UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Шукачу
  4. Співбесіда без проблем
  5. Эффективное собеседование

Эффективное собеседование

6.01.2010 512

Ф. С. Эндикот, бывший директор службы трудоустройства Северо-Западного университета (Бостон, США), исследовал причины, по которым работодатель отказывает кандидату в приеме на работу. Среди 50 наиболее часто встречающихся нет ни одной, связанной с профессиональной деятельностью соискателя: все они обусловлены личными качествами, внешним видом, поведением.

Можно сказать, что собеседование — это смотрины. Две стороны присматриваются друг к другу, пытаясь понять, насколько они совместимы по личным качествам и культуре.

Как правило, на собеседование приглашают по телефону. Опытный рекрутер при этом обратит внимание на особенности речи кандидата, на лояльность при назначении даты собеседования, задаст вопросы, которые только на первый взгляд кажутся простыми. Отнеситесь серьезно к этому первому контакту с работодателем и, договорившись о встрече, не опаздывайте. Если вы чувствуете, что не успеваете, обязательно позвоните, чтоб предупредить об этом или перенести собеседование. Это будет расценено как проявление уважения. Если же все-таки задержались, спокойно извинитесь, признайте свою неправоту, но держитесь достойно.

Помните, что и вы выбираете компанию: человек, грубо принявший вас, будет так же вести себя и в дальнейшем. Как мы уже говорили выше, внешний вид играет огромную роль. Одежда, в которой вы придете на собеседование, должна, с одной стороны, соответствовать должности, на которую вы претендуете, а с другой, вам должно быть удобно, иначе помимо волнения вы будете чувствовать дискомфорт.

Если вы сильно нервничаете и это мешает вам вести диалог, не бойтесь сказать об этом. Одно то, что вы озвучите свои чувства, поможет вам справиться с волнением, а работодателю станет понятным ваше состояние. В результате — налаженный контакт и благоприятная атмосфера собеседования.

Рекрутеры проверяют соискателя главным образом на искренность и открытость. Существует масса способов уличить вас во лжи, поэтому смело и честно говорите обо всех своих удачах и неудачах, тем более, что по статистике принятый на работу кандидат никогда не соответствует на 100% заявленным в начале поиска требованиям. Основной фактор, влияющий на принятие решения о приеме на работу, — личные симпатии.

Первое собеседование обычно проходит с менеджером по персоналу или человеком, не принимающим окончательное решение, но от него зависит, пригласить ли вас на второй тур собеседований, представить ли руководителю компании или отдела.

Цель первой встречи для менеджера по персоналу — понять, насколько соискатель соответствует духу компании и общему образу идеального кандидата на рассматриваемую вакансию. Профессиональные вопросы вам могут задать, чтобы определить, насколько свободно вы владеете профессиональной лексикой, ориентируетесь в специальности, а это можно понять из вашего расказа о своем предыдущем опыте, достижениях, ошибках. Если работа связана со стрессом или необходимостью действовать в жестких условиях (ограниченное время, необходимость принятия быстрых решений), будьте готовы к тому, что вас могут подвергнуть так называемому стресс-интервью. Его особенность заключается в том, что вам будут задавать неординарные, требующие быстрого ответа вопросы, например: “Каких именно результатов вы достигли на предыдущем месте работы?”, “Назовите три ошибки, допущенные вами в работе?”, “Были ли неудачи, которые чему-то научили вас?”, “Насколько ваш внешний вид соответствует предполагаемой должности?”, “Вы всегда так нервничаете на собеседовании?”.

Не думайте, что эти вопросы неправомерны — никто не может заставить вас на них отвечать. Работодателю главное не то, ЧТО вы ответите, а то, КАК поведете себя в стрессовой ситуации. Вы в свою очередь можете задавать подобные вопросы собеседнику: ведь вы его тоже проверяете.

Грамотный работодатель не будет злоупотреблять стресс-вопросами, а наоборот, создаст доброжелательную обстановку, расспрашивая вас о значимых для вас вещах: семье, ценностях, увлечениях. К такого рода вопросам тоже надо быть готовым и не воспринимать их как посягательство на личную жизнь — просто будущий руководитель интересуется вашими интересами и внутренним миром. Никому не хочется, приняв на работу сотрудника, через некоторое время расставаться с ним из-за несовпадения характеров.

Во время беседы старайтесь оценивать себя объективно, подчеркивать сильные качества, но не скрывать и слабые. Очень выигрышный ход — связывать успехи и профессиональные достоинства с предстоящей работой: “Я думаю, что мои навыки в данной области помогут мне успешно справиться с этой задачей” или “Я никогда не решал подобных задачу, но моя способность легко включаться в новую работу и добывать необходимую информацию помогут мне достигать отличных результатов”.

Приводите как можно больше конкретных примеров ваших достижений, путей решения поставленных задач. Вас могут попросить выполнить какое-нибудь практическое задание, связанное с профессиональной областью, так называемый case, проверить владение принципиальными для вакансии навыками: иностранным языком, компьютерными программами и т.д. Поэтому перед встречей полезно уточнить, что именно будут (и будут ли) проверять, и соотнести свои возможности с требованиями вакансии.

Большой блок вопросов может быть связан со взаимоотношениями в предыдущих коллективах, руководителями, причинами ухода. И здесь лучшее ваше оружие — искренность. Вы не можете знать, чего именно ожидает работодатель, каких результатов и поведения он ждет от вас у себя в компании. Поэтому держитесь естественно. Не думайте долго: от вас ждут честного ответа и, более того, знают, как определить степень вашей правдивости.

Но выбор будущего сотрудника — лишь одна из задач собеседования. Кандидат тоже выбирает — свое будущее место работы. Ваша задача в процессе интервью — не только представить себя работодателю, но и максимально узнать о нем. Так что после ответов на вопросы смело спрашивайте о компании. Грамотный работодатель только порадуется этому.

Наверное, не существует универсального набора вопросов, которые необходимо задать. Главный критерий— ваш интерес к определенным пунктам окончательного контракта. Это не обязательно “официальные” пункты трудового договора (тем не менее не забудьте подробно узнать о заработной плате, социальном пакете, предполагаемых обязанностях). Во многих компаниях существуют строгие требования к внешнему виду, графику работы, оплате телефонных разговоров, предоставляемому отпуску. Часто эти условия противоречат трудовому кодексу, но тут уж сами решайте для себя, соглашаться с ними или нет.

Можно и нужно спрашивать об особенностях корпоративной культуры, о людях, с которыми придется работать, о степени оборудованности рабочего места.

Обратите внимание на состояние офиса, если для вас важны гигиенические условия работы, на неформальные отношения и разговоры в “курилках”, на внешний вид сотрудников — все это является показателем взаимоотношений в коллективе.

Взгляните на доску объявлений, попросите информационные материалы, загляните в Интернет — вооружитесь разносторонней информацией о компании.

Нельзя не вспомнить о так называемых групповых собеседованиях. Как правило, они проводятся в крупных компаниях при наборе на массовые вакансии, которые не требуют большой профессиональной подготовки: продавцы-консультанты, курьеры, складские работники. Их программа достаточно технологична, не содержит индивидуального подхода и зачастую призвана отсеять совсем уж неподходящих кандидатов. Причем отбор не зависит от личностных, профессиональных, внешних факторов. Скорее всего, окончательную роль играет мнение проводящего собеседование, и зачастую решение очень субъективно.

Такая форма выбрана для экономии времени: интервьюер практически в первые минуты уже знает, с кем он будет дальше взаимодействовать, и отбор происходит быстрее, но не всегда качественнее.

Многих соискателей групповые собеседования пугают, и они, не дойдя даже до дверей комнаты, уходят, посчитав это надувательством. Это неправильно. Просто существуют разные формы выбора подходящего персонала, и нельзя предугадать, с каким именно столкнешься, когда придешь устраиваться на работу.

Один из основных этапов собеседования — разговор о заработной плате. Вас могут спросить: “Каковы ваши зарплатные ожидания?” Вопрос направлен на прояснение ваших ожиданий, на понимание того, насколько вы завышаете или занижаете свою стоимость на рынке труда. Не бойтесь называть ту сумму, которую реально ожидаете. Если она ниже той, что работодатель готов вам платить, вы все равно получите то, что уже оговорено, а если выше, у начальника будет повод задуматься о скором повышении вашего вознаграждения. Значительная разница между вашими ожиданиями и реально предлагаемой компенсацией может вызвать у работодателя сомнения в вашей честности. Поэтому все же стоит подумать над ответом на этот вопрос.

“Ценовые переговоры” — очень важная и интересная часть собеседования. Предварительно узнав о компании, вы можете играть с оплатой. Конечно, если работодатель в вас заинтересован. Например, если вам необходимо свободное время, а будущая должность позволяет периодическое отсутствие на рабочем месте, вы можете договориться о времени своего отсутствия.

Первое собеседование не заканчивается окончательным решением. Чаще всего представитель работодателя предлагает созвониться. Это означает, что есть еще кандидаты и ваша кандидатура участвует в конкурсе на данную вакансию. Единственный совет — никогда не воспринимайте данный вариант устройства на работу как единственный, пока не пройдете испытательный срок. Продолжайте искать, рассматривать предложения, назначать встречи.

Если вам отказали, это еще не самое страшное, ведь каждое мгновение жизни несет новые возможности.

Читайте також

  • Вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!23 грудень, 2024

    Дорогі партнери, колеги, друзі!

    Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!


  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua23 грудень, 2024

    Шановні клієнти!
    Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.

  • Тривожні сигнали: 5 рис, які мають насторожити рекрутера17 грудень, 2024

    Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.

  • Токсичні колеги: 7 життєвих уроків, які працюють на вас11 грудень, 2024

    Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.

  • Робота над помилками (у спілкуванні) 8 грудень, 2024

    Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.


Часто шукають

↑ Вгору