Кабинет министров вчера одобрил предложенный Министерством образования и науки законопроект о внесении изменений в закон О высшем образовании. Согласно документу, учебными заведениями, предоставляющими высшее образование, будут университеты, академии, колледжи и профессиональные колледжи. Законопроект упраздняет понятия "институт" и "техникум" и вводит трехуровневую систему подготовки кадров по образовательным программам бакалавра, магистра и доктора философии.
В то же время руководители некоторых вузов считают, что предложенные изменения вряд ли вступят в силу, поскольку представляют собой "временное явление перед выборами".
Законопроект о внесении изменений в закон О высшем образовании был одобрен на вчерашнем заседании правительства. Документ представил министр образования и науки Иван Вакарчук. По его словам, законопроект призван ускорить интеграцию украинского высшего образования в европейское образовательное пространство согласно требованиям Болонского процесса, к которому Украина присоединилась в 2005 году. "Основная цель представленных изменений - повышение качества украинского образования, его адаптация к европейским стандартам", - отметил министр.
Как отмечает Ъ, Министерство образования внесло в действующее законодательство такое количество изменений, что предложенный документ представляет собой фактически новый закон. В частности, законопроектом предусмотрено введение европейской трехуровневой системы подготовки кадров по образовательным программам бакалавра, магистра и доктора философии. Как объяснил Ъ заместитель директора департамента высшего образования Минобразования Сергей Коровайченко, данным проектом закона упраздняется понятие "специалист", а полученный ранее диплом с такой квалификацией можно обменять на диплом магистра в соответствующем вузе. "Те, кто получил диплом специалиста до 2009 года, будут приравнены к магистрам на рынке труда", - уточнил он.
Законопроект также предполагает изменения в структуре высшего образования, определяя типы учебных заведений и соответствующие требования к ним. В частности, определены четыре типа академического статуса вуза: университет, академия, колледж и профессиональный колледж. При этом университетом может называться только тот вуз, который насчитывает не менее 6 тыс. студентов на дневной форме обучения и проводит подготовку научных кадров не менее чем по восьми научным специальностям. Статус "академия" подразумевает наличие не менее 2 тыс. студентов на дневной форме обучения, "колледж" – не менее 1 тыс. человек, а "профессиональный колледж" – не менее 500 студентов.
По словам господина Коровайченко, после вступления в силу предложенных изменений возрастет качество высшего образования, однако сократится количество университетов (сейчас их насчитывается 198.–Ъ)."Мы также ужесточили требования к получению аккредитации вузом – таким образом, каждую выпускающую кафедру (подразделение, которое готовит студентов к государственной аттестации.–Ъ.) должен возглавлять доктор наук", - отметил он.
По мнению одного из разработчиков документа, проректора Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого Вячеслава Комарова, такое глобальное реформирование отрасли обеспечит украинским вузам интеграцию в европейскую систему образования. "С 2010 года все выпускники вузов к диплому будут получать приложение европейского образца, в котором будет содержаться информация о том, какие предметы он изучал, какую практику проходил, а также данные о его профессиональной квалификации, что облегчит верификацию украинского диплома в любой европейской стране",– уточнил господин Комаров.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?