UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Все про професії
  5. Правильно выбрать профессию

Правильно выбрать профессию

1.10.2008 494

Во-первых, профессия должна человеку нравиться. Во-вторых, человек должен подходить к избранной стезе по психологическому типу и иметь соответствующие способности. И, наконец, необходимо, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда.

В наш прагматический век многие выбирают дело жизни по заработку. Более половины выпускников школ считают материальный фактор решающим в этом вопросе. Между тем размер зарплаты зависит в первую очередь не от профессии, а от должности, которую занимает данный человек, и от фирмы, в которой он работает. А чтобы продвигаться по служебной лестнице и быть зачисленным в штат преуспевающего предприятия, нужно, чтобы профессия была ему по душе. Только в этом случае человек с удовольствием будет повышать квалификацию и проводить на работе столько времени, сколько необходимо, причем переработки не отразятся на состоянии его здоровья. Специалист, получающий удовольствие от работы, просто обречен на успех: поскольку он будет постоянно совершенствоваться профессионально, ему обеспечен карьерный рост. Такой работник будет пользоваться в своей среде авторитетом и уважением, а, значит, при необходимости ему будет гораздо проще найти другое место работы. Если же человек в погоне за материальной выгодой заставит себя заниматься не своим делом, это неизбежно повлечет раздражение, дискомфорт, нервное напряжение, стресс… Как бы работник ни старался, сколько бы сил и времени ни уделял работе, он все равно будет плестись в хвосте — позади тех, кто трудится с удовольствием.

Кроме того, каждая профессиональная среда создает людей с общими привычками, взглядами, которые понимают друг друга с полуслова — например, актеры, программисты или шоферы. Человек, которому данная среда подходит, чувствует себя в ней как рыба в воде, чужак же будет ходить на работу как на каторгу.

Известный американский психолог Д. Холанд выдвинул теорию, что соответствие человека профессиональному окружению определяет успешность его трудовой деятельности. Холанд выделяет шесть типажей: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и канцелярский.

К реалистическому типу относятся практичные, рациональные, прозаические люди, у которых неважно обстоят дела с общением — они предпочитают работать с инструментами, предметами, механизмами — желательно на свежем воздухе.

Люди исследовательского типа охотнее работают с идеями, чем с предметами или людьми. Работа с людьми у них сводится к обмену идеями, а предметы — например ПК — должны помогать в их интеллектуальном труде. Люди исследовательского типа предпочитают работать в одиночку, они самостоятельные, независимые и творческие.

Человек артистического типа постоянно должен самовыражаться, быть в центре внимания. Артистические натуры эмоциональны, экспрессивны, целеустремленны и с детства имеют ярко выраженный идеал.

Для человека социального типа основная цель жизни — общение. Они любят помогать, обучать, советовать, всегда сопереживают другим. Общение с большим количеством самых разнообразных людей их не утомляет, а наоборот — заряжает энергией.

Для человека предпринимательского типа главное — возможность реализовать свою доминантность. Это прирожденные руководители, при этом они красноречивы и довольно доброжелательны: любят помогать другим, опекать, убеждать, посредничать.

Люди канцелярского типа предпочитают работать по правилам и установленному графику, когда все расписано от и до. Все новое, непонятное — для них трагедия. Они добросовестны, пунктуальны, ответственны, сдержанны, корректны, пунктуальны, любят все престижное и дорогое.

Аналогичная разработка была создана советским психологом Е. Климовым, правда, типажей в ней было только пять: человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек-человек и человек-знаковая система (предприниматели в советские времена считались спекулянтами).

Надо иметь в виду, что ни один из этих типажей не встречается в чистом виде — как правило, в человеке присутствуют все типы: два-три в минимальном количестве и два-три в превалирующем. Точно так же и в одной профессии могут быть совмещены два-три типа.

Кроме того, нельзя забывать о способностях конкретного человека. Например, к социальному типу по Холанду (человек-человек по Климову) относятся профессии преподавателя, врача, адвоката, продавца и многие другие, так что в зависимости от уровня развития интересов и своих личностных особенностей человек может выбрать подходящую специальность из достаточно большого списка.

Ну и, конечно, надо жить в реальном мире и при выборе профессии учитывать, пользуется ли она спросом на рынке труда.

Читайте також

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 грудень, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 грудень, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


Часто шукають

↑ Вгору