Вот качества творческой личности, которые выявили американские психологи Э. Торренс и Л. Холл:
Удачная карьера строится на правильных решениях. Алгоритм решения проблемы обычно разбивают на пять этапов:
На все вопросы в трудной ситуации сразу не ответишь. Если решать надо быстро, на помощь может прийти интуиция.
Творческое мышление всегда нешаблонно и отличается умением воспринимать обычные вещи необычным образом, увидеть парадоксально новое в ортодоксально старом. Если говорить образно, то шаблонное мышление — это поиск в одном и том же направлении, углубление одной и той же ямы. Нешаблонное — попытка копать яму в другом месте. Нежелание оставлять вскопанную наполовину яму объясняется отчасти тем, что жаль усилий, затраченных на ее создание. С другой стороны, люди могут находиться в тенетах обязательств перед социумом — необходимость идти по ранее выбранному пути.
По мысли психолога Э. Боно, существуют 4 основных принципа нешаблонного мышления:
Знаменитый исследователь проблем менеджмента Генри Минцберг полагал, что при ведении бизнеса ко многим решениям не могут быть применены рациональные подходы, так как ситуации в нем часто бывают очень неопределенными. Поэтому в трудных случаях надо обращаться к внутреннему чувству — интуиции, то есть быстрому познанию чего-либо без всякого размышления.
Принципы обращения к интуиции, разработанные Г. Минцбергом, таковы:
Интуицию связывают с процессами мышления, которые осуществляются на бессознательном уровне. Для улучшения процессов мышления можно улучшить психические познавательные процессы — ощущения, восприятия, память, воображение и др.
Упражнения на развитие творческого мышления
Для развития творческих навыков и интуитивного мышления можно рекомендовать следующие задания и упражнения, построенные на основе работ американских психологов Гилфорда и Торренса.
Восприятие
Наблюдение 1. Деревья зимой стоят, прогнув под снегом свои ветви. А те из них, которые не сумели быть гибкими, попросту сломались. Вывод: в трудной ситуации мы бываем вынуждены прогибаться под давлением обстоятельств, которые могут сломать нас, если мы будем слишком жесткими.
Наблюдение 2. Капли воды за долгое время пробили ложбину в камне. Вывод: небольшие, но упорные усилия в течение длительного срока приносят свои плоды.
Наблюдение 3. В шахматах большинство фигур передвигаются только по одной линии. А как забавно ходит конь — через две клетки и вбок. Вывод: если в карьере тебе закрывают прямой путь — ходи конем — из своей организации в другую на повышение через две ступени.
Наблюдение 4. Антенна стоит на доме и улавливает сигналы далеких радиостанций, несущих полезную информацию. Капитан корабля, владеющий информацией о погоде, не будет отправляться в путь, зная о приближающемся шторме. Зная о грядущей непогоде, крестьянин постарается поскорее убрать урожай. Чуткий радиоприемник услышит многое из того, что не слышит наше невооруженное ухо. Вывод: вооружайся информацией. Полезно быть для самого себя и антенной, и чутким приемником, улавливающим то, что другие не слышат. Путь к этому — анализ прессы и слухов, случайно услышанных разговоров, беседы со знатоками и друзьями.
Тесты Гилфорда
1. Способность к генерированию идей. Написать как можно большее количество идей, связанных с данной темой. Например: работа на железной дороге, в больнице, на почте, в газете. Что надо делать для того, чтобы данная организация хорошо функционировала? Какие работы и должности должны быть введены?
Найти необычное применение обычного предмета — карандаша, кирпича, палки, веревки. Это задание можно использовать для оценки спонтанной гибкости на основе перехода из одного класса объектов в другой. Так, кирпич можно использовать в строительстве, но из него можно сделать пудру для посыпки дорожек в саду или чистить этой пудрой кухонную посуду. Заранее надо предупреждать об использовании предметов только в гуманных целях. Например:
2. Развитие ассоциативной беглости. Написать синонимы какого-нибудь слова. Например, синонимами слова «жесткий» будут — бессердечный, негибкий, суровый, холодный, твердый, крепкий, строгий, безжалостный, резкий.
3. Развитие беглости выражения. Сравнить одни объекты с другими. При этом, чем более они отдалены друг от друга, тем лучше. Например, мода подобна:
4. Развитие адаптивной гибкости (тест «Спички»). В наборе прилегающих друг к другу квадратов, составленных из спичек, надо забрать столько спичек, чтобы получилось определенное количество квадратов.
5. Развитие оригинальности (тест на название сюжетов). Придумать заглавие к короткому рассказу. Можно брать произведения, изучаемые по программе, или отдельные фрагменты из литературных повестей и романов. Учитывают только оригинальные названия, то есть такие, в которых имеется сдвиг, перенос понятий, которые приводят к необычным и новым идеям.
6. Развитие невербального интеллекта. Придумать простые символы к предметам или действиям, то есть символически выразить содержание темы: «Гнев», «Гордость», «Свобода», «Любовь», например, «Человек гуляет», «Самолет взлетает». Буквальное представление темы не принимается во внимание, например изображение гуляющего человека.
7. Развитие семантического видения. Придумать для символа (образа) род деятельности человека (профессию или работу), раскрывающий суть символа (образа). Например, светящаяся электрическая лампочка может символизировать профессию инженера-электрика. Другие варианты заданий — раскрытая книга, свеча, крест, камень.
Тесты Торренса
Согласно Торренсу, креативность — это чувствительность человека к проблемам, к пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии окружающей среды. Творческий человек определяет эти проблемы, ищет их решения, выдвигая предположения и гипотезы о возможных решениях, проверяет и опровергает некоторые из выдвинутых гипотез. Он пытается избежать общепринятых и очевидных решений и проверяет свои догадки, пока не найдет нужного решения. Вот несколько примеров:
Варианты авторских творческих заданий, построенных на моделях Гилфорда и Торренса:
1. Пословицы. Одна команда сообщает одному из участников другой команды какую-либо пословицу. Этот участник изображает пословицу на доске с помощью рисунка, где каждое слово — отдельный символ. Его команда должна отгадать пословицу за 5 минут, задавая стоящему у доски вопросы, на которые он отвечает только словами «да» или «нет».
2. Ассоциации. Один из участников первой команды выходит из комнаты. В это время вторая команда загадывает простое слово. Затем игрок возвращается. Участники первой команды предлагают ему свои ассоциации с загаданным словом. Задача этого игрока — угадать за один круг заданное слово. Затем аналогичное задание предлагается второй команде.
3. Басни. Зачитывается не до конца малоизвестная басня в прозе. Командам дается по 10 минут для того, чтобы придумать три окончания басни — назидательную, юмористическую и печальную.
4. Перевоплощения в вещь. Один из участников теста получает указание от ведущего перевоплотиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, как она живет, что чувствует.
5. Перевоплощения в животное. Ведущий задает вопрос, с каким животным участники теста могут сравнить себя и свою жизнь. Например, один из ответов — «Я как лошадь, все время пашу, чтобы другим было хорошо».
6. Анекдоты. Зачитывается первая часть анекдота. Надо придумать его окончание и затем сравнить его с оригиналом.
7. Последствия. Задание — описать последствия. Допустим, такие — что будет, если:
8. Кружки и овалы. Это невербальный тест на выявления образной гибкости, беглости и оригинальности. Участникам предлагаются листы бумаги с 20 кругами и 20 овалами. Надо их дополнить, дорисовав различные предметы или образы, вызванные ассоциациями с этими кругами.
9. Расшифровка аббревиатур. Задание — расшифровать сокращенные названия министерств, вузов или же придумать предложения на четыре или пять произвольных букв. Например, МГУ — Молодежь губит учеба, или — Москва гудит ульем.
10. Эмоции и краски. Предлагается выразить различные эмоции — любовь, гнев, радость, сарказм, шутку и т. д. в рисунках в манере абстрактной живописи.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.