Братья по специальности
Вторая проблема отрасли заключается в том, что профильных специалистов готовят считанные вузы. Поэтому в ней работают, в основном, выпускники любых учебных заведений, где читался курс PR. «Уровень таких студентов ниже, чем журналистов, работающих в отрасли, так как последние, по крайней мере, уже умеют писать. Причины некачественной подготовки PR-специалистов и журналистов схожи: уровень и квалификация преподавателей – теоретиков, ни дня не работавших по профессии, которой они обучают. Эти направления очень тесно связаны, так как готовят их, фактически, одни и те же люди», – считает PR-менеджер агентства Adell Young & Rubicam Юлия Письменная. В результате, пиарщики и журналисты очень похожи как ментально, так и подходами к работе.
По словам заместителя главного редактора газеты «Деловая столица» Юрия Аксенова, и те, и другие терпеть не могут «домашнюю работу». «Журналисты запросто идут на интервью или пресс-конференцию, не потрудившись даже поверхностно изучить предмет предстоящей беседы. Пиарщики, в большинстве случаев, «тупо» не читают газет.
Все это приводит к тому, что журналисты и пиарщики нередко общаются как глухой с немым: один не знает, что ему интересно узнать, поскольку не понимает, о чем разговаривает, второй даже не догадывается, что нужно предлагать, поскольку также не понимает, о чем говорит», – утверждает Юрий Аксенов.
Случайные люди
Превратные представления большинства отечественных работодателей о функциях, которые призван выполнять в компании PR – менеджер, проявляются в том, что очень большой процент пресс-секретарей и пиарщиков составляют случайные люди, которых берут на работу по знакомству, родственным или другим связям.
По словам Дениса Безлюдько, специалисты этой категории считают, что основная их цель – не предоставлять СМИ никакой информации о компании либо заставить журналистов публиковать тот бред, который они генерируют. «Типичный пресс-секретарь на нашем рынке обычно знает две обязательные фразы: «Откуда у вас этот номер телефона?» и «Не звоните сюда больше!». Нормальный информповод, на который «клюнут» журналисты, сил придумать, видимо, не хватает. Да и наладить постоянную нормальную работу со СМИ тоже. Именно эта способность, а не фуршеты, вывозы на стрельбища, и подарки, формирует имидж пиарщика в среде журналистов», – рассказывает он.
Отдельная тема – написание пресс-релизов, которые, как правило, делаются из рук вон плохо и под копирку. «Их содержание показывает, что пиарщики совершенно не ориентируются в информационных потребностях украинцев и реалиях медиарынка. Большинство «специалистов» не понимает разницы между релизом и рекламным сообщением. Эти проблемы связаны исключительно с бизнес-процессами в PR-агентствах. На мой взгляд, это позволяет говорить об отсутствии квалифицированного менеджмента в довольно большом количестве агентств», – утверждает Юрий Аксенов.
Люди без опыта
Представители профильных агентств подтверждают свою кадровую «всеядность». Сегодня в PR люди попадают из трех основных смежных профессий: журналистики, маркетинга, и рекламы. По словам групп-эккаунт директора PR-агентства Imageland Edelman Ukraine Дмитрия Кисилевского, в последнее время в отрасль приходит все больше людей, имеющих «близкое» образование – маркетинговое, социологическое, журналистское. «Также есть соискатели, имеющие опыт работы в продажах. Наша практика показывает, что лучше показывают себя кандидаты, пришедшие с менеджерских позиций, нежели из журналистики. Все-таки PR-специалист – в первую очередь менеджер, а уже затем автор текстов, или копирайтер», – рассказывает он «24». То есть, сегодня выпускник вуза по специальности «маркетинг» или «социология» с хорошей теоретической подготовкой и знанием английского языка, и набором определенных личностных качеств может рассчитывать на нормальное трудоустройство. Нелишним для потенциального PR-специалиста, кроме навыков написания любых текстов, будет также опыт «общественной» или организаторской работы. «Такого соискателя вполне можно брать на работу и вкладывать время и усилия в его обучение. Впрочем, это касается только PR-агентств и компаний, располагающих штатом PR-специалистов, где есть кому учить «новеньких», – утверждает г-н Кисилевский. С ним соглашается и Юлия Письменная. «С такой системой образования все зависит от самого студента. Если у него есть голова и желание работать, он без проблем устроится на стажировку в агентство или компанию, и получит необходимый опыт. Если один из этих факторов отсутствует – то его дальнейшая судьба и профессионализм зависит от руководителя, который либо будет согласен чему-то учить и тянуть молодого специалиста, или будет просто перекладывать на него всю неквалифицированную рутинную работу», – утверждает она.
Хлебное место
По словам представителей агентств, пиарщики сегодня делятся на стратегов и тактиков. К тактическим PR-обязанностям относится все, что связано с реализацией конкретного проекта – подготовка пресс-релизов, выпуск корпоративных изданий, развитие веб-сайтов, определение коммуникационных каналов и т. д. «При этом PR-специалист не вовлечен в процесс принятия решений. Но уровень его подготовки все равно должен быть достаточно высоким, так как этот человек в любом случае является контактным лицом компании», – считает Юлия Письменная. Такой специалист должен уметь писать PR-тексты, организовывать мероприятия для прессы, поддерживать двусторонние отношения с медиа и решать текущие задачи во время сопровождения проекта. За такую работу в зависимости от уровня образования, опыта работы, а также уровня организации платят от $500 до $1000. Более высокий уровень – это PR-стратеги, у которых есть возможность влиять не только на ежедневную деятельность компании, но и на концепцию ее развития.
Таких стратегов уже называют менеджерами или problem solvers. Как правило, PR-менеджеры отвечают за анализ, планирование, управление коммуникационной программой компании в целом, консультируют руководство и принимают стратегические решения. После реализации конкретной программы PR-менеджер должен уметь провести оценку ее эффективности и предоставить свои рекомендации: что стоит продолжать делать, а чего избегать в будущем. Такая работа, в зависимости от уровня образования, опыта человека и уровня компании, оценивается сегодня в рамках $1000–$2000. «На Западе на уровень зарплаты, прежде всего, влияет образование и опыт. У нас, как правило, пункт образования заменяют амбиции и креативность. Получается, чем ярче, громче и активнее PR-практик ведет себя на рынке, тем дороже он может себя продать следующему работодателю», – резюмирует Юлия Письменная. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время существенного роста зарплат в отрасли не будет. Руководитель отдела внешних коммуникаций холдинга AVentures Group Наталья Миколаенко утверждает, что дефицит хороших специалистов на рынке «перегревает» уровень зарплат. «На собеседования приходят молодые специалисты без опыта работы с высокими зарплатными ожиданиями. И они уверены, что рынок готов и будет платить им «такие» деньги за их работу. Тем не менее, в ближайшее время ситуация на рынке кардинально меняться не будет, и темпы роста зарплат останутся на этом же уровне», – уверена она. С ней соглашается и Юрий Аксенов. «Зарплаты на рынке завышены и сейчас. А для повышения общего уровня квалификации пиарщиков должен сформироваться рынок, чья костлявая рука – лучший проводник к знаниям», – убежден он.
Прямая речь
Виктория Андриевская, руководитель PR-отдела юридической фирмы Arzinger & Partners
На мой взгляд, одна из причин низкой квалификации кадров в PR-отрасли – ошибочное мнение о том, что этой работой может заниматься кто угодно. В небольших компаниях руководители часто вместо поиска уже состоявшегося PR-специалиста отдают предпочтение внутренним кандидатам – секретарям, помощникам руководителя и т. д. Также на рынке нет единых позиций относительно функций PR-специалиста. Лишь в немногих крупных украинских и международных компаниях есть управленческая функция PR. Относительно зарплат – все зависит от позиции сотрудника, общего уровня зарплат в компании, а также города. Важно и то, как сами специалисты оценивают свои услуги. Анализ резюме, отправленных нам весной и летом этого года, показал, что начинающие пиарщики хотят зарабатывать от $400 и до 700, а специалисты управленческого уровня – от $1200 и выше. В небольших компаниях руководители часто вместо поиска уже состоявшегося PR-специалиста отдают предпочтение внутренним кандидатам – секретарям, помощникам руководителя и т. д. Также на рынке нет единых позиций относительно функций PR-специалиста. Лишь в немногих крупных украинских и международных компаниях есть управленческая функция PR. Относительно зарплат – все зависит от позиции сотрудника, общего уровня зарплат в компании, а также города. Важно и то, как сами специалисты оценивают свои услуги. Анализ резюме, отправленных нам весной и летом этого года, показал, что начинающие пиарщики хотят зарабатывать от $400 и до 700, а специалисты управленческого уровня – от $1200 и выше.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.