"Если у Вас уровень IQ не ниже 120 и Вы готовы очень много работать, тогда присылайте свои резюме", - то ли зазывает, то ли отпугивает аналитиков компания, занимающаяся инвестиционным консалтингом. Требования к аналитикам в подобных объявлениях часто такие, каких не предъявляют даже топ-менеджерам. Но расхожее мнение о том, что работа аналитика требует семи пядей во лбу, - не всегда правда. Эта позиция в большинстве случаев универсальна. Она не требует каких-то основательных специфических знаний и умений - в отличие от позиций переводчика, юриста или дизайнера. Любой человек, умеющий сопоставлять данные и имеющий смелость делать выводы, может заниматься аналитикой. Плюсом этой работы можно считать еще то, что она не предполагает принятия ответственных решений. И то, что о результате трудов аналитика редко говорят что-то плохое, поскольку этот результат сложно оценить объективно. К примеру, одна из крупнейших инвесткомпаний в течение всего 2007 года прогнозировала фондовому рынку коррекцию. Как назло, индекс ПФТС рос и рос, по темпам роста выйдя на одно из первых мест в мире. Весь рынок смеялся. Но иностранные инвесторы признали исследования той инвесткомпании самыми лучшими, самыми глубокими. И основания для негативного прогноза у компании действительно были - коррекция таки пришла, но чуть попозже. В общем, аналитики неплохо устроились как для обладателей таких конкурентоспособных зарплат (в среднем $1000-1200). Они и сами это признают. Руководитель центра аналитических исследований одного из холдингов когда-то возглавлял крупные компании - говорит, что это была собачья работа. "А сейчас я на своем месте. Мне все по душе, и деньги хорошие платят. Мне, действительно, нравится из какого-то статистического конгломерата цифр выделять регулярную составляющую как базу для прогнозирования". Добавим: аналитик -- это должность, а не профессия. Хотя бы потому, что в различных сферах анализируется разное и по-разному, и порой тут не обойтись без профильного образования. Хотя случаи, когда человек без оного, "покрутившись и нахватавшись", за полгода-год становился прекрасным аналитиком, тоже известны. "Деньги" попытались классифицировать наиболее часто встречающиеся "разновидности" аналитиков, чтобы понять, с какой стороны лучше подходить к этой работе. Тоже своего рода анализ.
Аналитики всякие нужны
Чаще всего аналитиков ищут производственные компании - для мониторинга профильного рынка: цен, конкурентной среды, потребительского спроса. Такие аналитики сидят в отделе маркетинга и занимаются, по сути, маркетинговым анализом. В их задачи входит сбор данных, из которых нужно выделить тенденцию. Остальные "подвиды" аналитиков востребованы меньше. Финансовые аналитики нужны финансовым же учреждениям (торговцам ценными бумагами, банкам, компаниям по управлению активами) для анализа состояния и перспектив отдельных компаний и целых отраслей. Среди их обязанностей - прогнозирование стоимости ценных бумаг предприятия, оценка его кредитоспособности. Фондовые аналитики вырабатывают рекомендации для трейдеров, руководства и инвесторов относительно целесообразности вложений в ту или иную компанию. Аналитиками также называют штатных бизнес-консультантов. Их задача - анализировать бизнес-процессы компании и улучшать их, моделировать деятельность предприятия, разрабатывать системы управления этими процессами. Иначе говоря, их функцией является бизнес-инжиниринг, "домашний" вариант ERP-системы и консалтинга. Системные аналитики нужны работодателям для автоматизации бизнес-процессов, написания технических заданий для программного обеспечения, создания баз данных. IT-шных аналитиков часто ищут банки, которым нужно анализировать качество огромного числа выданных кредитов. Особая группа аналитиков -- сотрудники специализированных исследовательских центров. Это могут быть конторы, проводящие социологические и маркетинговые исследования. И это - еще не полный перечень подобных "профи". Специалист с аналитическим складом ума может найти себе применение в самых разных компаниях.
Узок круг
Разнообразие аналитиков, как ни странно, ограничивает круг их потенциальных мест работы. Если бухгалтер торгового предприятия после дополнительного обучения может стать бухгалтером металлургического завода или строительной компании, то аналитик по энергетике из учреждения вроде Центра Разумкова вряд ли запросто перейдет работать в банк. Позиция одна - аналитик, а профессии разные. Это самый большой минус аналитики. Впрочем, и тут нет невозможного. Один мастистый фондовик-аналитик как-то заявил "Деньгам", что, дескать, вот возьмет он и перейдет работать журналистом в какое-нибудь экономическое издание. А что? И там, и там нужно держать руку на пульсе определенных отраслей, разбираться в их специфике. В то же время немало журналистов-рыночников идут в инвесткомпании. Но примеры перехода аналитиков из одной сферы в другую - скорее исключение, чем правило. Поэтому немудрено, что аналитики как отдельного направления вузовской подготовки не существует. Образование у аналитиков может быть разным. Математика или кибернетика, возможно, являются универсальным вариантом. А вариант идеальный - то же самое плюс что-то специализированное в качестве второго высшего (финансы, маркетинг, экономика, менеджмент). Прошедший такую подготовку специалист имеет представление о различных способах систематизации информации (фундаментальном, статистическом, техническом анализе и так далее) и разбирается в том, что ему нужно анализировать. Особняком стоят IT-специалисты: им достаточно специального образования (программирование). Всем аналитикам желательно знать английский на уровне "уверенного пользователя": такие пожелания содержатся почти во всех объявлениях о вакансии (хотя реально он нужен далеко не всегда. Помимо базовых знаний аналитику могут пригодиться дополнительные. К примеру, финансовому аналитику не лишним будет получить квалификацию CFA (Chartered Finantial Analyst), стоит это счастье около $1500. Обучаться можно самостоятельно (заказывая литературу и "уроки" на платных сайтах) или в учебном заведении. Наиболее котирующиеся специализированные курсы при одной из киевских бизнес-школ состоят из шести модулей по девять дней каждый. Бизнес-аналитику понадобится MBA или другое бизнес-образование, пусть и украинского разлива ($10--25 тыс).
Связанные одной зарплатой
Аналитики действительно бывают самые разные, но "Деньги" не зря объединили их в одной статье. У всех этих специалистов есть минимум две "реперные точки" - уровень зарплаты и схожий способ мышления. Сбор и качественная обработка информации с последующими выводами требуют усидчивости, скрупулезности, аналитического склада ума. Это заветное словосочетание - "аналитический склад ума" - присутствует в девяти из десяти объявлениях о вакансии аналитика. "Аналитик должен владеть огромным массивом информации о компании и уметь "доставать" нужную цифру из этого массива в кратчайшие сроки", - говорит специалист по подбору и адаптации персонала сети супермаркетов Светлана Гикова. При этом, по ее словам, аналитику не нужно быть специалистом исполнительского склада: "Образно говоря, от него ждут, что он не только правильно сложит цифры, но и поймет, о чем говорит получившаяся сумма. И донесет это до руководства с прилагающимися рекомендациями. Он должен чувствовать тенденции, предлагать идеи, видеть ситуацию в целом и моделировать ее". Светлана соглашается, что и живость, и степень аналитичности ума сложно проверить при приеме на работу. Она говорит, что "подходящесть" кандидата определяет по блеску в глазах. В большинстве случаев профпригодность человека подтверждается только на деле. Динамичнее всего, по словам экспертов, сейчас развивается сектор "высокотехнологичной" аналитики. Такие специалисты нужны компаниям, чтобы улучшать корпоративную систему безопасности и работать с огромными базами данных. В будущем, по мнению рекрутеров, спрос на этих специалистов будет расти больше, чем на других аналитиков. Однако пока что наиболее востребованы аналитики-маркетологи. Директор рекрутингового агентства Management Consulting Валентин Тимошенко говорит, что чаще всего в них нуждаются компании из сферы торговли, а также производители товаров. Их много, однако и дружащих с цифрами маркетологов на рынке труда тоже немало. Поэтому у маркетологов-аналитиков зачастую большой конкурс на вакансию. Начальник аналитического департамента финансово-аналитической группы "Про-консалтинг" Александр Соколов отмечает, что желающих поработать аналитиком сегодня пруд пруди. Тем не менее, работодателям не всегда есть из чего выбирать. "Предложений достаточно, но хороших аналитиков мало. У большинства претендентов нет практического опыта. А опытных специалистов сложно переманить. В среднем поиск одного специалиста занимает у нас месяц-полтора. Другие специалисты находятся быстрее", - говорит г-н Соколов. Светлана Гикова предпочитает принимать на работу тех, кто имеет опыт работы финансовым менеджером, экономистом. По словам г-на Тимошенко, опыт можно получить, и год-два поработав "на побегушках" (младшим специалистом или помощником аналитика) или "практиком" в определенной сфере (к примеру, в аграрном холдинге, чтобы потом делать обзоры сельскохозяйственных рынков). Уровни предлагаемых зарплат в аналитике примерно одинаковы. Рекрутеры отмечают, что размер зарплаты больше зависит не от специализации, а от должности. Младшие специалисты стоят $600-1500, старшие аналитики и руководители отделов - $1500-2000. В инвесткомпаниях и международных компаниях "потолочная" цифра может отодвигаться до $4000-5000. В ближайшее время, по мнению экспертов, зарплаты аналитиков будут идти в ногу с рынком (а это примерно +15% за год). У IT-шников, возможно, доходы будут расти быстрее, чем по рынку в целом, поскольку это дефицитная категория специалистов.
Вывод: аналитик - это должность, а не профессия. Поэтому работодателей интересует не диплом соискателя, а его склад ума и коэффициент интеллекта. Хотя толком оценить ни то, ни другое наниматели часто не могут. Особенно -- при приеме на работу.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.