Могу с полной ответственностью сказать, что по Трудовому Кодексу уволить неугодного работника очень и очень сложно. Но, к сожалению, большинство современных российских компаний исходят в отношениях со своими сотрудниками из того, что "суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения". И увольнение - не исключение из правил. Однако для того, чтобы "соблюсти приличия" и не портить трудовую книжку тебе, скорее всего, предложат написать заявление об увольнении по собственному желанию. Между прочим, такая формулировка выгодна не только для тебя, но и для работодателя: если ты увольняешься по собственному желанию, то по закону работодатель не обязан выплачивать тебе выходное пособие. Кроме того, увольнение "по собственному желанию", даже если уйти тебя вынуждает начальник, де - юре - это увольнение по твоей инициативе, поэтому уволить тебя могут моментально (как будто бы ты сама так захотела). А вот, если увольнение оформляется как увольнение "по инициативе работодателя", то начальство должно письменно предупредить тебя за два месяца до намечаемого "события".
Но все это юридические тонкости и сухие формулировки, за которыми скрываются настоящие жизненные драмы. Хотим мы того или не хотим, но за время работы между тобой, коллегами и начальником (начальниками) устанавливаются неформальные отношения, которые бывает очень трудно разорвать.
Связанные одной цепью
Некоторые компании вне зависимости от их величины идут по пути "впутывания" сотрудников в сомнительные (с точки зрения закона) мероприятия и проекты. Далеко не всегда у тебя есть возможность получить письменную резолюцию шефа на то или иное действие. А шеф, в свою очередь, с радостью отдаст тебе сомнительное распоряжение устно, чтобы в "случае чего" не быть крайним. Чем дольше ты работаешь в такой фирме, чем чаще ты ставишь подпись на документах, в юридической правильности которых ты не уверена, тем тяжелее тебе будет выскочить из связки. Ты владеешь информацией о делишках компании, а начальство "держит тебя" за твои собственные "проделки". Кстати, в таких конторах руководство очень ценит откровенность сотрудников, их рассказы о своей семье, увлечениях, планах.
Ведь чем больше ты знаешь о человеке, тем легче найти рычаги воздействия на него. Для того, чтобы собрать информацию, хорошо подходят частые посиделки с обилием развязывающего язык спиртного. Между прочим, и карьеру в таких заведениях делают не умные, а преданные.
Хотя существуют исконно "рисковые" профессии и должности, например, главный бухгалтер.
Стать звеном подобной цепи может любой сотрудник. Уволиться из такой конторы, даже по собственному желанию, бывает не просто. Вернее, отпустят тебя, скорее всего "с миром", но чувство некоторого дискомфорта и страха за прошлые грешки может остаться надолго.
Отношение к людям как к компьютерам
И этим часто грешат современные российские руководящие работники. Действительно, устаревшие компьютеры легко можно отправить на помойку, работников, которые не нравятся - уволить и набрать новых. Утверждение: "не нравится работать на моих условиях и делать то, что я говорю - уходи, на улице сотня таких, как ты!" - отчасти верно.
Но от такого "пофигистичного" отношения к сотрудникам страдает в первую очередь работа: только один человек успел войти в курс дела, его уже уволили, пока там новый разберется - пройдет еще не мало времени (а плохо сделанная работа, между прочим, отпугивает клиентов; так что не переживай - в любом случае век такой фирмы не долог)!
В организациях исповедующих подобные жесткие принципы, увольнение может быть весьма болезненным: о своем решении руководитель уведомит тебя буквально накануне увольнения и попросит написать заявление "по собственному желанию".
Не теряйся - требуй выходное пособие. Даже если тебе в нем откажут, ты ничего не проиграешь, а не откажут - приобретешь. Мне кажется, что, уходя с такого предприятия, ни о чем жалеть не стоит - деньги и силы в твое образование и повышение квалификации здесь все равно никто вкладывать и не собирался, сделать карьеру при такой текучке кадров не реально, зато у тебя появится хороший стимул найти компанию, где к людям будет "человеческое" отношение.
"Ревнивый" шеф
Бывают люди, которые "живут" исключительно делами и интересами фирмы. Причем в их число входят не только акционеры, получающие прибыль, но и рядовые сотрудники. Если таковой субъект оказался твоим непосредственным руководителем - тебе не позавидуешь! Этот монстр будет требовать от подчиненных полной отдачи на работе, уйти домой вовремя или отдохнуть в воскресенье при таком шефе - и не мечтай (и никакие рассказы про маленького ребенка или простудившегося мужа тут не помогут). А заявление о твоем уходе будет расценено просто как личная обида и наглое предательство. Приготовься к бурной сцене и будь настороже! Лучше не говори, куда конкретно ты уходишь.
Шеф, следуя принципу: "так не доставайся же ты никому!" - может запросто наговорить про тебя не совсем лестные вещи на твоем предполагаемом новом месте работы.
И последнее: увольняясь, не забудь кроме личных вещей, "последних" денег и "прощального" букета коллег, захватить с собой трудовую книжку и, по возможности, положительные рекомендации. Но это уже совсем другая история!
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».