Алексей, став врачом, пошел по стопам своего отца, поддержал семейную традицию. Врач из него вышел посредственный, ни морального, ни материального удовлетворения работа не приносила, и Алексей начал пить, потом открылась язвенная болезнь желудка. А душа его хотела, как выяснилось только в сорокалетнем возрасте,... рисовать. Однажды на спор он нарисовал портрет своего приятеля, открылся талант, рука сама просила кисть, потом посыпались заказы.
С медициной и... язвой желудка было покончено. А ведь его талант художника можно было открыть еще в детстве. Просто никто этого не делал, с детства его готовили к врачебной практике.
Вот почему так опасно навязывать детям семейную профессию. Не всегда полученная (и навязанная) по наследству профессия приводит к успеху и полной самореализации, чаще наоборот.
Некоторые родители видят в своем ребенке воплощение своих несбыточных планов. «Я хотела стать переводчиком — не получилось, так пусть хоть сын этого добьется!» И родители навязывают ребенку свои мечты, желания и решения.
Автор этих строк тоже не сразу стала журналистом и психологом. Сейчас в это уже не верится, но когда-то я работала муз. работником в детском саду и по совместительству учила детей играть на фортепиано. Муз. школа, муз. училище, потом пед. институт (музыкально-педагогический факультет), где проучилась всего год — столько лет было положено на алтарь семейной программы: «Твоя бабушка мечтала научиться играть на фортепиано, твоя мама пела в школьном хоре, твой папа закончил 4 класса музыкальной школы, так хоть ты станешь профессиональным музыкантом! Конечно, способности к музыке у тебя невелики, медведь на ухо наступил, и с голосом проблемы, но для преподавателя это нормально». Все решения бросить музыку приводили в негодование родителей:
«Ты же еще в детском саду решила, что будешь учить музыке детей!» (решение это, конечно же, приняли они). Результатом неправильного выбора профессии явились постоянные, сильнейшие ларингиты, сопровождающиеся полной потерей голоса,
и отвращение к музыке. Естественно, безголосый муз. руководитель, у которого голос пропадал именно перед утренниками, елками и другими ответственными мероприятиями, никому не нужен. Вовремя проявившая себя болезнь сделала меня проф. непригодной прямо в начале моей «карьеры». И я, к собственному удовольствию, сменила профессию, тем более, что к тому времени уже поняла, кем хочу быть на самом деле.
«Kем ты хочешь быть?» — таким вопросом озадачивают взрослые малышей, смеясь над незатейливыми ответами. Когда-то мальчишки и девчонки хотели быть космонавтами, а сейчас президентом России, банкирами, директорами заводов, министрами и бизнесменами. И родители своими комментариями, интонацией голоса, мимикой осознанно или неосознанно направляют в нужное им русло ход детских мыслей.
— «А я буду поваром в детской столовой, буду печь вкусные пирожки и кормить их всех детей нашего района» — «Фу! Повара все жирные и вынуждены таскать тяжелые котлы!».
«А я хочу стать балериной!» — «У балерин ноги кривые, вон, как у той тети, которая идет впереди». «Я буду преподавателем, буду учить детей математике!» — «Учителя мало зарабатывают, и потом дома они грязные и неухоженные, вечно им некогда собой заняться!»
В выборе профессии лучшим советчиком является наша душа, а не родители, друзья или учителя. И вообще полезно частенько спрашивать себя: «Что хочет моя душа? Кем, в какой роли я себя вижу?».
С этого начинается поиск себя. А для того, чтобы «найти» себя, нужно пробовать себя в разных профессиях, в разных ролях, и определять для себя «мое» это или «не мое».
Наши способности видны еще в детстве, в детстве их легче раскрыть и развить. Вот почему важно, чтобы ребенок пробовал себя в разных видах творчества, ходил
в разные кружки и секции, а не зацикливался на чем-то одном (тогда нет возможности определить, в какой области он может еще раскрыться, а может даже стать успешнее).
Сегодня идет много разговоров о профориентации, психологами разработаны тесты и методики, помогающие подросткам выбрать профессию в соответствии со своим темпераментом и характером. Но, как правило, редко кому в этом возрасте удается сделать правильный выбор. В этот период мы еще плохо знаем себя, мы еще только себя изучаем, находимся в поиске себя. Поэтому стремление сразу после школы пойти в ВУЗ не всегда оправданно (хотя поддерживается социумом: «у нас так принято»). Вузовская программа, приобретенная профессия часто уводят человека в сторону с его истинного пути.
Но даже и после долгих поисков себя выбор профессии трудно сделать на всю жизнь, хотя некоторым везет и в этом, и их дело, их профессия не разочаровывает их на протяжении всей жизни. Однако, это естественно, если дело, которое вам сегодня по душе, может стать неинтересным вам через несколько лет, и вы снова окажетесь в поиске. А что может быть интереснее пробовать себя на разных поприщах, в разных ипостасях?! Менять профессию никогда не поздно. Важно помнить, что невозможно добиться успеха в той профессии, которую ты не любишь.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».