UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Шукачу
  4. Шукаємо вакансії
  5. Инновационные изменения позволят получать две-три профессии и гарантированную работу

Инновационные изменения позволят получать две-три профессии и гарантированную работу

30.05.2009 488

Структурная перестройка производства изменяет параметры рынка труда. И одно из характерных примет этого явления - растущий интерес работодателей к рабочим и специалистам среднего звена, которые составляют в разных отраслях от 60 до 80% в объеме производительных сил. Эта армия профессионалов - важнейший фактор инновационного экономического роста. Сегодня сфера профобразования с новой силой востребована обществом и экономикой. Так, к примеру, конкурс поступающих там близок к вузовскому и составляет в среднем более двух человек на место, а кадровики "охотятся" за квалифицированными специалистами. Именно поэтому эксперты и утверждают, что в таких условиях особенно возрастает роль в подготовке кадров учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО).

"Свою деятельность мы стараемся связывать с развитием экономики. Нынешнее кризисное состояние, по определению экономистов, продлится несколько лет. Поэтому в ближайшее время наша задача - добиться изменений на рынке труда, а также повысить качество образования и уровень выпускников, - говорит президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Виктор Демин - Ведь эти факторы в первую очередь влияют на подъем и развитие экономики, а также работают на преодоление и смягчение последствий кризиса, сохраняя ресурсы профессионального образования".

По словам экспертов, сегодня формируется новый, современный облик начального и среднего профессионального образования России. И основными чертами этого облика станут информатизация, изменение содержания и качества учебного процесса, а также непрерывное образование, международное сотрудничество и социальное партнерство. "Эти понятия продемонстрировали свою мобильность, гибкость и способность вписаться в новые производственные отношения в процессе диверсификации отраслей экономики", - говорит Виктор Демин.

При этом изменения в системе образования должны производиться с учетом текущей экономической ситуации. Мониторинг потребности выпускников 2008 года на рынке труда показал, что, с одной стороны, растут требования к молодым специалистам, а с другой - наблюдается сокращение нужды в их труде на 30%. Причем эти показатели изменяются на фоне роста потребностей в кадрах высокой квалификации. Иными словами, статус молодого специалиста остается низким. "Больной темой" по-прежнему остается проблема поиска работы по специальности у "свежих" выпускников.

У этой задачи есть несколько путей решения, и одним из них, по мнению экспертов, может стать активное участие будущих работодателей в образовательном процессе. "Нужно ориентироваться на гибкий план содержания обучения, а также эффективное обучение прямо на рабочем месте. Необходима совместная работа образовательных учреждений и работодателей по формированию социальных программ "закрепления" выпускников. Также не обойтись без включения студентов в инновационные и социальные программы предприятий. Планируются и сертификации навыков выпускников по профилям подготовки", - предлагает Виктор Демин.

Эксперты предлагают вести обучение по дополнительным, параллельным профессиональным программам. Так, нормой должно стать условие, когда за период учебы студенты могут получить 2-3 смежные профессии. При разработке соответствующей социальной и правовой базы возможен и масштабный переход на целевую контрактную подготовку специалистов - это бы могло уменьшить остроту проблемы "молодого специалиста".

Развитию связей с производством и будущими работодателями будет способствовать и тот факт, что практически повсеместно на региональном и муниципальном уровне руководители учебных заведений входят в антикризисные и рабочие комиссии по формированию производственных холдингов и госкорпораций. От учебных заведений также зависит дальнейшее развитие приоритетного национального проекта "Образование", причем не только формирование качественной программы развития, но и реальное ее влияние на кадровое развитие предприятий и изменения на рынке труда.

Однако работа над изменениями будет проходить в сложной демографической ситуации, в условиях снижения платежеспособности и численности поступающих на обучение и курсы дополнительного профессионального образования. Так, по экспертным данным, число поступающих "платников" сократилось на 15% к уровню прошлого года. Понятно, что на НПО и СПО это скажется не лучшим образом. Такое снижение неизбежно приведет к уменьшению средств от приносящей доход деятельности. Сегодня для образовательных центров недостаточно надеяться только на поддержку государства. Им необходима мобилизация собственных ресурсов для развития приносящей доход деятельности.

"Мы считаем, что в нынешних условиях лидеры национального проекта, которые вошли в число 250 федеральных или региональных ресурсных центров по переподготовке и повышению квалификации, должны стать во главе реализации региональных программ урегулирования на рынке труда и содействию занятости населения. Каждому учебному заведению, взаимодействуя со службами занятости регионов, получив дополнительное бюджетное финансирование, предоставляется возможность включиться в эту работу", - говорит Виктор Демин.

Методическими центрами становятся победители национального проекта "Образование". Эксперты приводят в качестве примера разработки и нововведения Красногорского государственного колледжа - победителя двух этапов конкурса инновационных программ в рамках национального проекта "Образование". Так, в колледже была сформирована программа антикризисных мер, куда вошло несколько инновационных предложений. В их числе оказались организация мониторинга рынка труда и создание базы данных. Также в колледже формируются служба трудоустройства и студенческое кадровое агентство. Планируется внедрение активных форм работы со студентами: учебных фирм, ярмарок вакансий, кадровых интернет-агентств.

Специалисты считают, что такая практика - показательный пример нового образовательного менеджмента. С другой стороны, изменения должны произойти и на рынке труда. Так, главными направлениями изменений станут развитие кадрового потенциала среднего и малого бизнеса, получающего государственную поддержку. Также необходимо "освобождение" рынка труда от иностранной рабочей силы. Курсы обучения будут "затачиваться" под сегодняшние и перспективные задачи предприятий. Предлагается организовать по опыту европейских стран проведение региональных и федеральных конкурсов профессионального мастерства, которые могли бы стать яркой и эффективной формой пропаганды рабочих профессий.

Эти изменения, а также новый образовательный менеджмент позволят учебным заведениям стать более привлекательными для работодателей. Ряд учебных заведений приобретают новые связи и статус, становясь региональными, межрегиональными и международными инновационными ресурсными центрами НПО и СПО. И такие шаги находятся в русле тех изменений, которые происходят в экономике.

Ольга Володина
www.inauka.ru

Читайте також

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 вересень, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».

  • Піднімайся і йди30 серпень, 2024

    Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?

  • Розміщення вакансій на сайті Jobs.ua19 серпень, 2024

    Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.

↑ Вгору