Структурная перестройка производства изменяет параметры рынка труда. И одно из характерных примет этого явления - растущий интерес работодателей к рабочим и специалистам среднего звена, которые составляют в разных отраслях от 60 до 80% в объеме производительных сил. Эта армия профессионалов - важнейший фактор инновационного экономического роста. Сегодня сфера профобразования с новой силой востребована обществом и экономикой. Так, к примеру, конкурс поступающих там близок к вузовскому и составляет в среднем более двух человек на место, а кадровики "охотятся" за квалифицированными специалистами. Именно поэтому эксперты и утверждают, что в таких условиях особенно возрастает роль в подготовке кадров учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО).
"Свою деятельность мы стараемся связывать с развитием экономики. Нынешнее кризисное состояние, по определению экономистов, продлится несколько лет. Поэтому в ближайшее время наша задача - добиться изменений на рынке труда, а также повысить качество образования и уровень выпускников, - говорит президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин - Ведь эти факторы в первую очередь влияют на подъем и развитие экономики, а также работают на преодоление и смягчение последствий кризиса, сохраняя ресурсы профессионального образования".
По словам экспертов, сегодня формируется новый, современный облик начального и среднего профессионального образования России. И основными чертами этого облика станут информатизация, изменение содержания и качества учебного процесса, а также непрерывное образование, международное сотрудничество и социальное партнерство. "Эти понятия продемонстрировали свою мобильность, гибкость и способность вписаться в новые производственные отношения в процессе диверсификации отраслей экономики", - говорит Виктор Демин.
При этом изменения в системе образования должны производиться с учетом текущей экономической ситуации. Мониторинг потребности выпускников 2008 года на рынке труда показал, что, с одной стороны, растут требования к молодым специалистам, а с другой - наблюдается сокращение нужды в их труде на 30%. Причем эти показатели изменяются на фоне роста потребностей в кадрах высокой квалификации. Иными словами, статус молодого специалиста остается низким. "Больной темой" по-прежнему остается проблема поиска работы по специальности у "свежих" выпускников.
У этой задачи есть несколько путей решения, и одним из них, по мнению экспертов, может стать активное участие будущих работодателей в образовательном процессе. "Нужно ориентироваться на гибкий план содержания обучения, а также эффективное обучение прямо на рабочем месте. Необходима совместная работа образовательных учреждений и работодателей по формированию социальных программ "закрепления" выпускников. Также не обойтись без включения студентов в инновационные и социальные программы предприятий. Планируются и сертификации навыков выпускников по профилям подготовки", - предлагает Виктор Демин.
Эксперты предлагают вести обучение по дополнительным, параллельным профессиональным программам. Так, нормой должно стать условие, когда за период учебы студенты могут получить 2-3 смежные профессии. При разработке соответствующей социальной и правовой базы возможен и масштабный переход на целевую контрактную подготовку специалистов - это бы могло уменьшить остроту проблемы "молодого специалиста".
Развитию связей с производством и будущими работодателями будет способствовать и тот факт, что практически повсеместно на региональном и муниципальном уровне руководители учебных заведений входят в антикризисные и рабочие комиссии по формированию производственных холдингов и госкорпораций. От учебных заведений также зависит дальнейшее развитие приоритетного национального проекта "Образование", причем не только формирование качественной программы развития, но и реальное ее влияние на кадровое развитие предприятий и изменения на рынке труда.
Однако работа над изменениями будет проходить в сложной демографической ситуации, в условиях снижения платежеспособности и численности поступающих на обучение и курсы дополнительного профессионального образования. Так, по экспертным данным, число поступающих "платников" сократилось на 15% к уровню прошлого года. Понятно, что на НПО и СПО это скажется не лучшим образом. Такое снижение неизбежно приведет к уменьшению средств от приносящей доход деятельности. Сегодня для образовательных центров недостаточно надеяться только на поддержку государства. Им необходима мобилизация собственных ресурсов для развития приносящей доход деятельности.
"Мы считаем, что в нынешних условиях лидеры национального проекта, которые вошли в число 250 федеральных или региональных ресурсных центров по переподготовке и повышению квалификации, должны стать во главе реализации региональных программ урегулирования на рынке труда и содействию занятости населения. Каждому учебному заведению, взаимодействуя со службами занятости регионов, получив дополнительное бюджетное финансирование, предоставляется возможность включиться в эту работу", - говорит Виктор Демин.
Методическими центрами становятся победители национального проекта "Образование". Эксперты приводят в качестве примера разработки и нововведения Красногорского государственного колледжа - победителя двух этапов конкурса инновационных программ в рамках национального проекта "Образование". Так, в колледже была сформирована программа антикризисных мер, куда вошло несколько инновационных предложений. В их числе оказались организация мониторинга рынка труда и создание базы данных. Также в колледже формируются служба трудоустройства и студенческое кадровое агентство. Планируется внедрение активных форм работы со студентами: учебных фирм, ярмарок вакансий, кадровых интернет-агентств.
Специалисты считают, что такая практика - показательный пример нового образовательного менеджмента. С другой стороны, изменения должны произойти и на рынке труда. Так, главными направлениями изменений станут развитие кадрового потенциала среднего и малого бизнеса, получающего государственную поддержку. Также необходимо "освобождение" рынка труда от иностранной рабочей силы. Курсы обучения будут "затачиваться" под сегодняшние и перспективные задачи предприятий. Предлагается организовать по опыту европейских стран проведение региональных и федеральных конкурсов профессионального мастерства, которые могли бы стать яркой и эффективной формой пропаганды рабочих профессий.
Эти изменения, а также новый образовательный менеджмент позволят учебным заведениям стать более привлекательными для работодателей. Ряд учебных заведений приобретают новые связи и статус, становясь региональными, межрегиональными и международными инновационными ресурсными центрами НПО и СПО. И такие шаги находятся в русле тех изменений, которые происходят в экономике.
Ольга Володина
www.inauka.ru
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.