Украинцы сегодня могут купить на свои заработки больше товаров и услуг первой необходимости, чем 15 лет назад, когда гривня сменила купонокарбованец. По крайней мере, такой вывод можно сделать из данных Госслужбы статистики по ценам и зарплатам. «Сегодня» выбрала пять ключевых лет, начиная с 1997 года: 1997-й — первый полный год обращения гривни; 2000-й — самая высокая гривневая инфляция, 2002-й — дефляция, 2008-й — кризис, 2011-й — начало выхода из кризиса.Цифры дали, казалось бы, парадоксальный факт: на уровне роста средних цен в пять раз зарплаты увеличились в 20.
Если в 1996-м украинец в среднем зарабатывал 126 грн ($70), то в 2011-м — почти 2600 ($325). Но даже в кризисные годы жилось лучше, чем тогда, когда цены «на все» были, как нам сегодня кажется, низкими. Почему же народ говорит, что не ощущает «покращення»? Слово экспертам.
ТРАТИМ БОЛЬШЕ. «Сейчас начинают работать не цифры, а психология, прежде всего потому, что значительно изменилась структура потребления, — говорит экс-секретарь Кабмина Виктор Лисицкий. — Например, в 1990-х не было расходов на интернет, мало кто имел автомобиль и даже не мечтал его купить. А на что сегодня тратят деньги украинцы? На автомобили, мобильные телефоны, айпеды, отдых за границей. После кризиса свернулось потребительское кредитование, бурно развивавшееся в 2007—2008 годы, например, в 2008-м только на покупку авто было выдано кредитов на $11 млрд, сейчас — на порядок меньше. Поэтому те, кто собирал на машину, купить ее уже не могут. Конечно, сказанное касается тех, кто может себе это позволить. Ведь у нас до 40% людей, доходы которых не дотягивают до средних по стране — они живут на 800—1000 грн в месяц, чего хватает только на питание. Сегодня пенсионер может купить на свою пенсию больше килограммов картошки или буханок хлеба, чем 15 лет назад. А вот мяса примерно столько же, сколько и 15 лет назад. Но средняя-то пенсия сейчас почти в 2,2 раза меньше средней зарплаты, а 15 лет назад была в 2 раза меньше. Значит этот человек стал жить хуже».
По мнению аналитика МЦПИ Александра Жолудя, наши люди смогли сравнить уровень своей жизни с тем, как живут, например, европейцы, и стали стремиться жить так же. В итоге у многих в доме не один телевизор, а несколько, 1—2 автомобиля. «Намного доступнее стала бытовая техника, отдых за границей, деликатесы и дорогие напитки, на них тратятся деньги, — говорит Жолудь. — Но социальное расслоение людей сейчас намного больше, чем 15 лет назад, когда все были более-менее равны. Поэтому, если по статистике по стране каждый съедает по курице в день, то у кого-то их две, у кого-то — ни одной».
ДОРОГОЕ ЗДОРОВЬЕ, ДЕШЕВЫЕ ТЕЛИКИ
Больше всего с 1996 года подорожали лекарства — некоторые даже в 30 раз, притом, что зарплаты, по данным статистики, выросли в 20 раз. Так например, корвалол (17—20 коп. за пузырек 15 лет назад) стоит сегодня около 6 грн — рост в 30—35 раз. Одежда и обувь выросли в цене примерно 10 раз (зимние ботинки с 50—60 до 500—600 грн). А самой доступной стала бытовая техника: в 1997-м на телевизор (не плазменный) копили полгода — сейчас он стоит ползарплаты (около 1300 грн).
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.