Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Ваше здоровье

За идею

7 августа 2008 360

«Идеологическая обработка чрезвычайно распространена. Причем диапазон приемов и приемчиков, которые используются для манипуляции работниками, достаточно широк. От от­дельных элементов психологической обработки до внедрения полноценной системы воздействия на личности сотрудников», - считает Тимур Амулийн, психолог, специалист по корпоративному PR. Но если небольшую часть таких способов можно с чистой совестью отнести к искусству управления, то при их массированном использовании иначе как деструктивным влиянием на личность сотрудника это назвать нельзя.

Так, к примеру, если обычно руководству безразлично, как и с кем проводит свое свободное время сотрудник, то в тоталитарной компании дело обстоит совершенно иначе. Семейные отношения, друзья, собственные увлечения перестают быть личным делом сотрудника, который выходные и праздничные дни будет проводить на корпоративных мероприятиях. Он должен допоздна задерживаться на работе, посещать оплаченные компанией или им самим тренинги личностного роста и испытывать от всего этого неземное наслаждение.

Так работает большинство MLM-компаний, некоторые из «бесприбыльных» общественных организаций и тренинговых компаний, основная задача которых - во­влечение максимального количества людей в свой бизнес.

Впрочем, по мнению Елены Грищук, директора рекрутинговой компании «Форсаж», «такие методы могут быть присущи любому бизнесу. Я думаю, что больше это зависит от руководителя, а порой даже от собственника бизнеса - его личности, системы ценностей, стиля управления. Однако больше это присуще торговым компаниям или отделам продаж, в которых мало стабильности с точки зрения доходов сотрудников. Поэтому зачастую с целью удержания «продавцов» компании формируют своеобразную корпоративную культуру с подменой систем мотивации».

Кто на новенького? 

Воздействие на психику может начаться уже на этапе первоначального знакомства. «На заре моей карьеры на собеседовании директор компании много расспрашивал меня о том, как я отношусь к длительным заграничным командировкам. Или что я думаю по поводу совершенствования своих профессиональных навыков на дорогих тренингах, готов ли я заниматься стратегическим планированием, участвовать в разработке системы мотивации и тому подобное. Мое воображение сразу же нарисовало радужную картину. Вот я на яхте слушаю рассуждения HR-гуру, потом мы вместе с директорами холдинга обсуждаем глобальные проблемы развития компании. Понадобилось усилие, чтобы сказать себе «стоп». Ведь ничего подобного не могло предполагаться для специалиста на этой должности и в этой компании. Им нужен был человек, который бы проводил по 15-20 собеседований в день и выполнял однообразную работу, не требующую высокой квалификации», - рассказал Михаил Песч, менеджер по персоналу компании «Бронка Люкс».

И, надо признать, подход, позволяющий, ничего не обещая, увлечь человека мечтами о розовом будущем, приносит свои плоды. Особенно это влияет на тех, кто не уверен в себе, зависим от внешней оценки, чувствует себя одиноким, непризнанным, имеет неадекватный уровень притязаний, не соответствующий ни способностям, ни возможностям. Таких людей, как, впрочем, и тех, кто длительное время находится в стрессовом состоянии вследствие психотравмирующих событий, ищут и находят руководители, создающие свою компанию-секту. 

«Все начинается с этапа найма сотрудника в компанию. Еще на стадии отбора потенциального сотрудника работодатель смотрит на систему ценностей, стиль принятия решений, управляемость, личностные характеристики кандидатов. В компанию могут заведомо приниматься те люди, у которых не удовлетворены определенные потребности в социальной оценке, потребность в принадлежности к определенной группе. Такими людьми легче управлять, предоставив им возможность принадлежать к рабочей команде, группе, общаться с лидером, коим становится для них руководитель», - рассказывает Елена Грищук.

Появление новичка здесь отмечается как праздник. Его водят по офису, знакомят со всеми, улыбаются, похлопывают по плечу, здороваются за руку. Рассказывают о том, как ему повезло, что он попал в такую замечательную компанию, чудесный коллектив, где все доброжелательны, где все помогают друг другу. Как ни странно, но даже весьма прагматичные люди, попадая в такую атмосферу, могут немало сделать из чувства долга или благодарности за «хорошее отношение». И лишь через некоторое время, когда у новичка проходит эйфория и он начинает чуть более критично оценивать происходящее, ему напоминают, что он «всем обязан» компании и окружающим его людям.

Честный ченч 

«Любая работа включает в себя общение. И для многих оно играет очень большую роль в качестве регулятора отношений. Механизмы такой регуляции довольно просты, а наши реакции доведены до автоматизма воспитанием и предыдущим жизненным опытом. Дети в песочнице знают: тот, кто дал конфету - друг, а если лопаткой по голове - значит, враг. И строить модель отношений с этими двумя мы будем исходя из этого знания», - уверен Тимур Амулийн. И привел пример из своей психотерапевтической практики. «В одной компании, куда сотрудников принимали только после тщательного психологического обследования и тестирования на «детекторе лжи», каждому новичку подбирали наставника. Которого ощутимо штрафовали за все просчеты в работе нового сотрудника. Результаты были потрясающими. Новички быстро включались в работу и изо всех сил старались не подвести своего учителя», - рассказал собеседник «ВД». При этом, по словам г-на Амулийна, процедура увольнения в этой компании была невероятно сложна психологически. В течение нескольких дней пожелавшего уйти сотрудника ожидал жесткий прессинг, его «обрабатывали» все, с кем ему приходилось непосредственно контактировать, называли предателем, взывали к совести, обвиняли в неблагодарности и т.д.

Но далеко не все сотрудники оказываются недовольными таким положением вещей. Некоторые из них, отличающиеся конформизмом, вполне неплохо чувствуют себя в офисе, который является средоточием всей их жизни, а работа в компании - единственным ее смыслом. При этом материальная заинтересованность отступает на второй план, ведь она компенсируется чувством общности, защищенности, стабильности, статуса и даже идеей служения «вечным» ценностям.

Поэтому сотрудники-коллективисты становятся зависимыми от мнения коллег и руководства. А отвержение значимым окружением может стать для такого человека серьезнейшей психологической травмой. Именно этим соображением пользовались знаменитые японские корпорации, разрабатывая принцип пожизненного найма. И в данном случае говорить о жесткой манипуляции не приходится. Ведь такая система отношений больше напоминает брак по расчету - гарантированная материальная стабильность и забота в обмен на верность.

Не хлебом единым 

Еще одна крайность - компания, не утруждающая себя выработкой собственной миссии и корпоративных ценностей. «В компанию, свободную от корпоративной идеологической составляющей, приходят исключительно за зарплатой или, что реже, учиться. Здесь все честно и понятно: выполняешь объем работы - получаешь деньги», - считает Тимур Амулийн.

Но такой сугубо рациональный подход не затрагивает эмоций, а следовательно, делает сотрудников излишне легкими на подъем, готовыми в любой момент перейти туда, где оклад повыше. «Поскольку в таких коллективах нет команды, нет и отношений, которые объединяли бы людей. Как ни крути, но на работе каждый из нас проводит большую часть времени. А поскольку человек - социальное существо, то для него очень важны отношения с окружающими, возможность чувствовать себя частью целого, например, слаженной, открытой к людям организации. Также человеку важно иметь единые цели со своими коллегами, радоваться совместным достижениям, рассчитывать на поддержку со стороны компании-работодателя», - считает Елена Грищук. И советует соблюдать здоровый баланс - рационального и идеологического подходов к формированию команды и эффективной корпоративной культуры.

Признаки тоталитаризма 

* Абсолютно все без ума от руководителя. Критиковать начальство - самый страшный из всех корпоративных грехов. 

* Посещение корпоративных мероприятий является обязанностью каждого сотрудника. 

* На обязательных обучающих семинарах и тренингах личностного роста собственные ценности заменяют ценностями компании. Общественные ценности выдвигаются на первый план. 

* У сотрудников формируется трепетное отношение к атрибутике и корпоративному стилю компании. 

* Основной метод управления - метод «кнута и пряника». Поведение, подходящее для компании, интенсивно подкрепляется. Неодобряемое - поддается коллективному осуждению. 

* Основной метод мотивации - миф. Нович­кам ставят в пример судьбу основателей компаний, сулят блестящую карьеру со словами «у них получилось, значит, и у вас получится». 

* Ненормированный рабочий день - жесткая норма. Таким работодателям очень важно, чтобы сотрудники проводили все свое время на работе, включая выходные.

Читайте также
  • Как подбирать вопросы для собеседования?15 Февраль, 2017

    Беседа – основная форма ведения собеседования работодателя с соискателем. Очень сложно представить беседу без вопросов и обоюдного поддержания и развития беседы. Чтобы ход собеседования был последовательным и логичным, работодатель должен уметь вести его и заранее подготовить ряд вопросов. Составлением вопросов занимается, как правило, работодатель или HR-менеджер.

  • Вакансия SMM-менеджер для королевы Великобритании!14 Февраль, 2017

    Букингемский дворец ищет опытного SMM-менеджера

  • Аналитики рынка труда: "Работу искать сложнее"14 Февраль, 2017

    По оценкам исследователей известного кадрового портала «Охотников за головами», украинцам становится все труднее искать себе работу.

  • Основной принцип резюме – краткость13 Февраль, 2017

    Резюме – своего рода, презентация личного опыта. При том, что в резюме необходимо представить весь свой профессиональны опыт, специалисты утверждают, что резюме по своему объему не должно превышать более двух листов А4 и должно быть лаконичным. Как объединить два противоположных принципа в составлении такого официально-делового документа?

  • Врачи рекомендуют: секреты зимнего бодрствования.13 Февраль, 2017

    Врачи выяснили, почему у большинства работников, продуктивность снижается именно в зимний период.

↑ Наверх