Сегодняшний кризис затронул сферы, наиболее зависимые от кредитов и займов, а также привлечения иностранных инвестиций: ипотечное и автомобильное кредитование, инвестиционные направления, строительство и недвижимость. Исключением не явился и кадровый рынок: сейчас наблюдается «замораживание» позиций, приостановку найма персонала, корректировку ранее запланированных темпов найма персонала в 2009 году, отмену бонусов. Но все эти изменения носят скорее ситуативный характер и при благоприятной конъюнктуре рынка могут быть возвращены в исходную точку довольно быстро.
Нельзя паниковать, потому что кризис не глубокий, и перечень вакансий широк. Если у человека есть желание работать, то он без работы не останется, даже во время кризиса. Одни компании сокращаются, другие, наоборот, набирают сотрудников. Работодатели стремятся во время кризиса заменить сотрудников, не отвечающих функциональным требованиям, на более профессиональных и эффективных. Например, во время кризиса 1998 года некоторые IT-компании сумели сравнительно недорого набрать хороших специалистов, которые были вынуждены уйти из фирм-конкурентов, по которым кризис ударил намного сильнее.
Можно искать работу и за рубежом. Но вряд ли этот способ избежать кризиса подойдет многим. Сейчас, в отличие от 1998 года, ситуация нестабильна везде. Так что на вашу иностранную позицию может уже претендовать 3–5 аборигенов, которых при этом еще и защищает государство. Другие страны пострадали больше, поэтому в Европе и США не стоит искать работу, возможно, более удачный выбор — это Индия, Китай, Таиланд и другие развивающиеся рынки.
Поиск работы должен быть активным. Можно задействовать знакомых, напрямую обращаться к руководителям компаний, посещать интернет-форумы и профессиональные сообщества. Один человек, занимавший высокое положение у прошлого работодателя, остался без работы. Откинув гордость и смущение, он разместил свое резюме на профессиональном форуме, где его многие знали. И попросил отредактировать свое резюме. Сначала все накинулись с насмешками и критикой, потом «отполировали» его резюме, надавали советов. Все это в течении 3–5 дней. Не успел он разместить свое резюме на сайтах по трудоустройству, как получил заманчивое предложение от коллег с форума.
Вот семь вариантов поведения для сокращенных:
1. Претендовать на несколько должностей
По мнению экспертов, сейчас есть смысл претендовать не на одну, а на несколько «смежных» должностей. Для каждой необходимо создавать отдельное резюме с разными зарплатными пожеланиями. Например, человек в одном резюме претендует на позицию «руководитель департамента» и ставит одну сумму, а в другом — на позицию «специалист департамента» с уже другой цифрой.
2. Сменить отрасль
Необходимо выяснить, насколько пострадала «родная» отрасль, и искать место по своей специальности в наименее пострадавшей сфере. Нужно смотреть на рынок шире и применять свои знания и навыки в смежных областях. К примеру, программистам, как правило, безразлично, в какой отрасли работать — их специализация привязана к другим факторам. Стоит рассматривать широкий спектр вакансий в различных сегментах экономики.
3. Сменить специальность
Если сфера, в которой вы работали раньше, в период кризиса пришла в полный упадок, можно подумать о том, чтобы сменить специальность. Если человеку 25–27 лет, то он может сделать это вполне безболезненно. Однако смена специальности — не быстрый процесс. Кризис вряд ли продлится дольше 1–1,5 лет. А примерно такой срок и нужен, чтобы стать более или менее квалифицированным специалистом в новой области. Хотя, если человек готов учиться чему-то новому за небольшую зарплату, можно попробовать. Например, был секретарем — стал оператором баз данных.
4. Заняться повышением квалификации
Пока длится кризис, и нет адекватных предложений, отличный вариант — заняться повышением квалификации. Если есть деньги, то лучшие инвестиции во время кризиса — в образование. Они позволят найти новое применение своим способностям во время негативной конъюнктуры, а после возобновления роста поднимут стоимость специалиста на рынке.
5. Найти подработку
Фриланс — один из хороших вариантов пополнения бюджета во время кризиса, но его реализация возможна при наличии достаточного опыта и, опять-таки, сбережений. Конечно, существуют риски неоплаты проделанной работы, но это зависит не от кризиса, а скорее от порядочности работодателя. Лучше брать фриланс-проекты у известных или проверенных работодателей. Да и есть масса способов контролировать процесс оплаты В целом, компании, не имеющие средств, сейчас не нанимают новых работников, поэтому вероятность подзаработать на фрилансе невелика. Но профессионал всегда сможет найти заказы на свои услуги.
6. Пойти на понижение
Если аналогичное по статусу и зарплате место найти не удается, вполне можно пойти на понижение. При условии, что компания, начальник и задачи устраивают. Понижение не страшно, если человек имеет хороший опыт работы и в будущем сможет быстро наверстать упущенную выгоду, тем более что в любом случае он получит дополнительный опыт. Важно понимать, что данные меры временные и носят ситуативный характер. Как только спрос на квалифицированный персонал вернется на тот же уровень активности со стороны работодателей, что и несколько месяцев назад, можно будет снова прийти в родную отрасль и специальность на еще более выгодных условиях. Ведь время кризиса было потрачено с пользой для получения новых знаний и навыков, а также освоения специфики новой сферы. Лучше иметь хоть что-то, чем жить на пособие по безработице.
7. Организовать собственный бизнес
Кризис — лучшее время для начала собственного бизнеса, в который вы очень верите. Многие известные сегодня великие компании (например, Microsoft или Apple) были созданы в периоды кризиса. Так что когда, если не сейчас?
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.