Возможно, ситуация сложилась таким образом, что высшее образование ты получила скорее по нужной, а не желаемой специальности. Но детская тяга к перу осталась. И ты периодически «пописываешь» что-то в секретную тетрадку или районную газету. А что делать, ведь писательство нынче не в моде, да и разве на нем заработаешь?!
Очень даже в моде, а размер зарплаты напрямую зависит от размера твоего таланта.
В последнее время лексикон некоторых работодателей пополнился новомодным словом «копирайтер». Давай проверим, может, это именно то, что тебе нужно.
Копирайтер - это человек, пишущий тексты. С одной только оговоркой.
Пишущий продающие тексты для рекламы. Он придумывает слоганы, сочиняет статьи для рекламных брошюр и глянцевых журналов, пишет сценарии рекламных роликов на радио и телевидении. Но этим круг обязанностей копирайтера не ограничивается. Он зачастую, участвует в разработке стратегии информационной или рекламной кампании. Так что все очень даже серьезно.
Принято считать, что первые копирайтеры появились в США в конце XIX века, когда стало ясно, что для рекламы нужен особый текст. Такой, который умеет продавать, а не развлекать или нести доброе и светлое. И проблема состояла в том, что ни писатели, ни журналисты не могли писать такие тексты.
В наших широтах понятию «копирайтер» не более десяти лет. Так как оно появилось в Украине, да и на всем постсоветстком пространстве, одновременно с приходом сюда международных рекламных агентств. Собственно, последние до какого-то времени оставались единственным местом, где мог работать копирайтер. Сегодня ситуация изменилась. И в профессионалах, имеющих талант продавать на словах, нуждаются ПР-агентства, телевидение, пресса, Интернет.
Специфика ситуации заключается в том, что, говоря о профессионализме, мы не имеем в виду спецобразование. Потому что такого, попросту, нет. Конечно, журналистское или филологическое прошлое тебе поможет. Но этого недостаточно. Чтобы стать хорошим копирайтером нужно знать маркетинг, поведение потребителя, теорию продаж, законы зрительного восприятия, компьютерные программы и т.д. Но не пугайся, этому всему можно научиться, а «отточить» теоретические знания поможет работа.
Нужно иметь бойкое перо, воображение и интуицию. Да, немного таланта также не повредит! Ну это уже либо есть, либо нет
Еще одна ремарка: воспринимать копирайтера как творческого человека не от мира сего неправильно. Не забывай, копирайтер – не литератор, а продавец, маркетолог, бизнесмен! По этому поводу даже существует теория, что лучшие копирайтеры получаются из бывших продавцов – они наиболее тонко чувствуют клиента (покупателя и читателя). Они умеют «влезть» в их шкуру, понять истинные потребности и предложить способы их удовлетворения. И лучше, чем все это сделают конкуренты!
Не бойся, что профессия копирайтера навсегда засадит тебя за компьютер. Где ты, в очках с толстыми линзами и синих налокотниках, встретишь нежданную седину. Ерунда. Первыми, кто не даст тебе просиживать наедине с плоским экраном будут клиенты, которых ты будешь люто ненавидеть и безумно обожать одновременно. Тебе предстоит доказывать им с определенной регулярностью , что ты - гений, а твои тексты восславят их товар в веках.
И не забывай, ты будешь одним из авторов идеи. А значит, съемки рекламных роликов без твоего присутствия точно не обойдутся, а уж то, где они будут происходить, целиком зависит от твоей фантазии и возможностей клиента. Чем плохо?
Яна Дзюбенко, копирайтер, РА EURO RSCG Kiev
Не могу похвастаться, что когда я пришла работать в рекламное агентство, точно знала, на что иду. То есть совсем ничего не знала. Меня пригласили как редактора журнала (по образованию я – филолог), который издавало агентство для одного крупного клиента. В мои обязанности также входило написание статей для него. Я согласилась работать на полставки, ведь у меня как раз созрел суровый жизненный план: полдня собираю материал для диссертации, полдня на жизнь зарабатываю.
Но по сложившимся тогда обстоятельствам пришлось осваивать в полевых условиях еще и жанр рекламного текста в частности и креатива в целом. Скоро мои новые сотрудники осторожно начали намекать, мол, не попробовать ли мне себя в качестве копирайтера.
Самое приятное в этой работе – когда попадаешь «в яблочко». Тогда сразу чувствуешь: это хорошая идея, удачная формулировка, название... А самое неприятное – то, что называется «творческий кризис». Когда не получается вырваться из круга банальностей и впадаешь в ступор, и кажется, что ничего нового придумать не сможешь. Но главное – не бояться. Собственных идей. Но иметь смелость их также отметать, чтобы найти еще лучше. А еще – быстро учиться, что называется «схватывать на лету». И, конечно же, – не поддаваться соблазну идти «проторенными дорожками».
А учиться быть копирайтером нужно. Прежде всего, как бы это ни звучало банально, – у самой жизни. Слушать, как разговаривают люди. И не только разговаривают, но и КАК поступают. Смотреть широко открытыми глазами. Смотреть, без преувеличения, по-писательски. Вот самая известная игра: ты наблюдаешь за человеком и придумываешь (или уже знаешь?), кто он, что делает и любит в жизни. Если есть возможность – постажироваться в рекламном агентстве. Попробовать себя на деле и в деле. Многое подскажут книги рекламных мэтров, таких как Аластер Кромптон, Дж. Огилви…
Еще – читать серьезную «художку», смотреть спектакли, кино… На первый взгляд, ничего нет необычного в этих советах. Но как описать то моментальное соединение каких-то искорок, образов и ассоциаций, которые «выдают» тебе оригинальный художественный образ, фразу, название? Именно тогда, когда это нужно, ведь есть что «из себя доставать».
Дарина Жолдак, копирайтер, креативное агентство «Сахар»
Своим ощущениям надо обязательно доверять. Я лично убедилась, что вывести на правильную дорогу в жизни могут не только логические рассуждения, но и полное доверие случаю и собственному внутреннему голосу. Ведь в тот момент, когда мне предложили попробовать себя на позиции копирайтера, я в работе не нуждалась: у меня было отличное, уже «нагретое» место в американской компании, стабильная зарплата, какая-то репутация, перспектива. Но было ощущение, что «правильная» офисная работа не дает в полной мере реализовать все то, что накопилось, и что продолжало интересовать: «другие» люди, творческая, целеустремленная среда, возможность использовать все вплоть до собственного мировосприятия и жизненного опыта.
Первая же неделя в профессиональном рекламном агентстве «встряхнула» меня не на шутку. Ритм, нагрузка и тонны совершенно новых знаний, ответственность, новый коллектив профессионалов, которые от тебя уже что-то ждут – все это вызывало дрожь в коленях и литры адреналина. Быть услышанной и при этом не «ляпнуть» какую-ту ерунду – было страшным испытанием. Я себя успокаивала: «ну и ладно, пусть выгонят, зато лучше попробовать и жалеть, о том, что попробовал, чем жалеть о том, что не попробовал». Но не выгнали, вероятно, справилась. Шишки набиваю и по сей день, но об уходе с прежней работы – ни капли сожаления.
Идеальный копирайтер – это гремучая смесь. Энергичность, чувство юмора вплоть до сарказма, творческое нутро, инициативность, увлеченность, интеллект, ведь реклама – это 100% интеллектуальный бизнес. Работоспособность, ведь зачастую приходится «вкалывать» на выходных или внеурочно, богатый жизненный опыт (который должен постоянно обогащаться книгами, путешествиями и т. д.), наблюдательность, жажда жизни, любовь к людям, свобода мышления, постоянное недовольство собой, стремление к самообразованию и внутреннему росту. Все это богатство должно грамотно превращаться в слова и образы. Что характерно, я не знаю ни одного копирайтера со специальным копирайтреским образованием. Вот копирайтеры с художественным образованием, с образованием радиофизиков, океанологов – да. И это приветствуется - человек не сдерживает себя рамками профессии на которую выучился, поэтому может «нырять в голову» какого угодно потребителя - сегодня ты замученная домохозяйке, завтра – владелец литейного цеха или яхты. В этой профессии клином сходится множество знаний. Стремитесь в нее. Рекламный рынок в Украине только набирает обороты, спрос на профессию огромный, но завтра на твоем месте может оказаться не менее талантливый креатор.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.