Вы обнаружили информацию об имеющейся вакансии. Теперь необходимо правильно
составить резюме для конкурсного отбора. На данном этапе это, как правило, только резюме.
Что такое резюме?
Это описание вашего профессионального пути в письменной форме, которое призвано создать позитивное мнение работодателя о вас. Исследователи проблем человеческих ресурсов Ральф Миранда и д-р Гринберг из университета Тенесси - Ноксвилль определяют
правила резюме как "краткое письменное описание изложение профессиональных качеств соискателя, демонстрирующее потенциал личности и способность занять данную, конкретную должность".
Также стоит отделять понятия «качественное резюме» и «некачественное». Здесь очень важно
правильно составить резюме, с учетом стандартов мира рекрутинга.
Существуют ли определенные стандарты написания резюме?
Составить резюме – это значит включить следующие пункты: цель, образование, опыт работы, профессиональные навыки, награды и общественная деятельность, личные сведения, рекомендации. Ни в коем случае нельзя проводить составление резюме от руки или пользоваться матричным принтером. Если вы печатаете текст на машинке, делайте это через два интервала. Лучше, если вы уместите текст на одной, максимум двух страницах формата А-4. Лучше использовать белую бумагу хорошего качества . Все листы текста должны быть безупречно чистыми, для этого лучше поместить их в специальный прозрачный карманчик. Составленное резюме лучше доставить лично, в крайнем случае по факсу, чем пользоваться электронной почтой.
Существует три основных типа резюме. Каждая
форма резюме из представленных ниже имеет право на жизнь:
Образование.
Чтобы
правильно составить резюме, для большинства вчерашних студентов и начинающих профессионалов необходимо указать не только год поступления, год окончания, название вуза, факультета и специальности, но и такие достижения, как диплом с отличием или средний балл в зачетной книжке, а также то, что вы входили в число 10%, 50% и т.д. лучших студентов.
При
составлении резюме факультативные тренинги и семинары лучше указать, только если их темы отвечают цели вашего резюме. Например, для секретаря совершенно не обязательно сообщать, что он (она) прослушал (-а) курс по инструментам рынка ценных бумаг. Зато для бухгалтера просто необходимо упоминание об успешно пройденных курсах по КСБУ. Не стоит указывать на окончание курсов при религиозных заведениях, если вы не уверены на сто процентов, что работодатель отнесется к этому положительно. Так что каким продвинутым бы ни был Институт Махариши, бравировать этим не стоит. Не нужно, как правило, сообщать и о средней школе.
Опыт работы.
Выделяют два типа резюме - хронологический, т.н. европейский и функциональный (американский), в котором места работы и должности перечислены в обратном хронологическом порядке - от последнего к первому.
Чтобы
составить резюме правильно, укажите должность, наименование и местонахождение организации, даты начала и завершения работы, а также краткое описание ваших должностных обязанностей и достижений.
Можно включить данные о временной работе, производственной практике, если они соответствуют резюме. Если таких мест работы было много, разделите эту часть на два подпункта - "Профессиональный опыт" и "Опыт другой работы".
Профессиональные навыки.
Указание на каждый навык должно быть подкреплено соответствующим фактом. Мало написать: "умею печатать, водить машину". Правильное
составление резюме подразумевает, что вы отметите скорость печатания и категорию водительских прав. Если речь идет о компьютерных навыках, укажите конкретные пакеты программ, о владении английским - количество баллов TOEFL, GMAT, IELTS, TSЕ или других официальных тестов.
Попадаются заявления типа: "Языка не знаю, но имею большое желание его изучать", "Компьютер в процессе изучения". Так вот, не надо такого писать.
Составление резюме - это описание ваших достижений, а не ваших планов и мечтаний.
Награды и общественная деятельность. Этот пункт особенно важен для тех, кто собирается составить резюме и работать в инофирме. Для местных граждан слово общественная деятельность успело набить оскомину за годы социализма. Это только для нас председательство в ячейке Красного Креста означало всего лишь скучное собирание денег на членские взносы. А "у них" - это свидетельство честности и высоких моральных качеств.
Но вообще-то с указанием некоторых видов общественной деятельности надо быть осторожным. Например, если вы были председателем профсоюзного комитета. Для нас - это бесплатные путевки и подарки детям на Новый Год. Для "них" - забастовки, лоббирование интересов работников, в общем, то еще шило!
Награды.
Не стоит упоминать о втором месте на школьной олимпиаде или победе в командном первенстве по лыжам. Укажите одну-две действительно весомых наград, прямо связанных с вашей профессиональной деятельностью.
Важно! При описании вашей научной, профессиональной и общественной деятельности, избегайте использования аббревиатур типа КазНТУ, КИМЭП и тому подобных. Помните: вы
составляете резюме для работодателя, облегчите ему процесс восприятия. Всегда указывайте полное название организации и профиль деятельности. Например, многие потенциальные работодатели могут и не знать, что значит SIFE.
Личные сведения.
Вы можете указать дату рождения и семейное положение. Законодательством многих стран разрешено не указывать при подаче документов на вакантное место такие сведения, которые могут повлечь за собой дискриминацию (возраст, пол, вероисповедание, социальное происхождение, национальность, семейное положение, наличие детей).
Поэтому решайте сами, какие из личных сведений могут сыграть в вашу пользу, какие - нет. Например, не секрет, что не на все должности охотно берут замужних женщин, тем более с маленькими детьми. По этой же причине
составить резюме можно без указания ваших малышей в графе "Интересы" или "Хобби" - могут подумать, что вы уделяете им гораздо больше внимания в ущерб работе.
Помните также, что работодатель не вправе требовать от вас слишком много личной информации, то есть сведения, не связанные напрямую с вашими профессиональными навыками.
На этапе отбора наниматель не должен требовать каких-либо документов кроме резюме и сопроводительного письма. Поэтому крайне важно
правильно составить резюме, а трудовая книжка, паспорт и так далее потребуются позже, когда вы пройдете отбор, то есть при заключении контракта. Документы, необходимые для заключения трудового договора или контракта. Это удостоверение личности, диплом и трудовая книжка.
Если наниматель все же настаивает на предоставлении сведений о ваших родственниках, болезнях или судимостях, вам необходимо самому решить, давать такую информацию, или нет. В обычных случаях на вас не будет возложена ответственность за то, что вы не ответили на эти вопросы.
Хобби и интересы.
При составлении резюме не указывайте слишком экзотические или многочисленные увлечения. Обычно хорошее впечатление производят командные виды спорта и интеллектуальные занятия (литература, искусство).
Рекомендации.
Не стоит прилагать к резюме кипу рекомендательных писем, тем более небрежно размноженных фотокопий. Лучше
составить резюме с учетом списка имен, должностей и координат лиц, которые могут рекомендовать вас. Убедитесь, что это будут положительные отзывы, прежде чем помещать того или иного рекомендателя в ваш список.
Сопроводительное письмо (cover letter).
Что можно сказать о письме примерно следующего содержания:
"Уважаемые господа!
Меня заинтересовало ваше предложение о предоставлении работы. Прошу вас изучить мои документы и решить, могу ли я быть вам полезен. Я отличаюсь динамичным и самостоятельным мышлением и ответственным отношением к работе, могу руководить людьми. Английский язык проходил в курсе общеобразовательной школы. Рекомендуя себя на вакантную должность на вашей фирме, я с большой заинтересованностью ожидаю положительного ответа и назначения вами сроков встречи. Я буду звонить вам в понедельник, чтобы узнать, когда эта встреча состоится.
Заранее благодарю,
Подпись."
Вряд ли это
сопроводительное письмо произведет большое впечатление на опытного кадровика, поскольку содержит лишь общие вежливые фразы.