Вы купили новый суперэффективный крем, обещающий продлить молодость вашей кожи? Увы, уже через пару месяцев он (а значит и его производитель) пополнит список аутсайдеров, уступив место более совершенным разработкам. То же происходит с мобильными телефонами, программным обеспечением, концепциями развития… Спросите, почему? «Здесь надо бежать изо всех сил, чтобы только оставаться на месте, а чтобы попасть куда-нибудь, надо бежать в два раза быстрее». Это наблюдение не наше — героини Л. Кэрролла из книги «Алиса в стране чудес», но гениально вписывается в прокрустово ложе нашего технократического века. Да-да, технологии-то развиваются… Иными словами, если несколько веков или десятилетий назад одна блестящая идея могла сделать переворот в науке, то сегодня нестандартное мышление — норма жизни.
Творчество перестало быть уделом только людей искусства и теперь это базовая компетенция специалистов в сфере дизайна, рекламы и PR, маркетинга и BTL-агентств, event-менеджеров и арт-директоров, словом, для всех профессий, где необходимо генерировать идеи, находить нестандартные решения и разрабатывать новые проекты. Но…
Можно ли развить креативность?
При благоприятных условиях (если среда позволяет беспрепятственно развиваться индивидуальности) совершить открытие может каждый, независимо от наличия/отсутствия образования, социального положения, возраста или пола. Более того, для этого даже не надо быть гением. Исследования показали, что заниматься творческой работой способен любой человек с нормальным уровнем интеллекта. Но что же делать тем, кто не начал в три года играть на скрипке и сочинять сонаты или создавать шедевры живописи? Если вы перешагнули определенный возрастной рубеж и до этого светлого момента не совершили ничего значительного, стоит ли записывать себя в посредственности, уныло пожимая плечами: «Так это ж творческие личности! Им и карты в руки». Психологи единодушны в утверждении, что этого категорически делать нельзя. В детстве все мы были творцами. Каждый ребенок с помощью воображения может легко превратить простой стул в пещеру Али-Бабы, авиалайнер или лошадку. Или найти как минимум пару десятков различных возможностей применения простой линейки или любого другого предмета. Установлено, что уже к школьному возрасту (в промежутке от 6 до 7 лет) способность к творчеству снижается на 50%, а к периоду взросления еще на 30%. Почему? Школа, институт и вся последующая реальность делают все возможное, чтобы задвинуть на задний план способность фантазировать и воспринимать мир не таким, какой он есть на самом деле. В подавляющем большинстве учебных заведений обучение строится по принципу «единственного правильного ответа». А в основе творчества лежит способность видеть мир нестандартно, не так как его видит большинство.
Немало споров в ученом мире закончилось в пользу того, что креативность развивать можно так же, как и мускулатуру: с помощью ежедневных тренировок и упражнений. Как заверил Томас Эдисон, удививший мир своими 1908 патентами на изобретения, полученными в США, и еще 3-мя тысячами в других странах: «Идеи на 99% являются результатом потения, и лишь на 1% — вдохновения». Почему тогда вы еще не свершили ничего выдающегося?
Концептуалисты и инноваторы
Возможно, просто еще не знаете, что вы тоже талант. Вероятно, просто медленно, но уверенно, продвигаетесь к успеху, чтобы завтра совершить что-то великое. Многочисленные исследования показывают, что существует два типа людей с выдающимися творческими способностями. У одних пик творческой работоспособности приходится на начало карьеры, за которым следует постепенный спад. У других, напротив, расцвет наступает в зрелом или даже преклонном возрасте. Дело в том, что эти два типа гениев абсолютно по-разному выстраивают креативный процесс:
Представители этого типа по-другому смотрят на привычные вещи, легко ломают стереотипы и часто нарушают установленные нормы и правила. Обычно четко знают, чего хотят и просто воплощают идею. Так, Пабло Пикассо, родоначальник революционного кубизма, предварительно и тщательно все продумал, прежде, чем написал в 26 лет своих выдающихся «Авиньонских девушек».
Представители этого типа руководствуются методом «проб и ошибок». Они исключительно трудолюбивы, не ломают устоев, их терпению можно только позавидовать. Креативные способности экспериментальных инноваторов проявляются как следствие обобщенного чужого и собственного опыта и совершенствования техники исполнения. Так, Чарльз Дарвин прорабатывал свою теорию эволюции долгие годы: путешествуя по миру, он накопил огромное количество материала, и, вынашивая различные, иногда противоборствующие теории, сформировал их в единую концепцию.
Как стимулировать способности, чтобы креативный прорыв случился пораньше?
Условия развития креативности
Как ни странно, но чаще всего мешаем развитию нашей креативности мы сами. Практически у каждого есть внутренние барьеры и комплексы, мешающие мыслить творчески: боязнь показаться глупым, убежденность в том, что существует только одно правильное решение, уверенность, что все уже давно придумано кем-то. Все эти мысли не продуктивны, избавьтесь от них. Помогут:
— «Тепленькое местечко». Большинство талантливых личностей создавали «креативные продукты» в своих излюбленных уголках. Например, Хемингуэй больше всего любил писать в парижском кафе «Сиреневый хутор», ожидая пока остынет кофе со сливками. Самые светлые мысли приходили к Декарту в кровати. А Эдисон даже спал в лаборатории, чтобы сразу же апробировать все приходившие в голову идеи. Найдите место, где вы чувствуете себя лучше всего и устраивайтесь поудобнее.
— «Широкий кругозор». Чем больше узнаете, читая, посещая выставки, новые места, встречаясь с разными людьми, тем больше получаете материала для размышлений. Разнообразие информации и впечатлений существенно расширяет границы креативного мышления.
— «Красота спасет мир». Старайтесь во всем видеть красоту, даже там, где ее по определению быть не может. К примеру, в мусорном баке. Если пофантазировать, можно представить, что сверкающие на солнце жестяными боками консервные банки — громадные драгоценные камни и т.д.
— «Креативное хобби». Самое простое, что можно придумать — купить хороший фотоаппарат или заняться рисованием.
— «Что-то неизвестное». «Займитесь чем-то неизведанным. Новое соединится со старым в доселе неведомых и удивительных формах», — рекомендовал профессор Р. Эпштейн. И действительно, увеличить творческий потенциал можно, занявшись чем-то абсолютно не связанным с вашей профессией или увлечением. Например, если вы программист, займитесь танцами, боевыми искусствами или коллекционированием. Мало кто знает, что легендарный Элвис Пресли подпитывал творческий потенциал, занимаясь… каратэ. Просматривая фильмы или читая книги, прогнозируйте развитие событий, «заставляя» героев совершать непредвиденные и неординарные поступки.
Практикум по инициированию креативности
У тех, кто зарабатывает на хлеб насущный созданием идей, выработаны свои технологии вызова идеи. Один из самых распространенных способов — рефрейминг (в буквальном переводе английского — переработать, вставить в новую рамку или заново приспособить какую-то структурную единицу). Прием состоит в обращении к творческой части своего подсознательного. Попробуем, например, выполнить упражнение: расслабьтесь и сформулируйте задачу, которая вызывает у вас трудности при решении: «Что нужно сделать, чтобы получилось…?», «Какое можно принять решение в ситуации…?» и т.д. Можно представить, что ваша творческая часть, ответственная за создание идеи, «выйдет» в виде какого-то образа к вам на ладонь. Поручите ей ответственное спецзадание придумывать варианты для создания ценной идеи, причем лучше заказать от десятка до сотни ответов. Обязательно «поблагодарите» «творческую часть» за сотрудничество. И вскоре почувствуете отклик — варианты пронесутся в сознании как в виде образов, отрывков идей, отдельных слов, так и «вереницами стройных силлогизмов». Бывалые креативщики говорят, что именно самые нелогичные и даже невероятные ответы становятся открытием: «Вот оно!». Если с первого раза не получилось наладить контакт с творческой частью, спросите «ее», какие условия создать, чтобы «ей» было комфортно. Возможно, не сможете сразу вычленить из этого бурного потока необходимый вариант решения, не огорчайтесь, программа запущена и результат будет. К примеру, Д.И.Менделеев очень долго работал над задачей классификации химических элементов. Как известно, его «творческая часть» подарила ему это решение во сне.
Это всего лишь один из множества приемов, помогающих стимулировать креативность. Собственно, пути высвобождения творческой энергии у каждого свои, индивидуальные. И если вы нашли такой путь — это уже и есть первый шаг по дороге креативности.
Энциклопедическая справка: Что такое креативность?
В переводе с лат. сreatio — созидание — творческий потенциал личности, готовой к продуцированию принципиально новых идей. Это понятие включает отказ от стереотипного образа мышления, поиск и нахождение новых способов решения задач.
При приеме на работу, менеджеры по персоналу могут предложить тестирование для определения столь ценного качества. Вот некоторые примеры:
— Найдите пути усовершенствования привычных предметов, к примеру, лопаты, электрической лампочки или простого карандаша. Придумайте максимально возможное количество способов использования полотенца, коробки из-под обуви, веревки или др. предмета.
— Задание «что если»: вам предлагают ответить на вопрос «Что было бы, если (люди умели летать или читать чужие мысли, коровы могли кататься на коньках, а слоны играть в футбол)?»
— Что общего между бабочкой и экскаватором? Куклой Барби и куриной котлетой? А у бурундука и лакмусовой бумажки?
Все эти и другие подобные задания придуманы отнюдь не ради насмешки над соискателями. Они
выявляют, способен ли ваш мозг выйти за рамки стереотипного мышления, а также на создание непривычных комбинаций и на использование «ингредиентов», находящихся в разных его секторах.
Правое или левое?
За креативные способности нужно благодарить правое полушарие головного мозга. Именно оно в частности отвечает за новые идеи, интуицию и пространственное мышление. Как проверить, какое из полушарий развито у вас лучше?
Выполните ряд действий: подмигните себе сначала правым, потом левым глазом. Каким удобнее? Улыбнитесь перед зеркалом. Какой уголок рта поднялся чуть выше? Скрестите руки на груди (переплетите пальцы рук в «замок»). Какая из конечностей оказалась на высоте? Закиньте ногу на ногу попеременно левую и правую. В каком положении вам комфортнее? И в довершение вспомните, какой рукой вы начинали писать в детстве.
Если в большинстве случаев отметили доминантность правой стороны, значит, ведущим является левое полушарие. И наоборот.
Анна КРУПКО
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.