UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Без компромиссов

Без компромиссов

6.03.2007 25567

— Больше всего аварий происходит утром и вечером, — рассказывает Плетюхин Анатолий Геннадьевич, начальник отдела экспертиз и расследований страховой компании «Провідна». — Вечером люди уставшие возвращаются с работы, бдительность притуплена. А утром все спешат, огромный поток машин, на дорогах заторы, особенно в крупных городах. Если ДТП происходит по вине клиента, который оформил договор с нашей компанией, ему на помощь сразу же спешит аварийный комиссар.

— Каковы обязанности аварийного комиссара?

— Этот специалист сразу же, по горячим следам, определяет причины аварии и размер нанесенного материального ущерба. Аварийный комиссар принимает участие в составлении документов, которые готовят сотрудники ГАИ, фиксирующие происшествие, предлагая им посильную помощь. Может оказать и дополнительные услуги, например, вызвать эвакуатор. По факту проведенного осмотра он составляет аварийный сертификат — отчет, на основании которого страховая компания и определяет, является ли данное происшествие страховым случаем, и какой размер страховки надлежит выплатить страхователю. Виновником аварии необязательно является наш страхователь, а другой участник ДТП. В этом случае страховая компания выдвигает виновнику так называемые регрессные требования на возмещение ущерба, который понесла компания, выплачивая клиенту страховку. В этом случае очень важно, чтобы заключение аварийного комиссара было составлено тщательно и добросовестно.

— Насколько уместно присутствие аварийного комиссара на месте ДТП? Не дублирует ли он функции работников ГАИ?

— Его задачи отчасти пересекаются с задачами представителей закона, но абсолютно идентичными их назвать нельзя. Нас меньше всего интересует, прав или виноват наш клиент, главное — оказание ему действенной помощи в оценке масштабов принесенных убытков. Приезжая на место аварии, комиссар главной своей целью ставит установление истинных причин аварии, размера ущерба страхователя. Как профессионал высокого уровня, он, конечно же, может помочь сотрудникам ГАИ: обратить внимание на какую-то мелочь, которая, возможно, ускользнула от их внимания. У них за целый день бывает столько аварийных случаев, что по причине элементарной усталости, они могут упустить деталь, которая на поверку окажется важной при расследовании причин ДТП. Для страховой компании при определении размеров ущерба очень важно, чтобы повреждения, которые получило дорожно-транспортное средство, были максимально описаны сотрудниками ГАИ.

— Эта профессия востребована только в структуре страховых компаний?

— Аварийный комиссар может быть приглашен любым юридическим лицом, совсем необязательно застрахованным. Если произошла поломка какого-то оборудования, то для выяснения причин возникновения поломки предприятие может воспользоваться услугами аварийного комиссара. Если ему позволяет квалификация, он поможет разобраться. Хотя, справедливости ради следует сказать, что именно в страховой системе аварийные комиссары наиболее востребованы.

— Вы работаете с приглашенными специалистами или имеете штатных аварийных комиссаров?

В штате у нас всего три сертифицированных аварийных комиссара, остальные — независимые специалисты, с которыми компания заключила договорыо сотрудничестве. Это нормальная практика — заключение договора с ассистирующими компаниями или аварийными комиссарами, которые могут достаточно оперативно отреагировать на сигнал, приехать на место ДТП.

— Почему вы сотрудничаете с независимыми экспертами?

— Чтобы страхователь не усомнился в беспристрастности и объективности аварийного комиссара. Он — лицо незаинтересованное, следовательно, не «подыгрывает» ни одной из сторон — ни страхователю, ни страховой компании.

Какое образование должен иметь аварийный комиссар?

— Обязательно — высшее техническое образование. И, конечно, сертификат об окончании специализированных курсов. Сейчас таких специалистов обучают при фонде Госимущества, а также в некоторых фирмах, например, «Эксперт-Сервис» и «Эгида». В этих организациях занимаются подготовкой и сертификацией аварийных комиссаров, а также повышением их квалификации: по государственным стандартам, эти специалисты должны каждые три года проходить курсы повышения квалификации.

— Кроме профессиональных, какими еще качествами должен обладать аварийный комиссар?

— Быть немного психологом и психотерапевтом. Ведь он имеет дело с людьми, только что пережившими стресс, иногда и получившими травмы. У человека шоковое состояние: мало того, что машину разбил, сам повредился, еще и гаишники подозревают во всех смертных грехах — и правила нарушил, и не совсем трезв был… Приезд нашего специалиста позволяет клиенту не чувствовать себя брошенным. Добавляет уверенности, что страховая компания не оставит его в беде одного. Тебя не просто успокаивают, но еще и рекомендуют, советуют, предпринимают какие-то действия — это много значит.

— Что необходимо для того, чтобы стать классным профессионалом?

— Прежде всего, постоянная практика. А еще — чтение специальной литературы. Есть государственные нормативные документы, регламентирующие основные моменты деятельности аварийного комиссара: методы, подходы проведения и оценки ущерба. В частности, «Методика по определению размера нанесенного материального ущерба» или «Методика товароведческой экспертизы дорожно-транспортных средств». Считаю, что эти документы должны быть настольной книгой для любого комиссара.

— Чтобы успешно выполнять свои функции, обязательно ли аварийному комиссару найти общий язык с представителями ГАИ, прибывшими на место аварии?

— У нас разные задачи, но, конечно, общаться с представителями ГАИ приходится. Зачастую бывает так, что гаишники воспринимают наше присутствие как дополнительный раздражитель. Особенно теплых и задушевных отношений не получается. Самый свежий пример: не так давно наш страхователь сообщил, что его хотят выставить виноватым в дорожном инциденте. Приехав на место аварии, я предъявил документы, подтверждающие, что на месте ДТП присутствую как вполне официальное лицо — представитель страховой компании. И, несмотря на неудовольствие, представителям закона пришлось смириться с моим присутствием. Я-то не сторонний зевака, и мой приезд — не просто любопытство, а выполнение должностных обязанностей.

— Бывают ли случаи, когда аварийный комиссар помогает страховой компании избежать значительных и, главное, неоправданных расходов?

— Бывают. Есть страхователи, которые стараются вытянуть из компании как можно больше денег. Здесь есть один нюанс: страховая компания возмещает страхователю убытки, относящиеся только к данному страховому случаю. Если в результате аварии повреждено правое крыло, мы не обязаны менять еще и левое, которое было помято неизвестно когда!

Нас ведь тоже проверяют. Если при проверке обнаружат нарушения, неоправданно высокие выплаты по страховому случаю, нас накажут. Представьте себе ситуацию: к нам ночью поступает звонок о том, что за городом, довольно далеко, потерпела аварию дорогая машина. Владелец посчитал, что в такую даль никто не приедет. Однако наш страховой комиссар приехал на место предполагаемой аварии и оказалось, что там и близко нет не только ДТП, но даже и машины! Бывает и такое…

— Возможен ли в профессии аварийного комиссара карьерный рост?

— Конечно. Проработав какое-то время в структуре страховой компании, можно повысить профессиональный уровень, став оценщиком — специалистом, определяющим степень понесенных убытков. А затем — и вовсе отделиться, зарегистрировать частное предприятие и оказывать услуги аварийного комиссара страховым или иным компаниям, но уже на договорных началах. Еще один возможный вариант развития карьеры — в рамках страховой компании «дорасти» до должности начальника отдела расследований.

— Как давно вы занимаетесь расследованием и оценкой причин наступления страхового события?

— Официальное свидетельство аварийного комиссара я получил в 2002 году, 22 марта. До этого работал в другой страховой компании, но занимался практически этим же. То есть, можно сказать, что имею опыт подобной работы — с 2001 года. Отработав определенное время и пройдя курс повышения квалификации, стал оценщиком и внесен в реестр оценщиков фонда Госимущества Украины.

— Если завтра к вам придет на собеседование желающий работать аварийным комиссаром, примите ли вы его на работу? По каким параметрам будете оценивать его профессионализм?

— Сейчас наша компания работает над созданием службы аварийных комиссаров. Мы хотим, чтобы у них было самое современное оборудование и транспорт. И, конечно, много сил и средств тратим на поиск квалифицированных сотрудников. Понять, действительно ли перед тобой профессионал, можно при первой же встрече: сразу видно, насколько претендент разбирается в специфике вопроса, есть ли необходимая теоретическая и практическая подготовка.

— А если соискатель не имеет сертификата аварийного комиссара, примете на работу?

— Только в качестве стажера. С высшим техническим образованием, новичок может стать специалистом в данной области примерно за три месяца. Было бы желание и понимание того, насколько ответственна и серьезна эта работа.

Анекдот в тему…

На

железнодорожном переезде в бок «шестисотому» врезался поезд. Крутой Мерс,

конечно, всмятку. К стонущему владельцу приближается очевидиц:


— Скажите, гаишники уже были?


— … нет.


— Свидетели есть?


— Никого.


—Что и страховой комиссар еще не появлялся?


— Нет.


— Тогда, пожалуй, я лягу рядом с вами… Можно?



Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


Часто шукають

↑ Вгору