То,
что отличает менеджера от других сотрудников компании – это
управленческие решения. Главная
особенность управленческих решений состоит в том, что какое-либо решение
руководителя
оказывает влияние на людей как внутри, так и вне компании. Эти решения сопровождают весь цикл
управленческой деятельности, принимаются руководителем постоянно и, по сути,
ведут компанию либо к результативности и процветанию, либо к краху.
Управленческие решения появляются в процессе деятельности, который называется
процессом принятия решений. В нем тесно
переплетаются логика, интуиция, эмоции, воля и личностные особенности
руководителя. В процессе принятия решений наиболее полно и рельефно проявляется
политика организации — финансовая,
кадровая, коммерческая, производственная — обнаруживается специфика
корпоративной культуры компании. При принятии решений резче и отчетливее
обнажаются старые и новые
конфликты.
Характеристики процесса принятия управленческих решений становятся маркерами, с
помощью которых можно понять особенности организации и ее проблемы.
Процесс принятия управленческого
решения является сложным механизмом, в котором велика роль субъективных
психологических факторов. Более того, это процесс психологический, напрямую
связанный с волевым аспектом личности человека, принимающего решение. Таким
образом,
особенности решений зависят от
личности менеджера: личностные свойства руководителя (как позитивные, так и
негативные), не проявляясь в обычных условиях, максимально открываются в
процессе принятия решений.
Управленческие решения можно условно разделить на
три категории. Рассмотрим особенности этих категорий на примере
поиска и приема на работу новых сотрудников.
1.
Легкое решение. Решение
принимается без особого внутреннего усилия по причине того, что отсутствует
борьба мотивов человека, нет внешних препятствий, а цель четко обозначена.
Тогда быстро проходятся первые пять этапов «
кольца принятия решений», руководителю остается только реализовать
решение и проконтролировать его выполнение. Например, когда ситуация
руководителю знакома (скажем, он уже принимал подобное решение о
приеме на работу, к примеру, уборщицы),
обстоятельства понятны, а цель четко обозначена, тогда решение принимается без
промедления и может восприниматься как
рядовое.
2.
Вынужденное решение. Решение
становится результатом преодоления внутреннего конфликта, вызванного борьбой
мотивов. Человек приходит к такому решению не потому, что оно лучше, а потому,
что никакое другое уже невозможно. В процессе формулирования и оценки
альтернатив человек понял, что другие альтернативы не имеют значения, т.к. они
потеряли актуальность в конкретной ситуации, и в этом случае решение не
принимается, а скорее констатируется как необходимость. Например, руководитель
хочет принять в компанию на должность финансового директора сотрудника с
лучшими характеристиками и выдающимися способностями. Длительный процесс поиска
соискателей и их отбора, не удовлетворяющие критериям поиска кандидаты, их
высокие требования к условиям труда — все это приводит компанию к невозможности
принимать обоснованные финансовые решения. К тому же добавляется усталость
руководителя от процесса поиска кандидатов, в итоге он принимает на работу
финансиста с небольшим опытом работы,
отказываясь
от первоначальной цели.
3.
Решение, принятое с усилием.
Процесс принятия и последующая реализация решения сопровождается ярко
выраженным чувством напряжения. Это чувство появляется в тех случаях, когда
решение не является результатом борьбы мотивов и ценностей, т.к. руководитель
не может выбрать альтернативу, потому что его мотивы подавляются. В этой
ситуации человек неизбежно испытывает чувство усилия при принятии и реализации
решения. Например, большинство руководителей отделов приняло решение, что поиск
сотрудников в компанию будет производиться через бумажные объявления,
расклеенные на остановках и столбах. В свою очередь один из них не соглашается
с данным предложением, т.к. ему кажется, что другие варианты более выгодны для
компании, к примеру, поиск сотрудников через печатные издания по
трудоустройству или через специализированные
сайты
по поиску работы. Остальные руководители убеждают его, говоря о
целесообразности такого решения, хотя оно и не самое лучшее. Соответственно, руководитель,
чья точка зрения отличалась от большинства, вынужден присоединиться к остальным,
хотя в дальнейшем
выполнение такого
решения потребует от него
усилий и может быть некачественным.
Читайте также
«
Управление коллективом через
общение с ним»
«
Как выбрать оптимальную
зарплату для Вас и для сотрудника?»
«
Разрешение конфликтов. Методы
управления конфликтами»
«
Эффективность сотрудников и
команды - залог успешного бизнеса»