Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Методы управления персоналом

Хотите, чтобы сотрудники не таили от вас свое мнение?

28 января 2013 19805

Для наиболее эффективной работы, одной только связи «сверху вниз» недостаточно. Кроме указаний, критики или похвалы со стороны начальника, необходимы также советы, мнения и критика со стороны подчиненных.

Если подобного взаимодействия удалось добиться, то это выгодно, прежде всего, самому руководителю для понимания, какие из проводимых им мер эффективны, а какие нет. Тем более, подчиненные «на местах» зачастую замечают то, чего не видит их начальник, а соответственно вовремя поданный сигнал снизу может уберечь от неправильного решения наверху.

В случае если, подчиненные не желают «откровенничать», скорее всего, причина заключается в стиле управления руководителя. Когда в отделе демократичная атмосфера, вопрос об обратной связи не является проблемой: начальнику достаточно всего-то спросить, а подчиненному — высказать свою точку зрения.

Соответственно, если вы желаете иметь обратную связь, придется отбросить авторитарные замашки. Если же вы полагаете, что без сильной руки никак не обойтись, тогда попытайтесь организовать анонимный опрос. Однако лучше, конечно, стремиться к открытому выражению мнений.

Освободитесь от плохого наследия

В ситуации, когда вы пришли руководить в уже сформированный коллектив, стоит как можно более подробно расспросить коллег о личности вашего предшественника. Если он был приверженцем авторитарного стиля руководства, неудивительно, что сотрудники привыкли безропотно подчиняться приказам, и, разумеется, им будет непросто научиться давать начальнику обратную связь. В таком случае придется пересмотреть рабочий процесс, чтобы разговорить своих стеснительных подчиненных.

Кроме того, можно организовать дополнительные мероприятия. Например, раз в неделю стоит проводить собрание отдела, в ходе которого ваши подопечные смогут обсуждать текущие вопросы и решения и делиться идеями.

«В первый же рабочий день я объявил подчиненным, что являюсь ярым приверженцем демократии и мои двери всегда открыты, — делится опытом коммерческий директор Анатолий. — Однако в течение следующей недели никто ко мне не обращался ни с вопросами, ни с предложениями. На собрании все молча выслушивали мои пожелания, а потом расходились. Наконец мне удалось вывести своего зама на откровенный разговор, из которого я узнал, что мой предшественник ненавидел инициативу, хотя поначалу тоже распинался о свободе слова в отделе. Пришлось ломать стереотипы. Я подговорил заместителя высказаться на грядущем совещании. Его пример оказался заразительным: уже через пару недель никто не боялся делиться своим мнением».

За чашкой чая или кофе сотрудникам значительно быстрее удастся расслабиться и преодолеть психологический барьер, поэтому такие встречи лучше всего проводить в неформальной обстановке.

Войдите в доверие

Естественно, что для обеспечения обратной связи от подчиненных, необходимо работать над эмоциональным комфортом в коллективе. Вряд ли вы услышите честные отзывы о себе, если в отделе царит атмосфера недоверия и отчужденности. Зато ваш стиль руководства будет активно обсуждаться в курилках.

Если вы хотите добиться обратной связи от подчиненных, стоит пересмотреть ситуацию и задуматься над глобальными изменениями корпоративной культуры в отделе, для чего необходимы соответствующие мероприятия. В некоторых компаниях введена практика мотивационной беседы, когда руководитель лично общается с каждым подчиненным, например, обмениваясь мнениями относительно итогов года и последующих планов. Но чтобы действительно наладить с сотрудником контакт, необходимо не только обсуждать с ним деловые вопросы, но и спрашивать о том, что происходит в его жизни, то есть интересоваться им как личностью.

Личные неформальные разговоры не всегда перерастают в прочные дружеские отношения, но скрепить связь и снять напряжение они помогут.

Если отношения между руководителем и подчиненным не предполагают открытого контакта, принудительно его организовать вряд ли удастся. Поэтому в данном случае лучше привлечь некоторые дополнительные силы. Например, вы можете обратиться за помощью к HR-менеджеру, который отметит достоинства и недостатки вашего стиля управления и даст необходимые методики для развития лидерских качеств. В роли доверенного лица может также выступить неформальный лидер коллектива.

Не оказывайте давление на «молчунов по жизни»

Пропагандируя во вверенном вам коллективе полную свободу слова, постарайтесь учесть и индивидуальные особенности каждого работника.

«Я командный игрок, и мне очень сложно принимать решение в одиночку, — рассказывает менеджер по работе с клиентами Сергей. — Кроме того, это моя первая руководящая должность, и я не знаю, все ли правильно делаю. У меня в подчинении всего два сотрудника, да и то один на фрилансе. Беда в том, что у моего второго работника совершенно отсутствует собственное мнение. Я пытался добиться от него какой-то реакции: спрашивал советов, хвалил, даже тащил в ресторан, но все впустую. В итоге я понял, что мой сотрудник — отличный исполнитель, но не смотрит дальше своего участка, а я требую от него слишком многого. Вряд ли когда-нибудь ему удастся стать начальником».

Может быть, кто-то из ваших подчиненных замкнут и стеснителен от природы. Есть люди, для которых проявление инициативы является очень болезненным процессом. Не стоит заставлять таких сотрудников делиться идеями и замечаниями в приказном порядке — это заставит их еще сильнее замкнуться в себе. В конце концов, мастерство управленца заключается не в том, чтобы грести всех под одну гребенку, а в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие отдела в целом и комфорт для каждого сотрудника в частности, распределяя между ними работу согласно их особенностям.

Демонстрируйте, что критика не наказуема

Если раньше вольнодумцам грозили увольнения и штрафы, то вы должны отучить сотрудников бояться. Нужно не только объяснить, что за критикой или советом не последует наказания, но и поощрять их.

Читайте также:
«Правила кризисных коммуникаций на примере «АэроСвит»»
«Как распознать настоящего лидера?»

Читайте также
  • Замечания работодателей к резюме соискателей24 Апрель, 2017

    Резюме является визитной карточкой любого соискателя. С изучения резюме начинается знакомство работодателя с соискателем. Чтобы это первое впечатление было положительным, очень важно приложить максимум усилий, чтобы грамотно и правильно оформить резюме. Так как работодателям, менеджерам по персоналу и HR-менеджерам часто приходится изучать резюме соискателей, именно они могут дать компетентный взгляд на ошибки, которые допускают в резюме соискатели.

  • Украинским пенсионерам запрещают совмещать доходы зарплат и пенсий24 Апрель, 2017

    После грядущей пенсионной реформы, украинцы не смогут совмещать работу с зарплатой вместе с получением законной пенсии.

  • Работа мечты - работа в Google?21 Апрель, 2017

    Просто Google!

  • Украинские пенсии: все очень сложно20 Апрель, 2017

    Начиная с 1.10.2017, правительство планирует провести очередное выравнивание пенсий, предварительно увеличив их на 10,1% в мае и этого года.

  • Соискатели игнорируют собеседования19 Апрель, 2017

    Наверняка, вам, как работодателю, приходилось наблюдать отказы соискателей от собеседования. В среднем, на пять собеседований приходится два отказа соискателей. Разрабатывая график собеседований, работодатель должен быть готов от отказа соискателей. Многие из них даже не удосуживаются сообщить об этом работодателей.

    Игнорирование соискателей собеседования встречается все чаще. Но это не значит, что работодатель или компания что-то делают не так, наоборот это вполне объяснимый и понятный процесс, причины которого самого разные. Сегодня мы рассмотрим большинство из них.

↑ Наверх