UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. Навчання, атестація персоналу
  5. Как сделать из аттестации повод для прибавки к зарплате

Как сделать из аттестации повод для прибавки к зарплате

10.09.2007 9837

По результатам аттестации сотрудника могут повысить или понизить в должности, расширить или ограничить круг его полномочий, повысить или понизить зарплату, поучить бесплатно или просто уволить.

То, что аттестация влечет за собой изменения, подтверждает и консультант по кадровому развитию консалтинговой фирмы "Евроменеджмент" Татьяна Юфеева: "После аттестации, которую наша фирма проводила для одной крупной компании, трем сотрудникам пришлось искать новое место работы, двух менеджеров повысили в должности, а одного переместили "по горизонтали", доверив управление соседним отделом. При этом во всех подразделениях повысили зарплату на 10--25%". Так что возможны разные сценарии.

Проверка на прочность

Менеджер по продаже итальянской торговой фирмы Елена Роян говорит, что успешное прохождение аттестации (ее компания проводит эту процедуру дважды в год) позволяет ей регулярно получать заслуженные премии. "В нашей фирме руководитель с сотрудником заранее разрабатывают план работы, ставят конкретные задачи и определяют сроки их выполнения. А во время аттестации проверяется, собственно, достижение результата", -- рассказывает она. К примеру, в начале текущего года девушке было поручено за шесть месяцев найти не менее десяти новых клиентов. "Успешно справившись с этим заданием, я получила премию в размере $1000. Теперь мне предстоит увеличить оборот с новыми клиентами на 30%", -- делится Елена.

Специалисты отмечают, что подобного рода оценки требуют от сотрудников максимум усилий и порой превращаются в своеобразный марафон, в котором велика вероятность "выйти из строя". "Если компания намерена управлять достижениями своих работников, то в самом общем виде оценку можно рассматривать как сеанс обратной связи между руководителем и подчиненным. При этом стороны советуются друг с другом и принимают обоюдное решение или план действий, направленный на повышение эффективности работы", - комментирует этот метод аттестации г-жа Юфеева.
Во многих фирмах в период, непосредственно предшествующий аттестации, а также во время ее проведения, поведению и результатам работы сотрудников уделяется гораздо больше внимания. О том, как люди вели себя и работали в течение всего оцениваемого периода, почему-то часто забывается.

По сути, это один из самых подходящих моментов "выставить напоказ" внутри компании свои профессиональные достижения. К примеру, исследование потребительских предпочтений, которое проводил маркетолог Игорь Лаврев, завершилось как раз накануне аттестации в его конторе. Полученные результаты он разослал руководителям других подразделений компании. Эти данные им пригодились в дальнейшей работе, а оценки Игоря на аттестации оказались одними из самых высоких. В результате ему предложили создать и возглавить аналитический отдел внутри компании.
"Больше запоминается поведение сотрудника в течение последних недель, чем несколько месяцев назад. Поэтому удачное завершение какого-то важного проекта или перевыполнение плана продаж именно в этот момент (во время или в преддверии оценки) сделает сотрудника настоящим профи и поможет ему получить всяческие бонусы - от прибавки к зарплате до повышения в должности", - уверяет Татьяна Юфеева.

А судьи кто?..

Обычно аттестация проходит так: в день "Х" в компании раздаются аттестационные листы, в которых непосредственный начальник проставляет (а если оценка проводится по методу "360 градусов", то и коллеги по работе, и сам оцениваемый) определенные баллы по самым разным параметрам. Основные критерии, по которым проходит "зачет" - выполнение ранее поставленных задач, качество работы, профессиональная компетентность, эффективность деятельности и так далее. После подсчета баллов с работником проводится, как правило, собеседование с самопрезентацией сотрудника, высказыванием конкретных замечаний и объявлением результатов аттестации. В некоторых конторах именно собеседование играет решающую роль при выставлении итоговых оценок.

Бухгалтер аудиторской фирмы Людмила рассказывает о неудачном опыте прохождения аттестации. На собеседовании девушке нужно было прокомментировать свои оценки в аттестационных листах, объяснив при этом, что можно сделать для улучшения того или иного показателя. "Моя работа связана с цифрами, поэтому выступать перед аудиторией я не привыкла и сильно растерялась. Боялась сказать лишнее и выставить себя в невыгодном свете. В результате у комиссии сложилось впечатление, что я не слишком-то разбираюсь в работе, и итоговая оценка оказалась очень низкой", -- жалуется она. В результате девушке снизили зарплату на 20%. И, кроме этого, поставили условие пройти повторную переаттестацию через три месяца.

По мнению специалистов, основная ошибка Людмилы заключалась в том, что она пошла на собеседование неподготовленной. Она не смогла раскрыть свои профессиональные знания, из-за чего ее сочли плохим специалистом.

Для того чтобы все прошло не так плачевно, как у Людмилы, психолог центра "Пси-М" Анастасия Бутова советует изучить состав комиссии, продумать возможные вопросы к себе и свои ответы, подготовить небольшую (на 3--5 минут) публичную самопрезентацию с изложением своих планов работы и профессиональных интересов.
Порой аттестация помогает сотруднику определиться -- а стоит ли вообще задерживаться в этой компании. Так, аттестация в компании FMCG, где Ольга Арпусь работала дизайнером, проводится уже не первый год: "Каждый раз это мероприятие воспринималось как способ избавиться от "неугодных" сотрудников. А еще как показательная головомойка для всего коллектива, которая проходит в процессе собеседования", - говорит она. Конечно, с субъективностью оценок, выставленных аттестационной комиссией, сотрудник может официально не согласиться и опротестовать эти результаты с помощью повторной аттестации". Однако, как добавляет Ольга, здесь есть несколько существенных "но". Во-первых, следующая оценка, на которой можно что-то изменить, проводится лишь пару месяцев спустя после основного ее этапа, а, во-вторых, низкие результаты - это своеобразный сигнал сотруднику о том, что ему пора искать новое место работы, так как компанию этот специалист уже не устраивает. Вопрос, правда, можно переиначить - стоит ли продолжать работать на контору с таким количеством "тараканов"? "Я знаю пример, когда после неумело проведенной аттестации уволилось 20% работников фирмы", - делится опытом Татьяна Юфеева.

Неприятность эту мы переживем

Аттестационная процедура сама по себе - стресс для всего коллектива, который выбивает многих сотрудников из привычной колеи. Извещение о ней обычно вызывает нервные разговоры и "брожение в массах". "В ожидании, если не увольнения, то, возможно, понижения в должности или даже каких-то критических замечаний, человек может быть невнимательным и снизить темпы работы", - говорит Анастасия Бутова.
В то же время, по ее словам, если основная цель сотрудника - пережить аттестацию, скорее всего, он ее переживет: "Нужно акцентировать свое внимание на истинной цели аттестации - профессиональном и должностном росте. Это отличный шанс подтолкнуть свою карьеру в новом, более перспективном направлении. Ведь сотрудник в процессе аттестации может произвести хорошее впечатление на руководство и увеличить шансы на продвижение по службе". Поэтому к ней желательно подготовиться заранее: оценить свою работу за определенный срок, написать список того, что удалось сделать успешно, а что не получилось, подумать, в чем причины неудач и как их можно устранить. При аттестации важно всячески подчеркивать свои достижения конкретными цифрами и фактами, поскольку это самый главный козырь. "Сотрудник должен хорошо изучить правила игры и готовиться к этому событию в течение всего года", - считает г-жа Бутова.
Как правило, после успешной аттестации фирмы повышают зарплату своим сотрудникам, предлагают более высокие должности и так далее. Но бывает и так, что результаты оценки в целом положительны, а изменений ни в карьере, ни в зарплате не происходит. Специалисты считают, что в таком случае нужно обязательно побеседовать со своим непосредственным шефом (а еще лучше - с руководителем HR-отдела) об итогах оценки и о возможной прибавке к жалованью. "Инициировав такой разговор, сотрудник может добиться реального повышения зарплаты на 10--30%", -- уверена г-жа Юфеева.

Зачем оценивают?

Цели аттестации:

- оценка эффективности сотрудника за прошедший период для принятия решения о его премировании;

- определение тех "зон развития" сотрудника (его качеств и навыков), которые следует совершенствовать;

- присвоение сотрудникам разрядов (грейдов), которые могут влиять на зарплату в пределах должностей одного уровня;

- планирование карьеры сотрудника;

- получение дополнительной информации о сотруднике: факторы мотивации, степень удовлетворенности работой и другие.

Что оценивают?

Предметами оценки в ходе аттестации могут быть:

- качество выполнения сотрудником должностных обязанностей;

- особенности поведения сотрудника;

- эффективность деятельности сотрудника/подразделения;

- уровень достижения поставленных целей;

- уровень компетентности сотрудника и тому подобного.

Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Вгору