Национальный культурно-художественный и музейный комплекс "Мистецький Арсенал" сегодня является одним из наиболее перспективных проектов в области культуры Украины, а в будущем должен стать одним из крупнейших мировых музейно-выставочных комплексов. На его основе в мае – июле для широкого круга посетителей была открыта масштабная выставка произведений современного искусства Арсенал-2012 (Arsenale 2012), куда были вовлечено более трех десятков галерей столицы и других городов страны. Всего же на биеннале демонстрировались работы более 100 художников из 30 стран.
А сейчас началась подготовка к грандиозному событию - выставке работ уроженца Киева, автора знаменитого "Черного квадрата" Казимира Малевича. Как рассказала гендиректор комплекса "Мистецький Арсенал" Наталья Заболотная, картины знаменитого экспрессиониста приедут в Киев из разных музеев мира. «Уже проводим переговоры с музеями. Это будет вторая выставка работ Малевича на его родине, в Киеве», - отметила Заболотная.
*Историческая справка:
Основоположник супрематизма (направления в абстрактном искусстве), художник-авангардист Казимир Северинович Малевич родился в 1879 году в Киеве в семье выходцев из Польши. Семья будущего художника жила в Киеве на Бульонской улице. Позже семья Малевичей жила в селениях на Подолье, Харьковщине и Черниговщине. Казимир был старшим среди 14-ти детей, из которых всего девятеро дожили до зрелого возраста. Рисовать научился в 15 лет, когда мать подарила ему краски. В 17 лет поступил в Киевскую рисовальную школу, через год, в 1896-м, когда семья переехала в Курск, начал работать чертежником в управлении железной дороги. Вместе с друзьями Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Внутренняя жизнь Казимира была разделена надвое: с одной стороны повседневные заботы и скучная, лишенная творчества служба чертежником на железной дороге и с другой — жажда достичь чего-то в искусстве. В 1915 году Малевич участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. В то время он работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи». Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Является, также, автором таких картин, как Чёрный круг, Чёрный крест, Черное и белое, «Красный супрематический квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях» (1915).
В ноябре 1917, московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.
В 1928 год. Малевич работал в Государственном институте истории искусств; публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Готовясь к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее, художник вновь обратился к станковой живописи: так как многие его работы 1900—1910-х годов к тому времени были за границей, он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич создал третий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответствующий картине 1915 года. Сделано это было по просьбе дирекции галереи, так как работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галереи, была в довольно плохом состоянии.
С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в киевском художественном институте. В 1933 году началась тяжелая болезнь. В 1934— участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве». В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года). Скончался Малевич в Ленинграде 15 мая 1935 года. По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена.
В Киеве не сохранилось зданий, в которых проживал и учился художник, однако сохранился костел Св. Александра на ул. Костельной, 17, где в 1879 году Малевича крестили.