UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Функции внутриорганизационных мифов

Функции внутриорганизационных мифов

1.12.2005 24456

В целом внутриорганизационные мифы в тех случаях, когда они по-настоящему организованы, то есть продуманы, созданы и внедрены, выполняют три основные функции:

  • настраивают на успех;
  • удерживают ситуацию в равновесии (status quo);
  • объясняют поражения.

Ориентация на успех и расширение организации

В общем-то, основная функция мифа в современных организациях, стремящихся идти в ногу со временем, — ориентировать на успех. Успех имеет четкое количественное выражение: «Мы увеличим прибыли на столько-то процентов» и т.п. Главный миф, ориентирующий на эффективную деятельность, — «Все в наших руках». И конечно, как результат, утверждение: «Мы лучшая организация из всех, какие только можно представить».

Все вокруг (руководители, персонал, деловые партнеры организации) прекрасно понимают, что хвала организации основана на некотором преувеличении ее достижений. Но никто и не требует особых доказательств. Всем нравится эта игра, поднимающая боевой дух. Все полагают, что в этом что-то есть, что добрые слова, сказанные авансом, приблизят желаемые результаты. Коллективное стремление к успеху создает дополнительную уверенность в победе. Петь хором — это совсем не то, что петь одному. Некоторая мистика коллективного мифотворчества коренится в том, что в единстве сила, а если это единство нацелено на успех, то успех просто не может не прийти.

Status quo

В период стабильного развития внутриорганизационные мифы проявляют свои лучшие качества, если они обретают историческую форму. Подробные рассказы о «боевом» прошлом руководителей, их бесконечных победах на фоне поражений врагов — это все, конечно, сказки, по крайней мере наполовину. Но они непременно должны рассказываться новоприбывшему персоналу в формальной и неформальной обстановке. Все должны быть уверены, что занимаемые посты удерживаются по праву, а сама организация прошла испытание огнем и мечом.

Надо отметить, что стремление закрепить во внутриорганизационных мифах status quo означает также, что руководство и персонал устали и утратили пассионарность как постоянную жажду успеха. Нельзя сказать, что это обязательно плохо. Скорее организация уже подросла, остепенилась, и цель эффективности сменяется целью выживания. Здесь проявляется некое страхующее значение внутриорганизационных мифов.

Возникают и определенные проблемы. Если в будущий успех хочется верить всем, то идея, что все уже в основном достигнуто до нас, найдет меньше сторонников. Тому, кто недоволен своим положением, историческая форма мифов для сохранения status quo может не понравиться. В таком случае именно внутриорганизационные мифы примут удар первыми. Вначале мифы, нацеленные на сохранение status quo, подвергнутся скептической критике, их будут пародировать. Недовольные силы потребуют переосмысления мифологизированных исторических фактов. Мифы же не терпят никакого осмысления и переосмысления. Постепенно с помощью сплетен и слухов может создаваться и распространяться по организации другая мифология. Поэтому руководство будет всячески поддерживать мифы status quo и препятствовать распространению других мифов.

Почему мы проиграли?

Есть много причин, почему организации не достигают своих целей. Но способность доступно объяснить поражение — это залог будущих успехов. Здесь внутриорганизационные мифы просто необходимы. Часто используются официальные указания на внешние причины: «В нашем государстве невозможно вести дело», «Такой-то нас просто “кинул”». Внутренние причины связаны с поиском козла отпущения. Лучше, конечно, чтобы этот «козел» уже уволился. Ведь недостатки его деятельности будут преувеличены в несколько раз, и он понесет единоличную моральную ответственность за просчеты всех. В организации, где персонал — это одна команда, стоит попробовать рассмотреть проблему честно и конструктивно, но важно, чтобы это не выродилось в самобичевание.

Объяснение причин неудач во внутриорганизационных мифах логически увязывается с поиском путей переустройства и обновления. Любое объяснение поражения должно указывать на оставшиеся внутренние ресурсы, благодаря которым «мы все равно победим!».

Мария Павенкова,
ассистент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Источник: Персонал Микс

Читайте також

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 вересень, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».


Часто шукають

↑ Вгору