Все эти элементы подчинены одной задаче — созданию желаемого образа организации в глазах партнеров и клиентов — и могут производить как благоприятное, так и неблагоприятное впечатление. Однако не следует при этом забывать, что и одежда сотрудников в не меньшей степени свидетельствует об уровне деловой культуры, надежности и стабильности фирмы. Поэтому в компаниях, где корпоративная культура и корпоративный имидж не просто декларируются, но и являются непременным условием развития бизнеса, разрабатывается dress code.
Что же такое dress code?
Dress code (в переводе с англ. - кодекс одежды) – это свод правил и рекомендаций относительного того, как сотрудники представительских профессий должны выглядеть в конкретных ситуациях делового общения. Этот самый dress code – не униформа. Он не исключает индивидуальности в одежде и не препятствует творчеству в оформлении своей внешности. Это всего лишь "законы жанра", которые существуют в любом виде деятельности.
Dress code — это те законы, которые диктуют условия и цели
работы людей представительских профессий и которые не имеет смысла относить к работникам иных деловых сфер. Неудивительно увидеть менеджера модельного агентства, театрального критика или журналиста модного журнала в экстравагантном наряде, а торговца картинами — в пестром пиджаке и шейном ярком платке. У людей представительских профессий, тех, кто непосредственно общается с партнерами, посетителями, клиентами и которые называют себя «членами команды», условия и цели работы иные, а значит, и одежда должна быть иной.
Из истории
Бизнес-сообществу термин "dress code" был предложен консервативными англичанами в ХIX веке. На сегодняшний день мало кто точно может назвать предприятия-законодателей свода правил, регламентирующих деловую одежду. Существует предположение, что первыми ввели dress code лондонские банки, где служащие обязаны были носить темно-синие костюмы в полоску. Даже специалиста с опытом работы, отличными рекомендациями и мощным потенциалом могли не взять на работу только потому, что он пришел на собеседование в костюме оливкового или коричневого цвета.
По сей день в некоторых западных корпорациях требования к dress code чрезвычайно жесткие. "Рекомендуется" практически все – от числа пуговиц на пиджаке и формы усов до процента содержания полиэстера в ткани костюма и цвета галстука в праздничные дни.
На Западе dress code обычно закрепляется в специальном соглашении между работодателем и сотрудником – кодексе внешнего вида. Как правило, это – восемнадцатистраничный документ, подписанный генеральным директором и имеющий цель мобилизацию персонала на соблюдение общих принципов компании и являющийся частью рабочего контракта. Нарушение этого соглашения карается выговором, штрафом и даже увольнением.
В крупных компаниях его правила часто прописаны в корпоративном уставе или в справочнике сотрудника. В небольших организациях он может регламентироваться приказом или письменным распоряжением директора — документами, с которыми новый
сотрудник должен быть ознакомлен. В большинстве крупных компаний распространен так называемый административный dress code, предписывающий, в какой одежде приходить на работу и как должны выглядеть сотрудники, контактирующие с клиентами.
На языке цифр
Согласно исследованиям лишь на 6,2% фирм стиль одежды всех сотрудников их компаний регламентирован внутренними нормативными документами и строго контролируется. В некоторых организациях, доля которых 7,9 %, формально требования к внешнему виду прописаны и… забыты. Где-то препятствием стало неприятие сотрудниками подобных мер, а где-то руководители пришли к выводу, что в их компании введение dress-code просто не имеет смысла.
В 12,4% компаниях обязательные требования к одежде устанавливаются только для отдельных категорий работников – как правило, для тех, кто общается с клиентами, или для представителей профессий, традиционно носящих предписанную контрактом спецодежду: уборщики, лифтеры и т.д.
Треть от всего числа участников опроса – 32,9% – отметили, что внешний вид сотрудника – это его личное дело, и этому не придается никакого значения.
Но в большинстве компаний все-таки не согласны с тем, что внешний вид сотрудников не играет никакой роли. Надежды на здравый смысл и сознательность персонала, по признанию 40,6% участников опроса, оправдываются – в их компаниях требования к одежде официально не зафиксированы, но существуют негласные нормы, которых принято придерживаться.
Зачем это нужно
Разделившись на два лагеря, сторонники и противники устанавливаемых правил внешнего вида активно отстаивают свою позицию. Чтобы ответить на вопрос о необходимости dress code в фирмах, стоит рассмотреть эту ситуацию с разных сторон, выделить положительные и отрицательные черты, и объективно проанализировав проблему, адекватно сделать вывод.
Начнем. Хотели бы вы оказаться в эпицентре Грюнвальдской свалки в полотняной рубахе и с рогаткой? А на Ледовом побоище в льняных портах и с выломанной жердиной? Едва ли. В таком случае и на переговоры по покупке контрольного пакета вы вряд ли явитесь в истертых джинсах и футболке. Если это произойдет, вашу нонконформистскую психику просто сотрут в порошок угрюмые мужчины в банальных сорочках и галстуках, общаясь с вами как со слабоумным. И на вопрос: "Зачем нужен этот бизнес-стиль?" ответ давно известен – для демонстрации и генерирования успеха.
Dress code — не столько одежда, сколько лицо человека и его поведение.
По словам менеджеров по кадрам, одна из основных причин, по которой они часто отказываются брать на работу — жалкий или наоборот слишком претенциозный внешний вид соискателей. Оно и понятно: тот, кто неподобающе выглядит в офисе, может скомпрометировать компанию в глазах ее клиентов. Если компания придерживается правил офисной униформы, то соблюдать их должны абсолютно все. В том числе и кандидаты, претендующие на вакансии этого предприятия.
Не стоит приходить на интервью в брюках цвета хаки, высоких ботинках и с несколькими сережками в ухе, если хочешь получить должность менеджера по продажам. Готовясь к входному интервью, нужно одеться максимально строго и консервативно, чтобы HR-менеджер или будущий руководитель поняли серьезность ваших намерений.
Действительно, давно замечено, что соблюдение минимального dress code, дает больше возможностей для получения работы. Но расслабляться не стоит. Выходя на работу в новую организацию, необходимо понаблюдать первые несколько дней как одеваются коллеги и руководители фирмы. Если новый работник попробует "слиться" с их внешним видом, то станет своим и успешно пройдет испытательный срок. Сотрудник, следующий всем правилам принятого в организации dress code, воспринимается коллегами и начальством как более профессиональный и быстрее продвигаются по карьерной лестнице. Ведь человек, надевший костюм, излучает компетентность, серьезность подхода, доверительность.
Деловая одежда показывает статус сотрудника в организации, чем консервативнее и дороже на нем одежда, тем более высокий пост он занимает. Однако попытки перещеголять шефа чаще всего до добра не доводят. Приходя на работу и одевая ту или иную одежду, человек как бы предъявляет себя миру.
Можно проследить цепочку, dress-code – это "пропускной пункт", во-первых, в новую организацию, во-вторых, в новый коллектив, в-третьих, на более высокую
должность. Так стоит ли отказываться от пресловутого dress code с такими перспективами на будущее?
Есть альтернатива
Dress code является частью корпоративной культуры, и влияет на силу и запоминаемость брэнда компании. Но чтобы совсем уж не превратиться в "рабов костюма", во многих фирмах с понедельника по четверг сотрудники придерживаются строгого, делового стиля, а в пятницу принят стиль Casual Friday, который предполагает произвольную в рамках разумного форму одежды. Это возможность расслабиться хотя бы раз в неделю. "Джинсовая" пятница – инструмент мотивации: таким образом, празднуется конец рабочей недели и важно то, что человек в такие дни чувствует себя более комфортно по сравнению с предыдущими "костюмными" днями". Тем более что во многих компаниях есть традиция совместного похода в этот день в какой-нибудь бар или в кино.
Однако Casual Friday конечно же не касается тех, кто присутствует в пятницу на переговорах с клиентами. Все, у кого нет деловых встреч, по пятницам могут одеваться "по-деловому, но не в костюм". Ведь dress code — это всегда элемент, влияющий на имидж организации.
При этом успехи некоторых компаний, например, Microsoft, подтверждают, что деловой dress code совершенно не влияет на рост продаж и благоприятный имидж компании. Корпорация разрешила сотрудникам ходить на работу в джинсах и футболках, правда, в очень дорогих джинсах и очень дорогих футболках. Понятное дело, детище Билла Гейтса никто не мог упрекнуть в бедности. Примеру Microsoft с восторгом следуют множество других компьютерных компаний, а также представители других направлений бизнеса.
Вместе с модой на демократичный стиль в одних компаниях, другие корпорации остаются очень строги к dress code. В частности, в таких банках и финансовых компаниях, как Lehman Brothers, Deutsche BankBear Stearns и , dress code включает по 50 и более правил.
С уверенностью можно заключить, что внешний вид рабочего человека должен соответствовать его роду деятельности, и dress code зависит от специфики бизнеса.
Особенности в разных сферах бизнеса
Самыми консервативными в одежде считают руководителей предприятий, сотрудников отделов кадров и бухгалтерий, госчиновников, которые обычно предпочитают классический, сдержанный стиль. Также если работник является "лицом компании" и в его служебные обязанности входят встречи с клиентами, ведение переговоров и проведение консультаций, то его строгий деловой костюм подчеркнет важность момента и не будет отвлекать собеседников. "Главное, чтобы сотрудники производили правильное впечатление на внешний мир" – девиз многих крупных компаний, таких как консалтинговая компания McKinsey, компания PricewaterhouseCoopers, телекоммуникационная компания Global Telecom и других.
Чуть менее строгие требования к костюмам сотрудников банков, финансовых учреждений, юридических и страховых компаний, им следует выглядеть по-деловому, ведь мало кто доверит свои деньги людям в одежде свободных художников. В этой сфере dress code – это способ завоевания лояльности клиентов и погружения компании в определенную культурную среду, которая предполагает высокий уровень ответственности сотрудников за результаты труда и за судьбу компании. Однако, в Италии, в Unicredit, Banca Intesa и San Paolo сегодня довольно часто можно увидеть служащих без галстука или в слишком прозрачной блузе и даже с жевательной резинкой во рту. В Unicredit говорят, что манера одеваться зависит от вкуса и воспитания. В Banca Intesa придерживаются аналогичного мнения. Служащие уверяют, что у них в компании никого никогда не ругали за манеру одеваться.
Более лояльно относятся к одежде большинства офисных сотрудников: производителей товаров или услуг, работников сферы образования, науки, издательского дела. "Dress code в офисе не должен быть слишком строгим. Иначе это будет восприниматься сотрудниками как полицейская мера и приведет к нелояльности", - считает агентство "Имиджленд-ПР".
Полный разгул демократии, если не сказать анархии, царит в обществе творческих персон. Люди, занятые в IT, рекламе, дизайне, индустрии красоты, могут креативно подходить не только к работе, но и к внешнему виду. В рекламных агентствах чаще всего можно увидеть разношерстную толпу молодых людей, одетых в джинсы, футболки цветов радуги с разнообразными надписями и в кепках цветов кислотно-салатного или огненно-оранжевого. И даже высококлассные компьютерщики-дизайнеры одеваются в джинсы, вытянутый свитер и дырявую майку. Dress code для креативных людей подобен смерти и убивает творческое начало.
Соблюдение правил делового dress-code в офисе - самый недорогой способ воспитания морали и приобщения к корпоративным ценностям наемных работников. В то же время свободный стиль одежды в компании – некий символ того, что менеджмент признает и уважает наличие у сотрудников собственных жизненных ценностей... Это наталкивает на то, что dress code нужен, но всё зависит от того, что за офис, с какими клиентами работает и какой в нём внутренний климат.
В Украине понятие "dress code" начало приживаться вместе с экспансией иностранных компаний в начале 90-х годов прошлого века, и изначально распространялся в основном только на руководителей предприятий. Со стремлением быть похожим во всем на "братьев наших западных", отечественные предприниматели начинают массово перенимать западный опыт и в корпоративной одежде. Самые жесткие требования к внешнему виду сотрудников выдвигают банки. Так, в банке "Аваль" два года назад были разработаны положения об этическом поведении сотрудников, где отдельным пунктом отмечены требования к внешнему виду: сотрудницы банка обязаны носить туфли-лодочки на каблуке 3-5 см. И с середины 2005 года в киевских отделениях банка стали одеваться более строго.
А вот в "British American Tobacco Украина" прописанной нормой делового этикета предприятия является smart casual ("практично и к месту"): аккуратная и чистая офисная одежда, исключающая джинсы синих оттенков, шорты, кроссовки, слишком короткие юбки, прозрачную одежду и глубокие вырезы.
Впрочем, некоторые отечественные компании игнорируют dress code, причем делают это порой подчеркнуто нарочито. Вряд ли у кого-то индустрия компьютерных игр ассоциируется с галстуками, несмотря на то, что этот бизнес по оборотам превышает голливудскую индустрию. Dress code в компании GSC Game World города Киева таков: домашние тапочки, футболки и регланы с логотипами компании, а директор по офису передвигается на роликах. Отношение к одежде в этой компании – тоже своего рода dress code, который, в частности, накладывает табу на деловые костюмы. Если сотрудник компании наденет костюм, то этим вызовет недоумение коллег и вопрос: "Ты что, женишься?". Подобный dress code на многих украинских предприятиях способствует поддержанию особого корпоративного духа, основанного на культе свободы и отказе от формализма во всех его проявлениях.
Таким образом, dress code – основополагающее звено корпоративной культуры и имиджа компании, помогающее сформировать чувство корпоративной принадлежности и гордости за свою компанию. Единообразие ж помогает компании в целом стремиться к одной цели, помогает сотрудникам чувствовать себя в одной упряжке и сплочению коллектива, независимо оттого, что на сотруднике одето: деловой костюм или очередное выражение своего "я".