UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Зуб мудрости

Зуб мудрости

5.03.2007 27143

Маркетинговые исследования отечественного рынка стоматологических услуг показали: решающую роль при выборе клиники сегодня все еще играет ценовой фактор. Из-за низкого уровня доходов значительная часть пациентов предпочитает лечиться менее качественными, но недорогими препаратами. По аналогии, к сожалению, часто оценивается и уровень профессионализма врача. Хорошим специалистом считается тот, кто поставит пломбу или сделает гигиеническую чистку подешевле. В результате, и сами дантисты не спешат повышать уровень квалификации, осваивать новое оборудование и материалы. Зачем тратить время и средства, если и так нет отбоя от желающих записаться на прием?

Радует, что подобная точка зрения — не аксиома и пациенты становятся все требовательнее к качеству услуг. Количество стоматологических кабинетов, как государственных, так и частных, растет с каждым днем, расширяя возможности для выбора. Заманить взыскательных клиентов одними скидками и сравнительно низкими ценами уже не так-то просто. Нужно владеть современными технологиями, применять методы безболезненного лечения, оперировать самыми эффективными средствами, а это под силу лишь высококвалифицированным специалистам с солидным и постоянно пополняющимся багажом знаний.

Комплекс полноценности

Конечно, профессиональное становление любого врача начинается еще в высшем учебном заведении, и стоматология — не исключение. Профильные факультеты по подготовке зубных врачей сегодня открыты при многих медицинских вузах, не только государственных, но и частных.

В отличие от западной, отечественная стоматологическая школа ориентирована на комплексный подход к заболеваниям организма. Если в компетенцию европейского дантиста входит исключительно лечение полости рта, наших врачей учат уделять значительное внимание общему состоянию здоровья пациента. Для понимания причин болезни, предотвращения осложнений и вовлечения в патологические процессы других органов стоматолог обязанвладеть основами многих знаний. Например, при использовании анестетиков (обезболивающих) и проведении различных процедур врач должен учитывать состояние сердечно-сосудистой системы пациента (знать кардиологию), индивидуальные особенности эндокринной системы, вникать в вопросы возрастной психологии, не говоря о понимании зависимости нормального функционирования органов желудочно-кишечного тракта от состояния полости рта.

Ведущий стоматологический факультет, на кафедрах которого повышают квалификацию преподаватели многих медвузов страны, находится при Национальном медицинском университете имени А. Богомольца. Для изучения профильных дисциплин в вузе отведен специально оборудованный корпус с учебными кафедрами:

  • терапевтической стоматологии;
  • детской терапевтической стоматологии и профилактики стоматологических заболеваний;
  • хирургической стоматологии;
  • ортопедической стоматологии;
  • пропедевтики ортопедической стоматологии и ортодонтии;
  • детской хирургической стоматологии.

Здесь же расположена и поликлиника с клинической лабораторией.

Начальный период обучения посвящен фундаментальным теоретическим дисциплинам. Простейшие мануальные навыки и основные технологические процессы изучают лишь со второго семестра II курса. На последующих умения студентов совершенствуются. Под руководством преподавателей они работают с больными, диагностируют заболевания, составляют и выполняют планы лечения.Многим старшекурсникам удается не только посещать практические занятия, но и подрабатывать в качестве помощников врача в стоматологических клиниках. Этот опыт дает значительные преимущества при трудоустройстве. Кстати, на Западе учащиеся стоматологических факультетов вплоть до пятого курса отрабатывают мануальные навыки не на реальных пациентах, а на специальных манекенах — фантомах.

Закончив обучение и получив диплом врача-стоматолога,молодойспециалиствсе же не имеет права сразу приступить к практической деятельности.Прежде чем трудиться самостоятельно, придется поработать год-полтора под руководством опытных коллег-преподавателей в заочно-очной интернатуре на кафедрах вуза и в поликлиниках. Впрочем, если хотите стать действительно хорошим стоматологом, на этом останавливаться рано. Необходимо поучиться в ординатуре, изучая какое-либо более узкое направление «зубной» науки и постоянно повышать квалификацию на профильных курсах.

Проведение учебных тематических циклов и семинаров, отвечающих стандартам высшего образования, для врачей, магистров, клинических ординаторов и аспирантов задача Института стоматологии при Национальной медицинской академии последипломного образования имени П. Л. Шупика. В состав вуза входят пять кафедр:

  • стоматологии;
  • челюстно-лицевой хирургии;
  • ортопедической стоматологии;
  • стоматологии детского возраста;
  • терапевтической стоматологии.

Для желающих сделать административную карьеру или трудоустроиться в негосударственный стоматологический центр, повышение квалификации на подобных курсах должно стать постоянной практикой. Кстати, освоить новинки в области стоматологии можно не только в вузе. Изучение современных технологий, скажем, за границей, по карману далеко немногим врачам, особенно молодым. Поэтому некоторые клиники как государственные, так и частные, кроме медицинских услуг, предлагают тематические курсы и семинары, где преподают опытные врачи, прошедшие стажировку в Европе или США. Обучение могут проводить и представители компаний, продвигающих на рынок профессиональные лечебные препараты и оборудование для стоматкабинетов.

В четыре руки

Интересно, что сегодня попробовать «на зуб» работу в стоматологии, в принципе, могут не только выпускники вузовских профильных факультетов. В последние годы сотрудники частных клиник стали активно внедрять в практику принцип деятельности западных коллег «в четыре руки», прибегая к помощи ассистентов. Такая система позволяет не только ускорить, но и значительно улучшить качество лечения. Доказано, что на дополнительные манипуляции доктор тратит в среднем 25-40% времени, тогда как использование схемы «врач помощник» повышает эффективность труда на 50%!

Конечно, не каждая медсестра с лету сможет ассистировать стоматологу. В учебных планах медицинских училищ для соответствующей специальности изучение основ стоматологии не предусмотрено. Пробел недостающих знаний не может восполнить даже опыт работы в стоматологических поликлиниках, нужно знать терминологию:названия профильных медикаментов, инструментария, оборудования. Познакомиться с особенностями должности дают возможность учебные курсы, организуемые некоторыми клиниками. По словам директора медицинского центра «Лира» Ирины Николаевны Лысенко, подобное образование доступно не только стоматологам со «средним специальным» и трудовым стажем, но и новичкам, абсолютно не знакомым со спецификой работы.

Профессии ассистента стоматолога нет в государственном классификаторе профессий, но в нише коммерческого обслуживания пациентов эта должность вводится все чаще, объяснят Ирина Николаевна. Поэтому к нам обращаются как практикующие специалисты, желающие глубже разобраться в тех или иных нюансах, так и медсестры, только планирующие трудоустроиться в стоматологические клиники. За пятидневный курс обучения слушатели рассматривают несколько тематических разделов. Прежде всего, знакомятся с правилами работы «в четыре руки» и ассистирования врачу. Обязательно изучают общие принципы организации приема: функциональные обязанности, вопросы общения с пациентами, отдельные технологические моменты. Не забываем и об изучении психологических аспектов. Ведь ассистенту необходимо с полуслова понимать и доктора, с которым он сотрудничает, и клиента, пришедшего на прием; тонко чувствовать проблемы и переживания посетителя, которому надо помочь избавиться от подсознательно страха перед врачебным креслом…

Среди других учебных предложений медицинского центра «Лира» школы администраторов стоматклиник и стоматологических гигиенистов. В отличие от ассистента, лишь помогающего дантисту, гигиенист самостоятельно практикующий специалист. Естественно, и круг его знаний должен быть соответствующим. Его задача — первичная оценка состояния пациента, проведение диагностики организма и выявление патологий. Он должен в совершенстве знать технологии поддержки общей гигиены, обучать клиентов основам профилактического и лечебного ухода. А для этого нужно, как минимум, хорошо разбираться в представленных на рынке средствах личной гигиены.

Не секрет, что даже выбор зубной щетки (ее размера, жесткости щетины) и пасты должен быть сугубо индивидуален, продолжает Ирина Николаевна. Не говоря уже об отличиях правил чистки для разных категорий пациентов. К тому же, есть общедоступные средства гигиены (их можно найти в любом магазине), а есть и лечебные, которые продаются в аптечной сети и отпускаются строго по рецептам. Ведь одно дело поддерживать состояние здоровой полости рта, и совершенно другое лечить заболевания. Спектр препаратов постоянно расширяется, поэтому медицинским работникам сферы стоматологии постоянно есть, чему учиться. Замечу, при необходимости мы всегда помогаем в трудоустройстве сотрудникам, прошедшим у нас обучение. Постоянно открываются все новые стоматологические центры, совершенствуются используемые технологии... Поэтому грамотный специалист всегда может найти достойное применение знаниям и навыкам!

Кстати

Интересно, что профессиональным свидетельством первым стоматологам служили отнюдь не документы о получении образования (такового в древние века, конечно же не было), а… удаленные у больных зубы! К такому выводу пришли отечественные археологи, исследовавшие доисторическое захоронение в Усть-Ильменском Некрополе. Учеными была найдена амфора с зубами, на которых остались следы кариеса, пораженных нервов и отпечатки прототипов врачебных инструментов.

Анекдот в тему

— Ужас! Какой бездарь пломбировал вам этот зуб?!

— Вы, доктор. Когда были студентом...

Читайте також

  • Розвиваємо дисциплінованість — найдієвіші поради 5 березень, 2025

    Без дисципліни великих вершин не досягнути. Для сходження на багатотисячники, якщо висловлюватися альпіністськими метафорами, без належної підготовки не впоратися. То як її розвивати, ту дисципліну? З’ясовуємо разом із Jobs.ua, як розвинути в собі цю важливу навичку.

  • Бізнес і нещирі люди — кого з homo sapiens краще уникати? 3 березень, 2025

    Вистачить однієї нещирої, фальшивої людини в діловому оточенні, щоб якоїсь миті все рухнуло, наче доміно. Як у відомій приказці, коли ложка дьогтю псує бочку меду. Пропонуємо з’ясувати, яких людей краще уникати, щоб максимально убезпечити бізнес від нещирих представників homo sapiens.

  • Розвиваємо креативність з користю для здоров’я, ментального і фізичного 1 березень, 2025

    Як «приручати» мозок з користю для себе? В цій статті розповідаємо про ті способи розвитку креативності, про які мало хто говорить насправді, бо не надає цьому значення. А даремно.

  • Робота з дому і «дивні звички» — привід для занепокоєння чи ні?28 лютий, 2025

    Працювати весь день в піжамі, не встаючи з ліжка, нечищені зуби і невідвіданий душ, бо ліньки робити «зайві рухи» — ці речі дивними звичками складно назвати. Але є речі куди дивніші, ось про них і поговоримо разом із Jobs.ua. І чи варто про це непокоїтися.

  • Soft skills і сучасний ринок праці: як привабити найкращого роботодавця26 лютий, 2025

    Сучасні роботодавці добре розуміють важливість наявності в кандидата м’яких навичок. Це означає, що в пошукачів немає інших варіантів, як приділяти посилену увагу розвитку soft skills, не лише hard skills.


Часто шукають

↑ Вгору