Александр Острогорский, Оксана Гончарова,Михаил Малыхин
Наталья Ильина работала на радиостанции с конца октября
«За 12 лет всякое могло быть», — комментирует жалобы бывших сотрудников генеральный директор радиостанции «Серебряный дождь» Дмитрий Савицкий. «Наталье Ильиной я сказал, что если она будет продолжать мутить воду в коллективе, то я сложу ее вещи в коробку и выкину на Петровско-Разумовскую аллею», — вспоминает Савицкий. Это было последнее предупреждение сотруднице, поясняет он: «Безусловно, фигуральный образ, означающий, что она будет уволена». На радиостанции есть специалисты высочайшего уровня, которые своей работой и профессионализмом заслужили уважение, объясняет Савицкий. «С ними я разговариваю соответственно, но если сотрудник ничего собой не представляет, то мне сильно задумываться над формой и устраивать политес не приходится», — продолжает он.
Имеют право
В ходе опроса, результаты которого в конце марта обнародовала американская организация Employment Law Alliance (в опросе принимали участие 1000 американских работников компаний разного профиля), 44% респондентов признались, что становились жертвами угроз, оскорблений или обидных шуток со стороны боссов. Участники опроса с высшим образованием оказались еще более чувствительными к злоупотреблениям властью: на начальство пожаловались 47% из них, тогда как среди респондентов без дипломов недовольных оказалось 34%. Респондентов просили перечислить и формы некорректного обращения: в список попали «грязные» взгляды, крик, распускание слухов и др. (см. таблицу). Большинство опрошенных (64%) уверены, что в подобных случаях сотрудник имеет полное право подать в суд на компанию и начальника.
Разрешить подобный конфликт в российском суде возможно, но иск можно подать только на конкретного начальника, но не на компанию, говорит кандидат юридических наук, главный специалист юридического отдела ГУП «Информзащита» Наталья Петрыкина. Подобные ситуации подразумеваются статьей 2 Трудового кодекса, которая требует обеспечивать права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Позволяет обратиться в суд и статья 151 Гражданского кодекса «Компенсация морального вреда». «Это достаточно общие формулировки, поэтому сотруднику, желающему подать иск против начальника, необходимо позаботиться о доказательствах его некорректного поведения», — говорит Петрыкина.
«Это не “трудовые споры”, а уголовное дело частного обвинения, такие дела подсудны мировому суду — в него и нужно обращаться, запасясь свидетелями», — комментирует независимый юрист в области корпоративного и трудового права Олег Шеврин. Ни Шеврину, ни Петраковой случаи, когда российский подчиненный возбуждал бы иск против начальника, не известны. С исками против компаний, поданными оскорбленными сотрудниками, не встречался и консультант центра профессионального развития NS Consulting Дмитрий Кофанов.
Не имеют права
Гендиректор российского представительства в СНГ Oracle Борис Щербаков признается, что случаи «неподобающего поведения» — повышение голоса, кидание «легких» предметов, необоснованные обвинения коллег — случаются и в его компании. С такими людьми HR-директор Ольга Кныш (когда ей об этом становится известно) ведет «воспитательные беседы», но пару раз с самыми агрессивными пришлось расстаться, не скрывает Щербаков.
Бывают сотрудники, которые вне зависимости от темперамента начинают работать только в стрессовой ситуации, и окрик начальства им как нельзя кстати, считает коммерческий директор тренинговой компании «Мэйнстрим консалтинг» Анна Бурова. Но границы такого общения каждый определяет сам.
Способность держать себя в руках ценят не только в Америке, комментирует директор по персоналу UC Rusal Виктория Петрова: «Например, в Китае, где у нас есть филиалы, подчиненные игнорируют начальника, который хотя бы раз повысил голос: если ты не можешь контролировать себя, тебе не дано контролировать других».
Галина Мельникова, член правления финансовой корпорации «Уралсиб», считает, что повышенные тона часто приводят подчиненных в ступор, а «публичные порки» — это худшее, что можно придумать. «Они могут довести до инфаркта и суицида. Хороший начальник должен уметь контролировать подчиненных, давая им право на ошибку», — заключает Мельникова.
Змінюватися в кращий бік, безперечно, варто. Та чи треба прив’язуватися до конкретної дати — Нового року, понеділка, першого числа? Спробуємо розібратися в цій статті.
В наш час недостатньо просто йти в ногу з часом. Потрібні інновації, щоб досягати успіху в бізнесі чи кар’єрі. А щоб створювати інновації, потрібні люди з інноваційним мисленням. Простіше кажучи, лідери. Розбираємося, як «прокачати» силу людських зв’язків у 2025 році, бо це справжній каталізатор майбутніх здобутків.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?