Попробуем дать ответ на вопрос, как сделать так, чтобы консультанты, временные работники и другие внештатные сотрудники работали с максимальной пользой для компании и возвращали вложенные в них инвестиции.
Основная тонкость в том, что ожидания и мотивирующие факторы фрилансеров совсем другие, нежели у простых сотрудников. Последнее исследование, проведенное американской ассоциацией фрилансеров Freelancers Union, показало, что внештатных сотрудников беспокоит отсутствие контроля за такими базовыми элементами контракта, как компенсация, требования к работе и рабочее время, то есть за теми сферами, где постоянные служащие могут рассчитывать на защиту законодательства.
Поскольку мотивированный сотрудник, чьи основные потребности удовлетворены, работает лучше и продуктивнее. В связи с этим ассоциация Freelancers Union выработала рекомендации для работодателей, которые хотят эффективно сотрудничать с фрилансерами.
1. Фиксируйте в контракте (договоре) ВСЕ права, обязанности и условия (сроки выполнения, масштаб работ, размер оплаты и т.д.).
Многие опрошенные фрилансеры заявили, что их клиенты расширяли проект в процессе работы, и часто приходилось прикладывать больше усилий, не получая дополнительной оплаты.
2. Снабжайте такого сотрудника всем необходимым для выполнения работы.
Фрилансеры должны иметь доступ к персоналу, информации и оборудованию для того, чтобы успешно работать над проектом. Они не смогут найти все необходимое так же быстро, как и штатные сотрудники. Поэтому, беря на работу внештатника, назначьте для него компетентного консультанта, представьте ключевым сотрудникам и снабдите соответствующей информацией.
3. Признавайте за ним результаты работы.
Некоторые клиенты используют результаты работы внештатных сотрудников без их разрешения или просто приписывали себе. Фрилансеры также бывают недовольны, когда их идеи используются без их участия или без соответствующего вознаграждения.
4. Предоставляйте достойные условия труда.
Штатные сотрудники законодательно защищены от опасных условий труда, а также оскорблений и дискриминации, в то время как к внештатникам это не относится. Тем не менее они заслуживают не меньшего уважения, чем постоянные сотрудники.
5. Оплачивайте работу фрилансеров по рыночным расценкам.
Внештатники, как и любые сотрудники должны иметь возможность планировать свои доходы и расходы. Многие из них самостоятельно оплачивают медицинскую страховку и пенсионное обеспечение, покрывают расходы ремонт и модернизацию рабочего инструмента (к примеру, компьютерной техники).
6. Учитывайте в оплате упущенную выгоду.
Не редко фрилансерам приходится отказываться от другой работы, когда они берутся за проект. И если Ваш проект сворачивается в последнюю минуту, то внештатные сотрудники при этом несут двойной ущерб: они теряют обещанную им Вами оплату и деньги, которые могли бы получить от другого клиента. Постоянные сотрудники могут рассчитывать на выходное пособие и пособие по безработице, у внештатников же такой возможности нет.
7. Соблюдайте сроки по оплате.
Многие работодатели после сдачи объема работ начинают придираться к качеству работ, к срокам выполнения, т.е. принижают достигнутые результаты. Это приводит к тому, что внештатные сотрудники не могут получить деньги от работодателя в течение нескольких месяцев, и часто им платят меньше, чем было обещано. В нескольких случаях оплаты не последовало вообще.
Нанимая внештатных сотрудников, работодатели могут справляться с временным увеличением объема работы и если будут следовать вышеперечисленным рекомендациям, то смогут привлечь наиболее квалифицированных, талантливых и мотивированных людей. Вследствие этого работа с внештатными сотрудниками станет выгодной с деловой точки зрения, поскольку фрилансеры приносят в компанию новые знания, опыт и оценку.