UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. В темпе вальса

В темпе вальса

20.10.2008 943

Популярные танцевальные проекты для миллионов наших соотечественников стали откровением: хореографом, оказывается, быть интересно и престижно. И если раньше составители танцев практически не покидали театрально-концертные кулуары, сегодня все чаще оказываются под блеском софитов и пристальным вниманием телекамер: то представительствуют в жюри рейтинговых конкурсов, то сочиняют и репетируют танцевальные номера со звездами шоу-бизнеса, то становятся героями телерепортажей и передач. Для них открыты двери самых рейтинговых ночных клубов и тусовок, они желанные гости на любом светском мероприятии... Правда, подобных почестей заслуживают далеко не все представители хореографической профессии, а лишь лучшие из лучших (либо счастливчики, которым удалось оказаться в нужное время в нужном месте). Впрочем и рядовым постановщикам балетов есть чем заняться. Повсеместно отрываются танцевальные школы и студии, куда приглашают всех желающих независимо от возраста и уровня подготовки. В общем, просторы для реализации талантов и способностей почти необозримы. Но как стать действительно хорошим хореографом? «Им нужно родиться», — утверждают одни профи по танцу. «Главное — постоянно работать над собой», — возражают другие. Наверное, истину нужно искать, как всегда, где-то посредине. Выучиться на хореографа, конечно, можно: открыто множество профильных школ и факультетов по подготовке танцевальных кадров. А вот каким специалистом «вырастет» дипломированный выпускник, зависит от его целеустремленности и приложенных усилий.

Нужно знать:

  • музыкальную драматургию;
  • историю театра, музыки и балета;
  • методологию творческого процесса;
  • основы режиссуры и актерского мастерства;
  • законодательство в сфере культуры и искусства;
  • классическую, современную и народную хореографию;
  • принципы работы с партитурой музыкально-сценического произведения;
  • классический и современный танцевальный репертуар (отечественный и мировой).

Требования:

— профильное высшее образование (полное или базовое);

— «танцевальный» стаж (для обладателей дипломов бакалавров);

— опыт работы на должности балетмейстера (для главного балетмейстера).

Где же кандидат в хореографы может получить столь необходимые для танцевальной карьеры диплом и знания? Все зависит от того, какие профессиональные цели он ставит перед собой.

1 ИЗ ОБЛАСТИ БАЛЕТА

Попробуем развеять еще один миф. Чтобы стать прекрасным хореографом, вовсе не обязательно быть высококлассным танцором или артистом балета, чему можно найти немало подтверждений в истории мировой культуры. Например, выдающийся балетмейстер Морис Бежар был довольно посредственным танцором, что не помешало ему сделать настоящий переворот в истории хореографии. Однако многие ценители искусства уверены: его успех наставника и постановщика стал возможен именно благодаря танцевальному опыту, полученному в начале сценической карьеры. Так что, если мечтаете об успехе танцмейстера, постановками которого восхищается если не весь мир, то хотя бы забитый до отказа зрительный зал, без танцподготовки не обойтись. Причем приступить к занятиям придется с детства. Подготовкой профессиональных танцоров сегодня занимается несколько учебных заведений.

  • Киевское государственное хореографическое училище

Именно из стен этого вуза (а КГХУ присвоен статус высшего специального учебного заведения) выходят профессиональные артисты классического балета. В рамках специальности «хореография» предусмотрено две специализации — классический и народный танец. Принимают с… десяти-одиннадцати лет, ведь балетная карьера заканчивается довольно рано — в тридцать-тридцать пять.

  • Училище хореографического искусства «Киевская муниципальная украинская академия танца имени Сержа Лифаря»

Специализации тоже две, классическая и народная. Поступать можно после 9-ти или 11-ти классов, но с одним условием: предварительная танцевальная подготовка обязательна. Как проходит обучение? Основа основ — история. Правда, не всемирная или отечественная, а история театра, балета, украинской и зарубежной культуры. Безусловно, литература, правда, опять же специфическая, музыкальная. Изучают студенты и основы нотной грамоты, теорию музыки, имеют возможность учиться играть на музыкальных инструментах и заниматься гимнастикой (артист ведь должен быть всесторонне развит!). Добавляются в копилку знаний и навыки актерского мастерства и технологии гримирования: как же появляться перед зрителями в «нетоварном виде», со следами усталости на лице. Вместе с дипломами младших специалистов выпускники получают две квалификации: артиста (балета или танцевального, хорового коллектива, ансамбля песни и пляски) и преподавателя хореографических дисциплин. Поэтому не последнее место в списке изучаемых предметов отводится основам психологии и педагогики, методике преподавания хореографии. Практические занятия проводятся в основном в танцевальных классах. Возле станков (речь не о заводских, а студийных приспособлениях для выполнения упражнений) студенты осваивают классический, народно-сценический, дуэтно-классический, историко-бытовой, украинский и современный танцы. Учебной программой предусмотрено четыре вида практики: сценическая, педагогическая, на должности руководителя коллектива и преддипломная. Кстати, сценическая практика начинающих балерин и танцоров проходит в Национальном академическом театре оперы и балета, благодаря чему юные таланты получают возможность пообщаться с ведущими мастерами сцены.

2 СТЕЗЯ НАСТАВНИКА

Если вам больше по душе не шквалы зрительских оваций, а работа с детьми, смело поступайте в Институт искусств Национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова. Вуз готовит бакалавров, специалистов и даже магистров по специальности «хореография». Правда, в отличие от училищ, профиль подготовки — не классический и народный танцы, а художественная культура. Впрочем, сложный вступительный творческий танцевальный конкурс придется пройти. Учиться можно не только на стационаре, но и заочно. Принимают на «заочку» и с дипломом младшего специалиста, что заметно сокращает сроки подготовки.

Выпускники получают квалификации:

— учитель хореографии (для бакалавров);

— учитель хореографии и художественной культуры (для специалистов);

— преподаватель профильных дисциплин, балетмейстер-преподаватель (для магистров).

3 СОВРЕМЕННЫЕ РИТМЫ

Подготовка отечественных артистов балета, зиждущаяся на принципах российской школы классической хореографии, уже давно поставлена на творческий конвейер. А вот должное внимание обучению исполнителей и постановщиков модерновых танцев начали уделять сравнительно недавно. Получить специальность можно в Институте искусств Киевского национального университета культуры и искусств, где успешно работает кафедра современной хореографии. Впрочем столь прогрессивный вуз выпускает и бальных танцоров, и «народников», причем готовит специалистов по трем квалификационным уровням:

— бакалавр (артист профессионального творческого коллектива, преподаватель школы искусств, художественный руководитель аматорского коллектива);

— специалист (преподаватель профильных дисциплин в училище, балетмейстер профессионального коллектива);

— магистр (преподаватель профильных дисциплин в институте-университете, главный балетмейстер, искусствовед).

Базовые дисциплины в подготовке постановщиков закреплены за кафедрой хореографического искусства: современные направления хореографии, синтезированные формы танцевальной культуры, классический и характерный танцы, мастерство балетмейстера, импровизация и методика выполнения виртуозных движений. Эти же дисциплины, но в углубленном узкопрофильном варианте — базовые и для других кафедр. Скажем, бальных хореографов обучают технике выполнения виртуозных приемов в композициях европейского и латиноамериканского танцев. Довольно насыщенна программа у «современников» (кроме классического танца, как основы, изучают модерн, джаз и фолк).

4 ГЛАВНЫЙ КОМАНДУЮЩИЙ

Танцевальная площадка — прекрасный полигон не только для выступлений и разучивания новых па, но и для реализации управленческих амбиций. Должность главного балетмейстера — именно та позиция, на которой сможет показать себя хороший руководитель. Этот специалист организовывает подготовку и выпуск танцномеров, контролирует работу артистов, ведет переговоры с композиторами и драматургами, разрабатывает репертуарные планы труппы, отвечает за «комплектацию» творческих кадров и, конечно же, дисциплину. Подготовка управленцев от искусства — прерогатива кафедры хореографии Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств. Вуз обучает хореографов по двум специализациям, современной и народной хореографии. Учиться можно на стационаре, заочно и даже экстерном (всего два года). Однако есть один нюанс: для зачисления понадобится начальная хореографическая подготовка (то есть неплохо танцевать вы должны уметь в любом случае).

5 АРТ и ФАКТЫ

Если стремление заниматься творчеством непреодолимо и в достижении цели не боитесь никаких преград, можете попробовать поступить в рейтинговый Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого, где открыта специализация «режиссура классического балета». Предупредим сразу, пройти жесткий конкурсный отбор сложно. Чтобы попасть в ряды счастливчиков-студентов, придется сдать три творческих экзамена.

1) Классический и народно-сценический танец. Абитуриент должен показать все разделы урока классического танца, а именно обороты и экзерсис на пальцах (если не знаете, что это такое — время на поступление можете не тратить). К тому же по заданию приемной комиссии продемонстрировать в этюде движения этих танцев (то есть классического и народно-сценического), а также доказать, что хорошо владеете координацией, актерским мастерством и манерой исполнения.

2) Специальность (практика). Необходимо подготовить и продемонстрировать собственную авторскую композицию, причем сочиненную под заданную экзаменаторами музыкальную тему.

3) Специальность (устно). Спрашивать будут не формулы по математике, а теорию и историю хореографии и современного хореографического искусства. Так что, изучить придется горы специализированной литературы!

Кстати, грациозно двигаться должны уметь не только танцоры и режиссеры балетов, но и артисты кино и театра. Поэтому предметы «танец», «основы сценических движений», «мастерство сценического боя», «ритмика» обязательны для всех без исключения студентов.

Итак, долгожданный диплом хореографа у вас в кармане. Самое время хорошенько отточить полученные знания и навыки на практике. Многие специалисты уверены: молодым постановщикам целесообразнее поработать сначала с детьми. Маленькие танцоры покладистее и, безоглядно доверяя наставнику, легче идут на различные танцевальные эксперименты (речь, конечно, не о традиционном балете, а о современных танцах). Конечно, не обходится без сложностей. Например, малыши осваивают движения дольше, да и соответствующую творческую атмосферу в коллективе поддерживать непросто. Зато приобретенный опыт носить за плечами не придется — это бесценная основа для новых профессиональных достижений.

Мнение

Алина Пастушенко, начинающий хореограф:

— Современные танцевальные телешоу доказали: научить за пару недель неплохо двигаться можно и слона в посудной лавке. Однако стать профессиональным танцором, а тем более хореографом за столь короткое время, к сожалению, нельзя. Понадобится куда более основательная подготовка. Если вы в детстве не занимались в танцевальной студии, а в старшем возрасте вдруг решили делать постановки, достичь задуманного будет сложно. Вузовские наборы на хореографию, в частности, на современные танцы, в последнее время бьют все рекорды. Чтобы пробиться в ряды студентов, нужно не только прекрасно двигаться, но и отлично знать историю хореографии, много заниматься и читать специализированную литературу.

Учимся на хореографов

Учебное заведение

Специальность

Координаты

Киевское государственное хореографическое училище

хореография (классическая, народная)

ул. Шамрыло, 4

тел. 456-0040, 446-0309

Училище хореографического искусства

хореография (классическая, народная)

ул. Данькевича, 4а

тел. 530-8757, 279-8052

Институт искусств Национального педагогического университета имени Михаила Драгоманова

хореография (художественная культура)

ул. Тургеневская, 11

тел. 486-9936

Институт искусств Киевского национального университета культуры и искусств

хореография (бальная, народная, современная)

ул. Чигорина, 20

тел. 285-8527, 285-4386

Государственная академия руководящих кадров культуры и искусств

хореография (народная, современная)

ул. Ивана Мазепы, 21

тел. 280-4557

Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого

режиссура классического балета

ул. Ярославов Вал, 40

тел. 272-1032, 272-1142

Юлия ДАНКОВА

Читайте також

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 грудень, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.

  • Покоління зумерів: розвінчуємо міфи про їхній підхід до роботи і життя 4 грудень, 2024

    Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.


↑ Вгору