По подсчетам Минфина, это позволит работодателям ежегодно экономить на административных издержках около 1 млрд грн. Но это единственный позитив, который остался в законе от изначально здравой идеи уменьшить нагрузку на фонд оплаты труда, чтобы вывести зарплату из тени.
Идея снизить нагрузку на фонд оплаты труда и упростить администрирование платежей в фонды общеобязательного государственного страхования витала в правительственных и депутатских кругах всю последнюю пятилетку. Соответствующие положения содержались в предвыборных программах практически всех политических сил, присутствующих в нынешнем составе парламента, поскольку их реализация позволила бы уменьшить налоговое давление на работодателей и отправить в прошлое выплату кровно заработанных «в конвертах». Однако воплощение в жизнь столь благородных планов продвигалось со скрипом. Законопроект «О системе сбора и учета единого социального взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» был принят в первом чтении еще в апреле 2007 г., после чего о нем благополучно забыли. Камнем преткновения, очевидно, стал хронический дефицит Пенсионного фонда, из-за которого о снижении страховых отчислений не могло быть и речи.
Впрочем, разработчикам документа удалось красиво выйти из этой щекотливой ситуации. Новоиспеченный закон лишь определяет правила уплаты единого социального взноса и оговаривает, что его размер должен дифференцироваться в зависимости от опасности производства. Собственно размер платежа будет установлен отдельным законом. Скептики не исключают, что в нынешних условиях повального сокращения зарплат и роста числа безработных, что еще больше осложняет наполнение фондов соцстраха, правительство может инициировать увеличение общего платежа.
Изначально революционная идея существенно уменьшить налоговую нагрузку на работодателя и наемных сотрудников при законодательном оформлении сведена к минимуму — к замене четырех платежей (в Пенсионный фонд, на случай временной утраты работоспособности, по безработице и от несчастных случаев на производстве) одним, администрировать который будет ПФ. «Консолидация социальных платежей для работодателей, безусловно, большой плюс, поскольку вводится единая система постановки на учет, единая база начисления взноса, контроля над правильностью его начисления и уплаты. Также устанавливается единый период сдачи отчетности, проведения проверок и обжалования их результатов. Все эти изменения упрощают процедуру уплаты взноса, тем самым минимизируют административные затраты работодателя на общение с социальными фондами и значительно сокращают количество возможных ошибок при формировании и уплате единого взноса», — говорит управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.
Однако за столь незначительные послабления бизнесу придется дорого заплатить. Прежде всего, документ расширяет базу начисления и удержания социального взноса в сравнении с действующими сейчас правилами. А именно: после того как он вступит в силу (это произойдет после утверждения закона о размере взноса), его плательщиками станут физлица — субъекты предпринимательской деятельности, использующие наемный труд, в том числе и работающие по упрощенной системе налогообложения. Законодатели не забыли дополнительно нагрузить и предприятия. Сейчас, несмотря на уплату взносов в Фонд по временной утрате трудоспособности, они оплачивают первые пять дней болезни своих сотрудников из собственного кармана. В соответствии с законом на эту сумму больничных работодатель должен будет еще начислить и уплатить социальный взнос.
При внимательном прочтении документа правоведы засомневались и в безусловном упрощении администрирования единого социального взноса. По словам партнера аудиторской компании «Коннов и Созановский» Евгении Дербал, если предприятие выплачивает сотрудникам аванс, одновременно с этих сумм придется уплатить и единый социальный взнос. Таким образом, его уплата будет производиться дважды в месяц, что, безусловно, сыграет на руку страдающему от нехватки средств Пенсионному фонду.
Но самое неприятное заключается в другом: из ПФ, по сути, делают проверочного монстра и существенно ужесточают санкции к работодателям, неаккуратно или не полностью с ним рассчитавшихся.
Инспектора Пенсионного фонда наделяются правом раз в год проводить плановую проверку предприятий. Их визиты могут быть и более частыми, поскольку количество внеплановых ревизий закон не ограничивает. Более того, законодатели щедро наделили проверяющих из ПФ полномочиями, которыми могут похвастаться разве что сотрудники правоохранительных органов. Они смогут изымать у компаний любые документы, подтверждающие факт занижения заработной платы и других выплат, на которые начисляется единый социальный взнос, а также инициировать привлечение к административной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях (явно не поздоровится руководителям и бухгалтерам). Кроме того, ревизоры смогут не только применять финансовые санкции к нарушителям, но даже инициировать банкротство особо нерадивых плательщиков. Еще один перл закона — решения ПФ о начислении пени и штрафных санкций приравнены к исполнительным документам, на основании которых может проводиться принудительное взыскание, если предприятие не захочет рассчитываться само. «Стоит добавить, что и другим социальным фондам оставили право проводить проверки правильности использования страховых средств», — дополняет г-жа Дербал.
Прописанные в законе штрафные санкции — отдельная история. Платить придется буквально за все — начиная от несвоевременной постановки на учет плательщиков единого социального взноса и заканчивая его неуплатой при проведении авансовых платежей сотрудникам. «Да и сами размеры штрафов впечатляют. Так, пеня за неполную уплату взноса составит 0,1% от суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа, или 36,5% годовых, а штраф по факту доначисления взноса по результатам проверки — 5% от суммы за каждый месяц, или 60% годовых. Причем, согласно документу, они взыскиваются без сроков давности», — рассказал «ДС» старший партнер юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Минин. Возможно, именно таким содержанием и объясняется тот факт, что закон, более года ожидавший вынесения в сессионный зал, 15 декабря был сразу принят во втором чтении и в целом. Его новации плюс хорошая работа проверяющих позволят существенно сократить кассовые разрывы социальных фондов. Более того, если Виктор Ющенко откажется ставить свой автограф на новом законе, парламентарии способны обойтись и без его подписи. Голосов для преодоления вето будет достаточно, поскольку за него проголосовали 432 народных избранника, так проникновенно твердившие в свое время о необходимости снизить фискальное давление на бизнес.
Текст: Елена Демина
gorod.dp.ua
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.