Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Новости Украины и мира
  4. Статьи

Учиться? До какой степени?

4 февраля 2008 1219

Вряд ли среднестатистический первокурсник всерьез задумывается о том, поступать или не поступать в аспирантуру после основного курса. Вчерашние школьники и мыслят школярскими категориями: отучиться бы, а там видно будет. Но ближе к финишу спохватываются: куда же направить усилия в дальнейшем? Наиболее ярким, талантливым и трудолюбивым преподаватели предлагают продолжить обучение на базе кафедры или института. Итак, какие же перспективы у тех, кто решится принять предложение.

Зачем нужна аспирантура?

Чтобы получить диплом кандидата наук. А вот насколько он вам необходим, попробуем разобраться.

Сеем разумное, доброе, вечное

Место преподавателя в некоторых вузах можно получить со степенью магистра, без диплома кандидата наук. В большинстве случаев это возможно, когда предмет, который вы собираетесь преподавать, непрофильный для данного учебного заведения. При таких обстоятельствах без научной степени выше должности преподавателя вам не подняться. А вот степень кандидата наук (а в дальнейшем, возможно, и доктора) позволит не только читать лекции студентам, но и получить звание доцента, а это сулит карьерные, и, что уж скрывать, материальные выгоды.

Двигаем науку

Если мечтаете заниматься наукой, то получение кандидатской степени для вас — такой же естественный процесс, как чтение научной литературы или проведение опытов. Собственно диссертация и является подведением итогов практической научной деятельности. Выпускник вуза, даже овладевший огромным массивом знаний и имеющий собственные разработки, по определению не может считаться ученым. Поэтому защита диссертации, научные публикации по теме исследования (необходимое условие для допуска к защите) — подтверждение вашей компетентности и «веса» в кругах научной общественности.

Расширяем горизонты

Если поступаете в аспирантуру с прицелом на построение карьеры вне научной сферы, определитесь, в каком направлении хотели бы работать в дальнейшем и, ориентируясь на него, выбирайте тему для исследования. Существует мнение, что с кандидатской корочкой гораздо легче найти интересную и перспективную должность. Надо сказать, для некоторых сегментов рынка труда это действительно так. Но учтите одно «но»: сама по себе степень кандидата наук не будет играть решающей роли при трудоустройстве/повышении, если ваша научная деятельность никак не будет связана с трудовой.

Важен не результат, а сам процесс

Определенной категории аспирантов нравится сам процесс обучения и общения в научных кругах, поэтому получение кандидатской корочки отступает на второй план и получает второстепенную роль. Что же для них аспирантура?

— Для Ожидающих — тайм-аут, позволяющий осмотреться и поразмышлять о будущем приложении знаний и сил. К моменту получения диплома они так и не смогли определиться, где бы им хотелось работать и чем заниматься.

— Для Вечных Студентов — шанс продлить удовольствие (очень уж нравится сам процесс обучения!). Да и атмосфера, мало отличающаяся от веселых лет студенчества, очень им импонирует. Об этой категории говорят: научная деятельность для них — способ удовлетворить любопытство.

            — Для Консерваторов аспирантура — почти последняя надежда избежать кардинальных перемен в жизни. Хоть какое-то время после получения диплома не придется ничего менять: искать работу, общаться с новыми людьми, заниматься чем-то непривычным. Поэтому, если знания и оценки в дипломе позволяют поступать в аспирантуру, грех не воспользоваться столь оптимальным вариантом организации ближайшего будущего.

Аспирантура: работа или учеба?

Обучение в аспирантуре предполагает, что соискатель научной степени не просто получает знания (как в бытность студентом), а учится заниматься научной работой, основная часть которой — написание диссертации. Успешная защита — главное условие для получения степени кандидата наук. Для работы над диссертацией аспирант выбирает интересующее его научное направление, тему исследования, изучает литературу, организовывает эксперимент, получает и обрабатывает данные, сравнивает полученные результаты с достижениями в науке и делает выводы. От курсовой или дипломной работы диссертация отличается более глубоким изучением темы, большим содержанием научной новизны и практической значимости. К тому же, если дипломная и, тем более, курсовая — это обобщение теоретических знаний, то в основе диссертации — практическое исследование и анализ его результатов.

Только лишь работой над диссертацией деятельность в аспирантуре не ограничивается. Чтобы получить «допуск» к защите, необходимо, чтобы результаты исследований были доступны для ознакомления и критики научным работникам. Поэтому одно из основных требований к соискателям — научные публикации и выступления на конференциях. Публикации и тезисы к докладам должны быть опубликованы не позже, чем за месяц до предполагаемой даты защиты, и только в изданиях, одобренных ВАКом (Высшей Аттестационной Комиссией), в противном случае они просто не будут засчитаны. В идеале предполагается, что аспирант публикует наработки и выступает на конференциях на протяжении всего обучения в аспирантуре.

Еще одно серьезное отличие аспирантов от студентов: они не только учатся, но и учат. Для аспирантов очной формы педагогическая практика — отличный шанс примерить на себя возможность дальнейшей работы в этой области. Обычно аспирантам доверяют практические занятия и лабораторные работы. Иногда (в виде исключения) чтение лекций, если тема курса связана с темой научного исследования. Оплата преподавательской нагрузки зависит от правил конкретного вуза и штатного расписания кафедры.

Финишная ленточка

Защита диссертации и получение степени кандидата наук — логическое завершение обучения в аспирантуре. Если не планируете заниматься научной деятельностью, на этом можно и остановиться. Но если решили работать преподавателем или научным сотрудником, следующей вашей целью станет докторантура и докторская степень.

Случается, что, проучившись три года, аспирант не может завершить написание диссертации и, соответственно, получить научное звание. Причины — разнообразные: от научной несостоятельности до перестановки приоритетов в системе ценностей. Иногда соискатель находит интересную работу и не видит необходимости в получении корочки кандидата наук. Иногда просто понимает: было выбрано неподходящее направление для приложения усилий.

Оказавшись в подобной ситуации, не расстраивайтесь и не воспринимайте годы обучения в аспирантуре как зря потраченное время. Ведь кроме приложенных усилий вы, наверняка, приобрели массу полезных навыков и контактов, которые пригодятся в дальнейшей работе.

Вы до сих пор не приняли окончательное решение: поступать или не поступать в аспирантуру? Увы, никто кроме вас этого сделать не сможет. Мы лишь надеемся, что наш материал поможет принять взвешенное и осознанное решение.

            Аспирантура — это самостоятельная форма получения образования, включающая научную (написание научных статей, подготовка докладов), преподавательскую (проведение лабораторных и практических занятий), учебную (усовершенствование своих знаний для сдачи кандминимума) и исследовательскую (проведение эксперимента для написания диссертации на его основании) деятельность.

            После успешной защиты кандидатской диссертации вы можете претендовать на грант или Postdoctorial Fellowship (стипендию для молодых научных работников, недавно получивших степень кандидата наук) с целью прохождения стажировки в западном университете.

Анастасия АЛЕКСЕЕНКО

Читайте также
  • Фигаро, МЗП и теневая безработица22 Февраль, 2017

    Несмотря на официальные цифры, говорящие о снижении уровня безработицы, которыми полнятся отчеты Госстата, по мнению многих независимых экспертов, Украине может грозить безработица «теневая».

  • Сделай себе приятно: еще раз о той самой "работе мечты"21 Февраль, 2017

    Все мы рождены исключительными личностями и, не стоит позволять проблемам этого мира делать из себя унылую посредственность!

  • Что может заменить высшее образование в резюме?20 Февраль, 2017

    Работодатели и соискатели понимают, что наличие корочки о законченном высшем образовании не подтверждает наличие знаний этого уровня обучения. Тем не менее, работодатели продолжают подбирать рабочий персонал, требуя от специалистов наличие высшего образования и хотят увидеть ее в резюме.

  • "Я себе крою..." или кое-что о востребованных профессиях в Украине.20 Февраль, 2017

    В век сумасшедшей гонки за деньгами, успехом и признанием, мы часто не замечаем возможностей, которые лежат, прямо у нас под ногами.

  • Как подбирать вопросы для собеседования?15 Февраль, 2017

    Беседа – основная форма ведения собеседования работодателя с соискателем. Очень сложно представить беседу без вопросов и обоюдного поддержания и развития беседы. Чтобы ход собеседования был последовательным и логичным, работодатель должен уметь вести его и заранее подготовить ряд вопросов. Составлением вопросов занимается, как правило, работодатель или HR-менеджер.

↑ Наверх