Аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Обучение, аттестация персонала

Как сделать из аттестации повод для прибавки к зарплате


23.10.2017 9263

По результатам аттестации сотрудника могут повысить или понизить в должности, расширить или ограничить круг его полномочий, повысить или понизить зарплату, поучить бесплатно или просто уволить.

То, что аттестация влечет за собой изменения, подтверждает и консультант по кадровому развитию консалтинговой фирмы "Евроменеджмент" Татьяна Юфеева: "После аттестации, которую наша фирма проводила для одной крупной компании, трем сотрудникам пришлось искать новое место работы, двух менеджеров повысили в должности, а одного переместили "по горизонтали", доверив управление соседним отделом. При этом во всех подразделениях повысили зарплату на 10--25%". Так что возможны разные сценарии.

Проверка на прочность

Менеджер по продаже итальянской торговой фирмы Елена Роян говорит, что успешное прохождение аттестации (ее компания проводит эту процедуру дважды в год) позволяет ей регулярно получать заслуженные премии. "В нашей фирме руководитель с сотрудником заранее разрабатывают план работы, ставят конкретные задачи и определяют сроки их выполнения. А во время аттестации проверяется, собственно, достижение результата", -- рассказывает она. К примеру, в начале текущего года девушке было поручено за шесть месяцев найти не менее десяти новых клиентов. "Успешно справившись с этим заданием, я получила премию в размере $1000. Теперь мне предстоит увеличить оборот с новыми клиентами на 30%", -- делится Елена.

Специалисты отмечают, что подобного рода оценки требуют от сотрудников максимум усилий и порой превращаются в своеобразный марафон, в котором велика вероятность "выйти из строя". "Если компания намерена управлять достижениями своих работников, то в самом общем виде оценку можно рассматривать как сеанс обратной связи между руководителем и подчиненным. При этом стороны советуются друг с другом и принимают обоюдное решение или план действий, направленный на повышение эффективности работы", - комментирует этот метод аттестации г-жа Юфеева.
Во многих фирмах в период, непосредственно предшествующий аттестации, а также во время ее проведения, поведению и результатам работы сотрудников уделяется гораздо больше внимания. О том, как люди вели себя и работали в течение всего оцениваемого периода, почему-то часто забывается.

По сути, это один из самых подходящих моментов "выставить напоказ" внутри компании свои профессиональные достижения. К примеру, исследование потребительских предпочтений, которое проводил маркетолог Игорь Лаврев, завершилось как раз накануне аттестации в его конторе. Полученные результаты он разослал руководителям других подразделений компании. Эти данные им пригодились в дальнейшей работе, а оценки Игоря на аттестации оказались одними из самых высоких. В результате ему предложили создать и возглавить аналитический отдел внутри компании.
"Больше запоминается поведение сотрудника в течение последних недель, чем несколько месяцев назад. Поэтому удачное завершение какого-то важного проекта или перевыполнение плана продаж именно в этот момент (во время или в преддверии оценки) сделает сотрудника настоящим профи и поможет ему получить всяческие бонусы - от прибавки к зарплате до повышения в должности", - уверяет Татьяна Юфеева.

А судьи кто?..

Обычно аттестация проходит так: в день "Х" в компании раздаются аттестационные листы, в которых непосредственный начальник проставляет (а если оценка проводится по методу "360 градусов", то и коллеги по работе, и сам оцениваемый) определенные баллы по самым разным параметрам. Основные критерии, по которым проходит "зачет" - выполнение ранее поставленных задач, качество работы, профессиональная компетентность, эффективность деятельности и так далее. После подсчета баллов с работником проводится, как правило, собеседование с самопрезентацией сотрудника, высказыванием конкретных замечаний и объявлением результатов аттестации. В некоторых конторах именно собеседование играет решающую роль при выставлении итоговых оценок.

Бухгалтер аудиторской фирмы Людмила рассказывает о неудачном опыте прохождения аттестации. На собеседовании девушке нужно было прокомментировать свои оценки в аттестационных листах, объяснив при этом, что можно сделать для улучшения того или иного показателя. "Моя работа связана с цифрами, поэтому выступать перед аудиторией я не привыкла и сильно растерялась. Боялась сказать лишнее и выставить себя в невыгодном свете. В результате у комиссии сложилось впечатление, что я не слишком-то разбираюсь в работе, и итоговая оценка оказалась очень низкой", -- жалуется она. В результате девушке снизили зарплату на 20%. И, кроме этого, поставили условие пройти повторную переаттестацию через три месяца.

По мнению специалистов, основная ошибка Людмилы заключалась в том, что она пошла на собеседование неподготовленной. Она не смогла раскрыть свои профессиональные знания, из-за чего ее сочли плохим специалистом.

Для того чтобы все прошло не так плачевно, как у Людмилы, психолог центра "Пси-М" Анастасия Бутова советует изучить состав комиссии, продумать возможные вопросы к себе и свои ответы, подготовить небольшую (на 3--5 минут) публичную самопрезентацию с изложением своих планов работы и профессиональных интересов.
Порой аттестация помогает сотруднику определиться -- а стоит ли вообще задерживаться в этой компании. Так, аттестация в компании FMCG, где Ольга Арпусь работала дизайнером, проводится уже не первый год: "Каждый раз это мероприятие воспринималось как способ избавиться от "неугодных" сотрудников. А еще как показательная головомойка для всего коллектива, которая проходит в процессе собеседования", - говорит она. Конечно, с субъективностью оценок, выставленных аттестационной комиссией, сотрудник может официально не согласиться и опротестовать эти результаты с помощью повторной аттестации". Однако, как добавляет Ольга, здесь есть несколько существенных "но". Во-первых, следующая оценка, на которой можно что-то изменить, проводится лишь пару месяцев спустя после основного ее этапа, а, во-вторых, низкие результаты - это своеобразный сигнал сотруднику о том, что ему пора искать новое место работы, так как компанию этот специалист уже не устраивает. Вопрос, правда, можно переиначить - стоит ли продолжать работать на контору с таким количеством "тараканов"? "Я знаю пример, когда после неумело проведенной аттестации уволилось 20% работников фирмы", - делится опытом Татьяна Юфеева.

Неприятность эту мы переживем

Аттестационная процедура сама по себе - стресс для всего коллектива, который выбивает многих сотрудников из привычной колеи. Извещение о ней обычно вызывает нервные разговоры и "брожение в массах". "В ожидании, если не увольнения, то, возможно, понижения в должности или даже каких-то критических замечаний, человек может быть невнимательным и снизить темпы работы", - говорит Анастасия Бутова.
В то же время, по ее словам, если основная цель сотрудника - пережить аттестацию, скорее всего, он ее переживет: "Нужно акцентировать свое внимание на истинной цели аттестации - профессиональном и должностном росте. Это отличный шанс подтолкнуть свою карьеру в новом, более перспективном направлении. Ведь сотрудник в процессе аттестации может произвести хорошее впечатление на руководство и увеличить шансы на продвижение по службе". Поэтому к ней желательно подготовиться заранее: оценить свою работу за определенный срок, написать список того, что удалось сделать успешно, а что не получилось, подумать, в чем причины неудач и как их можно устранить. При аттестации важно всячески подчеркивать свои достижения конкретными цифрами и фактами, поскольку это самый главный козырь. "Сотрудник должен хорошо изучить правила игры и готовиться к этому событию в течение всего года", - считает г-жа Бутова.
Как правило, после успешной аттестации фирмы повышают зарплату своим сотрудникам, предлагают более высокие должности и так далее. Но бывает и так, что результаты оценки в целом положительны, а изменений ни в карьере, ни в зарплате не происходит. Специалисты считают, что в таком случае нужно обязательно побеседовать со своим непосредственным шефом (а еще лучше - с руководителем HR-отдела) об итогах оценки и о возможной прибавке к жалованью. "Инициировав такой разговор, сотрудник может добиться реального повышения зарплаты на 10--30%", -- уверена г-жа Юфеева.

Зачем оценивают?

Цели аттестации:

- оценка эффективности сотрудника за прошедший период для принятия решения о его премировании;

- определение тех "зон развития" сотрудника (его качеств и навыков), которые следует совершенствовать;

- присвоение сотрудникам разрядов (грейдов), которые могут влиять на зарплату в пределах должностей одного уровня;

- планирование карьеры сотрудника;

- получение дополнительной информации о сотруднике: факторы мотивации, степень удовлетворенности работой и другие.

Что оценивают?

Предметами оценки в ходе аттестации могут быть:

- качество выполнения сотрудником должностных обязанностей;

- особенности поведения сотрудника;

- эффективность деятельности сотрудника/подразделения;

- уровень достижения поставленных целей;

- уровень компетентности сотрудника и тому подобного.

Если вам нужен персонал размещайте бесплатно вакансию на сайте!

Читайте также

  • Как получать от работы удовольствие23 Октябрь, 2017

    Если вы перестали интересоваться тем, чем занимаетесь на работе, а новые задачи не вовлекают вас в их решение, то у вас началась апатия и вы больше не получаете удовольствия от работы. Психологи называют такое состояние специалиста профессиональным выгоранием и считают, что данную проблему можно и нужно срочно решать.

  • Сопроводительное письмо: когда встречают "по одежке"23 Октябрь, 2017

    Встречают по одежке, и по... сопроводительному письму

  • Сложный выбор: хороший коллектив или высокая заработная плата22 Октябрь, 2017

    Осуществляя смену рабочего места, соискатель выбирает место, где ему придется проводить большое количество своего времени, решая профессиональные и стратегические задачи, а поэтому новое место трудоустройства должно быть комфортным для специалиста во всех его смыслах. Так случается, что идеального место, отвечающего всем вашим параметрам удобства нет, следовательно приходится выбирать «наименьшее зло». Самым сложным проблематичным выбором для специалиста является: хороший коллектив vs высокая заработная плата.

  • Каких работников не хватает Украине20 Октябрь, 2017

    Этих специалистов ждут в Украине

  • Как соискателю завоевать внимание на собеседовании?18 Октябрь, 2017

    Собеседование – деловая встреча, на которой работодатель и соискатель впервые встречаются тет-а-тет, чтобы понять подходят ли они друг другу. Так как на работу все-таки трудоустраивает компания, то проведение собеседования часто находится в руках именно работодателя. Из-за чего соискатель чувствует дискомфорт, стеснение, неудобство. Такое поведение выдает неуверенность, нерешительность соискателя, а кому из работодателей нужен неуверенный в себе работник?! Сегодняшняя наша статья посвящена тому, как выглядеть соискателю на собеседовании более уверенно и завоевать внимание работодателя.

Создайте лучшее резюме всего за несколько минут и работа Вашей мечты найдется быстрее!

 
↑ Наверх