По оценке психологов, когда вы поручаете кому-то сделать что-нибудь (например: «Найдите такое-то дело и принесите мне» или «Семенова перекинуть в третью смену») – это уже приказ. Следовательно, вы изначально отказываете человеку в свободе поразмыслить над тем, что именно надо выполнить и как это сделать. То есть – «выполнить и доложить!», третьего не дано. Американский специалист по вопросам маркетинга Джон Рек усматривает две причины, по которым такая позиция несет негативный заряд: во-первых, ваши подчиненные не имеет возможности понять, как исполнить поручение, а, во-вторых – вы не позволяете им учиться.
Конечно, бывают ситуации, когда более всего подходит именно приказывать. В армии так без этого вообще не обойтись. К примеру, приказывая взводу «атаковать высоту 11», вы вряд ли хотите, чтобы солдаты сначала подумали над этим. Тем не менее, даже в армии желательно не отдавать бездумные, заведомо невыполнимые приказы. А в менеджменте это вообще краеугольный камень. Не случайно толковые управленцы стараются не приказывать, а инструктировать.
«Вместо того, чтобы говорить людям, что им надо сделать, лучше сказать им, что бы вы хотели, чтобы они сделали», рекомендует Д.Рек. В этом случае вы предоставляете им некоторую свободу действий. И, возможно, они придумают кое-что получше вашего буквального распоряжения. Потому что инструкция побуждает людей мыслить. Тем самым они вносят свой вклад в окончательное решение. И впоследствии при необходимости смогут аргументированно отстаивать достигнутый результат.
Но при этом необходимо ставить задачу максимально четко, не оставляя места для разночтений. Например, не рекомендуется говорить: «Просмотрите данные за последний месяц и приходите с докладом». Желательно выразиться примерно так: «Просмотрите данные последнего месяца. К утру в понедельник жду ваших соображений. Представьте также пару альтернативных вариантов эффективного завершения торгов».
Безусловно, миссия менеджера заключается в организации как можно более результативного трудового процесса. Однако один в поле не воин, не забывайте об этом. Недостаточно ставить задачу – надо иметь «под рукой» команду, способную творчески подойти к ее решению. Тем самым обеспечивается постоянный практический тренинг. Что, в свою очередь, позволяет повышать мотивацию сотрудников. А благодаря этому коллектив проникается к вам уважением, и вы, можно сказать, растете в его глазах.
Так что, друзья, в следующий раз, прежде чем отдавать приказ подчиненным (у кого таковые, конечно, имеются), подумайте – нельзя ли заменить его инструкцией или рекомендацией? Думается, обе стороны от этого только выиграют.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.