Создателей образов можно условно «разбить» на три лагеря.
· Первые уверены, что имидж — ничто иное, как визуальная картинка, наша внешность, и потому сосредотачиваются на разработке индивидуального стиля. Сделав девизом мнение о том, что встречают по одежке, они целенаправленно работают над прической, макияжем и гардеробом клиента.
· Вторые считают, что внешность — категория второстепенная, и заниматься ею под стать стилистам, парикмахерам, визажистам, косметологам и дизайнерам. На себя же такие имиджмейкеры берут роль по «раскрутке» клиента, компании или даже торговой марки, создавая позитивное (или негативное) мнение общественности посредством PR-технологий.
· Но наиболее близки к истине, наверное, именно те имиджмейкеры, которым удается удачно соединить эти два полярных мнения. Ведь имидж — не просто образ, а созданное нами видом и поведением впечатление. И здесь недостаточно просто грамотного сочетания цветовых гамм, правильно подобранной одежды и макияжа, аксессуаров и ароматов. Не менее красноречиво нас могут охарактеризовать поступки, гармонично сочетающиеся с внешностью.
Причина существующих разногласий об имиджмейкерах довольно проста. Специальность по созданию имиджа не обозначена в государственном классификаторе профессий, и, следовательно, не прописаны и требования к подготовке кадров в Справочнике квалификационных характеристик. Понятно, что из-за отсутствия четких стандартов не разработаны и образовательные программы, которыми бы руководствовались институты и университеты в обучении специалистов. В итоге, однозначно ответить на вопрос «как стать имиджмейкером?» затрудняются даже мастера формирования имиджа.
Образное мышление
Несмотря на отсутствие факультетов высшей школы по специальности «имиджмейкер», в учебных вузовских программах все же есть предметы, рассматривающие проблемы формирования имиджа. Прежде всего, это циклы имидж-дисциплин, изучаемые на многих факультетах PR-технологий (связи с общественностью).
Так, в Институте менеджмента и бизнеса при
Киевском национальном университете культуры и искусств, одном из первопроходцев
подготовки отечественных PR-специалистов, изучается довольно обширный
имидж-курс. Он включает знакомство с культурой PR-менеджера, этикой делового
общения, ораторским искусством и вопросами имиджелогии (см. таблицу). В
обучении активно используются деловые игры, кейс-методики (задачи с описанием реальной проблемы, с которой можно
столкнуться в процессе будущей работы) и методы брейнсторминга
(технология выработки решений на основе информации от всех сторон, изучающих
проблему).
Место имиджа в изучение
PR-технологий |
|
Циклы дисциплин |
Содержание |
PR |
маркетинговые
коммуникации, кризисные, политические, правительственные, стратегические PR |
Имидж |
культура
менеджера PR, этика делового общения, ораторское искусство, имиджелогия |
Социологический |
социология
общественности, методы социологических исследований |
Журналистский |
основы
журналистики, редактирование, медиа рилейшнз |
Международный |
теория
международных отношений, международные PR, теория и практика переговоров |
Полученные в вузе знания дают возможность стать специалистом широко профиля, и применить их практически во всех сферах общественной деятельности. Например, в политике, где профи по пиару может найти себя и как имиджмейкер, и как консультант по проведению избирательных кампаний, и как помощник депутата по электоральной (избирательной) политике или глава департамента политической партии по связям с общественностью.
За
безупречной репутацией
Актуальность формирования имиджа не только
конкретных личностей (политиков, руководителей,
эстрадных исполнителей и т. п.), но и компаний в целомсегодня бесспорна.Налаживание и оптимизация связей организации с бизнес-партнерами,представителями
власти, средствами массовой информации и потребителями продукции —
целая наука, для успешного освоения которой высшего образования бывает
недостаточно. Углубить и усовершенствовать знания об эффективном управлении
имиджем можно на многочисленных курсах и тренингах, приоритет которых —
практическое понимание специфики работы имидж-консультанта. Некоторые школы
рассматривают создание имиджа компании на более глобальном уровне, давая
представление о репутации на рынке в целом.
— В отличие от имиджа, репутация формирует не
образ компании, а ее оценку, мнение о ней клиентов, — объясняет маркетинг-менеджер Киево-Могилянской
бизнес-школы Алена Воробьева. — Понятие о репутации намного глубже и
связано с более сложной и серьезной работой. О ней заходит речь, когда имидж
компании или продукта уже сформирован. Образы могут меняться достаточно часто
(сегодня клиенты настолько требовательны, что обновление имиджа продукта или
услуги просто необходимо для успеха компании!), тогда как репутация остается на
долгие годы. Поэтому особенно важно научиться управлять ею грамотно, что само по
себе — высший пилотаж, так как речь идет о стратегическом уровне, а отнюдь не
операционном.
Получить эти знания можно в Школе PR, благодаря новому проекту под названием «Стратегическое управление репутацией». Это авторская программа нашего преподавателя, руководителя отдела внешних связей компании UMCЯрины Ключковской, ориентированная на специалистов и руководителей в сфере PR. Курс состоит из трех модулей. Первый посвящен непосредственно вопросам стратегического управления репутацией. И затрагивает различные темы: от общих подходов к ведению бизнеса в разрезе построения репутации до роли личности топ-менеджера компании и персонального брендинга. Второй модуль направлен на систематизацию знаний и навыков по работе с различными медиа, ведь именно они доносят информацию о компании клиентам, чье мнение и формирует ее репутацию. В заключение курса говорим о корпоративных коммуникациях в целом, уделяя особое внимание внутреннему PR. Сегодня очень важно помнить, что, помимо внешних клиентов, компания всегда имеет дело с клиентами внутренними — ее работниками. И управление репутацией требует тщательно продуманной коммуникационной политики для обеих групп.
Тренинг
для имиджа
Несмотря на неразбериху с «имиджевым» образованием на
вузовском уровне (или благодаря ей?), современные тренинговые и консалтинговые
компании к вопросам о формировании имиджа подходят со всей ответственностью,
предлагая массу тренингов и курсов различного наполнения.
Так, тренинг-семинар «Деловой имидж и этикет»
рассматривает несколько составляющих имиджа — начиная от форм делового общения,
выступлений в средствах массовой информации, заканчивая дресс-кодом и
«дизайном» запахов. Слушателей учат этикету деловых отношений, в частности,
приветствию и представлению, искусству телефонных переговоров. Вам расскажут,
как правильно подать «чашечку кофе», вести переписку, садиться в автомобиль,
работать с переводчиком, дарить служебные подарки и сувениры, общаться с
иностранными партнерами… Ведь все эти, казалось бы, мелочи и нюансы и создают
общее впечатление, которое может легко испортить казалось бы одна
незначительная деталь.
Некоторые тренинг-компании предлагают научиться создавать
свой собственный имидж в разрезе личностного роста. Ведь стать успешным
имиджмейкером невозможно, предварительно не поработав над своим собственным
образом. Зачастую такие программы имеют строгую мужскую или женскую
«ориентацию». Так, сугубо для представительниц слабого пола разрабатываются
курсы с типовым названием «Хочу быть успешной и привлекательной!». Как создать
гармоничный деловой и светский имидж, быть стильной, сформировать хороший вкус
и освоить манеры общения.
Многие тренеры пускают в ход гремучую смесь из популярных
технологий НЛП (нейролингвистического программирования), фэн-шуй, стиля и
пиара. На занятиях говорят о навыках самопрезентации, тактике проведения
переговоров, управлении репутацией, внешнем виде сотрудников как факторе успешности
компании в целом. А в качестве практической части проводят шоппинг по столичным
магазинам, чтобы воочию убедить в практической целесообразности устно
изложенных непреложных истин создания позитивного образа.
Из Интернет-форума: мнение
профи
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.