно доброжелательны: любят помогать другим, опекать, убеждать, посредничать.
Люди канцелярского типа предпочитают работать по правилам и установленному графику, когда все расписано от и до. Все новое, непонятное — для них трагедия. Они добросовестны, пунктуальны, ответственны, сдержанны, корректны, пунктуальны, любят все престижное и дорогое.
Аналогичная разработка была создана советским психологом Е. Климовым, правда, типажей в ней было только пять: человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек-человек и человек-знаковая система (предприниматели в советские времена считались спекулянтами).
Надо иметь в виду, что ни один из этих типажей не встречается в чистом виде — как правило, в человеке присутствуют все типы: два-три в минимальном количестве и два-три в превалирующем. Точно так же и в одной профессии могут быть совмещены два-три типа.
Кроме того, нельзя забывать о способностях конкретного человека. Например, к социальному типу по Холанду (человек-человек по Климову) относятся профессии преподавателя, врача, адвоката, продавца и многие другие, так что в зависимости от уровня развития интересов и своих личностных особенностей человек может выбрать подходящую специальность из достаточно большого списка.
Ну и, конечно, надо жить в реальном мире и при выборе профессии учитывать, пользуется ли она спросом на рынке труда.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.