UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Це важливо знати кожному
  5. Слуга двух господ

Слуга двух господ

12.12.2007 1922

«Чтоб ты жил на одну зарплату!»

Наиболее прозаичная причина совместительства - нехватка средств на определенные атрибуты современного образа жизни (квартира, автомобиль, брендовые вещи и т.п.). Но давно известно, что всех денег не заработаешь. Для многих успешных специалистов социальный ранг, связанный с высоким профессиональным статусом, не менее важен, чем финансовый. И чем уверенней чувствует себя человек на определенном поприще, тем больше у него возникает «нематериальных» желаний: самореализация, создание собственного уникального проекта, интерес к новым навыкам…Список может быть очень длинным, и каждом случае он окажется индивидуальным. Попробуем систематизировать наиболее значимые мотивы тяги к совмещению мест.

Карьерные амбиции. Многие совместители осознанно стремятся не столько к получению прибавки к зарплате, сколько к новым возможностям роста. Дополнительное место работы позволяет расширить профессиональный кругозор, завести полезные знакомства, приобрести ценный практический опыт или овладеть определенным навыком. Это особенно значимо при ориентации на «горизонтальную» карьеру.

«Запасной аэродром». Нередко человек решается на совместительство в ожидании реорганизации компании или сразу после смены работы. Нарушение баланса в привычном деловом ритме, ощущение неуверенности закономерно заставляет внимательно смотреть по сторонам в поисках «запасного аэродрома». Бояться можно не только сокращения в фирме, ставшей почти домом за несколько лет, но и объема ответственности на новой работе, нехватки знаний и опыта для нового проекта, и т.п. Наиболее дальновидные специалисты выстраивают доверительные отношения с коллегами и старательно поддерживают контакты со всеми компаниями, где довелось работать. В результате возникает своеобразная социальная сеть, внутри которой можно с высокой вероятностью найти возможность и для совместительства, и для разовой подработки.

Отрицание офисной рутины и стремление к свободной занятости. Стабильность работы и заработка сегодня решает далеко не все. Идеи фриланса, проектной работы получают все большее распространение. Благо развитие электронных технологий и средств телекоммуникации позволяет «носить офис с собой». При определенном складе характера, запасе энергии и внутренней самодисциплине специалист может вести несколько проектов в разных компаниях, зарабатывать больше коллег и не превращаться в «офисный планктон». Однако риск внезапной потери источника занятости или снижения уровня доходов довольно велик. Например, благосостояние финансового брокера тесно связано с состоянием рынка ценных бумаг, на агентскую и посредническую деятельность в любой момент могут быть наложены законодательные ограничения, спрос на услуги по проведению тренингов или организации праздников снижается во время экономического спада и т.п.

Трудоголизм. «Если хочется работать – ляг, поспи, и все пройдет». Как ни странно, эту поговорку идейных лентяев особенно любят те, кто в силу определенных причин работают не покладая рук. Более того, они испытывают вину, когда снижают нагрузку и начинают работать менее 12 часов в день. Но если человек наваливает на себя все новые и новые обязанности, при этом забывая отдыхать и обращать внимание на другие сферы своей жизни – скорее всего, он столкнулся с личностным кризисом или стал жертвой «менеджерского синдрома». И возможно, помощь психолога приведет его к пересмотру приоритетов и выстраиванию более гармоничного режима труда и отдыха.

«В законе»

После того как принимается принципиальное решение о второй или третьей работе, самое главное – найти возможность осуществить его с максимальным выигрышем. Следует учитывать, во-первых, уровень рыночной востребованности исходной профессии, во-вторых – традиции и корпоративную культуру в «основной» компании, а в-третьих – юридический аспект ситуации. На практике встречаются три типа совместительства.

Первый тип: работа по одной специальности, но в нескольких компаниях.

Эта форма наиболее приемлема для представителей свободных профессий – дизайнеров, фотографов, художников и т.д. Нередко используют ее и консультанты «всех мастей» - от психологов до специалистов по страхованию или брокеров. При таких условиях «законные отношения» часто оформляются только с одним работодателем, который воспринимается как основной. В остальных случаях используется договор подряда, а то и устное «джентльменское соглашение».

Юридический комментарий

Прием на работу к другому работодателю в порядке совместительства предполагает заключение с ним другого трудового договора и оформляется в целом по тем же правилам, что и прием на основную работу. Главным отличием является то, что в этом случае не предъявляется трудовая книжка.

Второй тип: работа в одной компании, но на двух должностях.

При этом в крупной корпорации с четко отстроенными процедурами совмещение должностей (например, руководителя департамента и аудитора, работающего с внешними клиентами) может являться привилегией одаренного менеджера, подчеркивающей его высокий статус и дающей основания для поощрения солидными бонусами. Но все же, чем выше позиция, тем труднее она переносит «конкуренцию»: уровень ответственности топ-менеджера так высок, что он просто не может позволить себе «размениваться».

В небольших фирмах ситуация иная: там приходится брать на себя повышенные обязательства по причине нехватки персонала. Например, довольно часто генеральный директор одновременно становится главным бухгалтером, а начальник отдела продаж выполняет функции офис-менеджера.

Третий тип: сочетание основной работы с увлечением, имеющим профессиональную и рыночную ценность.

Нередко причиной поиска дополнительной работы становится желание реализовать какой-нибудь скрытый талант. Например, многие менеджеры среднего и высшего звена, имеющие литературный или педагогический дар, регулярно пишут статьи для деловых изданий, читают лекции в вузах и бизнес-школах, издают книги. Согласитесь, приятно, когда за ваше хобби вам еще и платят деньги.

Во всех случаях главная задача совместителя - научиться правильно распоряжаться своим временем и справляться с неизбежным стрессом из-за повышенных нагрузок. Кроме того, следует учитывать, что к «слугам двух господ» на многих предприятиях относятся предвзято.

Не болтай!

Елизавета М., маркетолог в продуктовом холдинге: Меня всегда привлекала идея совместительства. Еще в студенческие времена, когда я училась и работала, я поняла, что мне вполне по силам вести несколько направлений. Плюс у меня хорошие математические способности, я быстро делаю сложные расчеты. Поэтому в дополнение к основной работе я несколько лет успешно сотрудничала с аналитическим информационным агентством. Все было хорошо, пока я по глупости не рассказала коллеге из моего отдела, что у меня есть параллельная работа. Видимо, коллега приняла это «близко к сердцу», так как на следующий день меня вызвал к себе гендиректор. Было тяжелое объяснение, меня обвиняли в недобросовестности, чуть ли не в разглашении коммерческой тайны…К счастью, не уволили, но «осадок остался». Вероятно, вскоре я буду вынуждена уйти с предприятия, где проработала больше пяти лет.

К сожалению, история Елизаветы довольно типична. Коллеги настороженно относятся к тем, кто «работает на два фронта». В лучшем случае пойдут слухи о трудном финансовом положении совместителя, в худшем – оповестят руководство, в расчете, что оно примет меры к лентяю, у которого слишком много свободного времени.

Впрочем, руководителей тоже можно понять.

Марина З., заместитель генерального директора рекламного агентства:

Мой опыт говорит о том, что сотрудник, занимающийся двумя делами сразу, рано или поздно выбирает что-то одно. И не факт, что выбор падет именно на основную работу. Так что руководителю придется срочно затыкать «кадровую дыру». И хорошо еще, если заодно не выяснится, что сотрудник был совместителем у прямых конкурентов.

Житейская практика недвусмысленно подтверждает, что лучше не сообщать работодателю о дополнительной работе. Тем более что такое умолчание вполне законно.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Сергей КУКСА, партнер юридической фирмы «Бюро трудового права»

Если под трудовой этикой понимать совокупность норм поведения, нравственных правил, принятых в данной организации, то иногда корпоративная этика на самом деле не допускает сочетание работы в данной организации с работой с другом месте. Такое отношение к совместительству вызывается не только рыночной конкуренцией, но и пониманием того, что каждодневная работа «с полной отдачей», не для вида и без перекидывания ее на других, требует нормального восстановления сил в свободное время.

Человек, который знает о негативном отношении в организации к внешнему совместительству и, тем не менее, устраивается на дополнительную работу, объективно идет против сложившихся здесь представлений о правильном поведении работника. Однако все-таки не следует забывать, что он при этом реализует предоставленное ему законом право. И потому не может нести никакой ответственности за сам факт «измены» работодателю.

Кроме того, моральные оценки еще сложнее юридических и требуют учета конкретных обстоятельств. Знаю случай, когда работающая женщина после развода была вынуждена устроиться на дополнительную вечернюю работу, чтобы вовремя выплачивать долг по кредиту и содержать детей. В ее офисе совместительство относится к числу неписанных табу, и она старалась, чтобы там никто не знал о ее дополнительной нагрузке. Но, главное, основная работа не страдала, хоть ей и было трудно. Позже, когда ее босс все-таки узнал о ее второй работе, он не только не порицал ее, но предложил помощь.

Читайте також

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 вересень, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».


Часто шукають

↑ Вгору