Большинство управленцев совершает инспекции исключительно ради собственного пиара или создания информповодов для пресс-службы. «В прошлом году в компании была внедрена программа «СЕО в магазине», согласно которой в Киеве генеральный директор МТС-Украина, а в территориальных управлениях – директора управлений, целый день обслуживали абонентов. Такие вылазки топ-менеджеров положительно влияют на микроклимат в компании и являются хорошим pr-поводом», – считает Наталья Рубан, начальник отдела по связям с общественностью компании МТС-Украина. Кроме того, по ее словам, работа на переднем крае в магазине или с абонентами помогает руководителю добавить краски и эмоциональные впечатления клиентов к тем цифрам, которые уже представлены в отчетах.
Оставаться дольше одного дня вне кабинетов, руководители и вовсе не хотят, ссылаясь на возможные риски потери драгоценного менеджерского времени. «При несбалансированном использовании вылазок «в поля», топ может лишиться времени, необходимого для принятия стратегических решений. Есть существенный риск перетянуть на себя все, в том числе и чужую работу», – считает г-жа Плиева. Кроме того, управленец, который зачастил «в поля» может превратиться в тягловую лошадь и приучить подчиненных к тому, что без топ-менеджера на производстве нет ответственности менеджеров среднего звена. А работа попросту стопорится из-за того, что рядом не оказалось высшего руководителя.
Оседлые риски
Эксперты считают, что нежелание управленцев отказаться хотя бы на день от кожаных кресел, может сыграть с ними злую шутку. Украинский бизнес настолько динамичен, что финансовые и маркетинговые отчеты не поспевают за всеми важными нюансами. Тем более, если принимать во внимание то, в каком состоянии у многих компаний находятся финансовые отчеты, и какая в них содержится информация. Незнание руководителем процессов, происходящих в низах, рано или поздно обернется проблемами для компании. «Потенциально руководитель может почивать на лаврах и думать, что в его компании все хорошо. Но лишь до тех пор, пока кто-то из его знакомых не приедет и не скажет: «меня плохо обслужили в твоем магазине, нахамили, нагрубили и т.д.», – считает Дмитрий Гончаров, глава наблюдательного совета ФГ «Страховые традиции». В случае, если такого звонка не последует, то руководитель и далее будет пребывать в полной уверенности, что в его компании все в порядке. А тем временем компания будет стремительно заходить в проблемную зону. «Поэтому, пусть не стоять за прилавком, но периодически заходить в торговый зал, делать покупки и смотреть, кто и как работает – нужно обязательно», – считает г-н Гончаров.
«В украинском бизнесе топ-менеджер должен проводить в «полях» от 40 до 90% своего времени. Этот показатель касается топ-менеджеров, занимающихся непосредственно развитием бизнеса и продажами», – считает Юлия Плиева, генеральный директор компании Apple Consulting. Если председателю правления банка не нужно даже 40% времени проводить с операционистами, то директору производственной компании не помешает даже 70% рабочего времени проводить со своими клиентами – дистрибьюторами, а соответственно и со своими менеджерами».
Любители инспекций
По мнению экспертов, к регулярному обследованию жизнедеятельности предприятия в большей степени склонны управленцы из ритейла, посещающие свои магазины в качестве «таинственных покупателей», и производственники. «Председатель правления нашей фабрики посещает предприятие раз в месяц вместе с непроизводственными руководителями компании. И это несмотря на то, что мидл-менеджмент, руководящий производством, находится в цехах практически каждый день», – рассказал «24» Андрей Костюченко, заместитель председателя правления по административно-правовым вопросам ОАО «Малинская бумажная фабрика». По его словам, управленцам высшего звена, которые не отвечают напрямую за производство, вполне достаточно посещать предприятие один раз в месяц. «Систематические «вылазки в поля» имеют неоспоримое преимущество – возможность сравнить запланированный результат с фактическим и оперативное исправление ошибок, допущенных подчиненными», – считает Светлана Дмитренко, директор по персоналу корпорации «МСК». «Некоторые предприятия настолько большие, что после разовой вылазки руководитель попросту не сможет получить целостное представление. Всю нужную ему информацию он может получить от подчиненных, которые отвечают за интересующий его участок», – считает Олег Якимчук, заместитель главы представительства «Теленор» в Украине.
Прямая речь
Владимир Егоренко, производственный директор ООО «Сандора»
Негативные и положительные стороны вылазок управленца «в поля» зависят от очень многих факторов. Во-первых, нужно четко определять цель вылазки. Будет это периодическое ознакомление подчиненных с внешним видом руководителя, или получение «моментального снимка» текущего состояния дел – чистота, температура, внешний вид рабочих, улыбаются или прячут глаза. Кроме того, необходимо предвидеть последствия вылазок. Понять, что это для вас: отметка в ежедневнике – пункт выполнен, или составление реального плана мероприятий от увиденного. Если после любой, самой незначительной, вылазки «топа» на производство что-то будет меняться в лучшую сторону – последствия вылазки будут положительными, если ничего не изменится – отрицательными. Задача топ-менеджера заключается не в «торможении» производства своими периодическими появлениями, а именно в подборе, обучении, и расстановке таких помощников, которые позволят каждому из них заниматься своим делом.
Татьяна Пильтяй, менеджер по организационному развитию ОАО «САН ИнБев Украина»
В нашей компании для топ-менеджерских позиций в персональных файлах должностных инструкциях предусмотрен тот объем времени, которое должен топ-менеджер проводить в командировках, то есть в «полях». Это в первую очередь касается технического директора, директора по логистике и директора по продажам и дистрибуции. А также в различных торговых точках разных каналов сбыта (ключевая розница, заведения, и т.д.) Например, для национального директора по продажам и дистрибуции объем рабочего времени, которое он должен проводить «в полях» составляет около 50% рабочего времени. Это очень важно, поскольку мы уверены, что топ-менеджер компании-лидера не должен руководить посредством только изучения цифр и отчетов. Он должен видеть работу своего отдела в различных регионах Украины, а также бывать в торговых точках, чтобы посмотреть на них «глазами потребителя». В нашей компании поощряется старание топ-менеджера быть ближе к процессу производства, продаж.
Джейсон Бружджински, исполнительный директор юридической фирмы «Магистр&Партнеры»
В компании я отвечаю за то, чтобы наши бизнес-процессы внутри протекали на наивысшем уровне. Для того, чтобы наши юристы могли полностью сосредоточиться на практической работе с законами и на предоставлении качественных услуг. В мои обязанности входит максимальное освобождение руководящего партнера фирмы от ежедневного управленческого процесса, для того, чтобы он и другие партнеры могли сосредоточиться на стратегическом планировании. Для меня очень важно быть постоянно информированным о деятельности и работе фирмы. Я провожу много времени вне своего кабинета в тесном общении с административной и юридической командами. Моя управленческая команда взаимодействует с другими юристами, также как и я общаюсь с другими партнерами. В компании пропагандируется политика открытости отношений. Мои коллеги не стесняются рассказывать мне то, о чем думают и что, по их мнению, необходимо для максимального обеспечения интересов фирмы. Я стараюсь поощрять открытость такого типа.