Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе

Классификация управленческих решений

18 января 2013 36928
То, что отличает менеджера от других сотрудников компании – это управленческие решения. Главная особенность управленческих решений состоит в том, что какое-либо решение руководителя оказывает влияние на людей как внутри, так и вне компании. Эти решения сопровождают весь цикл управленческой деятельности, принимаются руководителем постоянно и, по сути, ведут компанию либо к результативности и процветанию, либо к краху.

Управленческие решения появляются в процессе деятельности, который называется процессом принятия решений. В нем тесно переплетаются логика, интуиция, эмоции, воля и личностные особенности руководителя. В процессе принятия решений наиболее полно и рельефно проявляется политика организации — финансовая, кадровая, коммерческая, производственная — обнаруживается специфика корпоративной культуры компании. При принятии решений резче и отчетливее обнажаются старые и новые конфликты. Характеристики процесса принятия управленческих решений становятся маркерами, с помощью которых можно понять особенности организации и ее проблемы.

Процесс принятия управленческого решения является сложным механизмом, в котором велика роль субъективных психологических факторов. Более того, это процесс психологический, напрямую связанный с волевым аспектом личности человека, принимающего решение. Таким образом, особенности решений зависят от личности менеджера: личностные свойства руководителя (как позитивные, так и негативные), не проявляясь в обычных условиях, максимально открываются в процессе принятия решений.

Управленческие решения можно условно разделить на три категории. Рассмотрим особенности этих категорий на примере поиска и приема на работу новых сотрудников.

1. Легкое решение. Решение принимается без особого внутреннего усилия по причине того, что отсутствует борьба мотивов человека, нет внешних препятствий, а цель четко обозначена. Тогда быстро проходятся первые пять этапов «кольца принятия решений», руководителю остается только реализовать решение и проконтролировать его выполнение. Например, когда ситуация руководителю знакома (скажем, он уже принимал подобное решение о приеме на работу, к примеру, уборщицы), обстоятельства понятны, а цель четко обозначена, тогда решение принимается без промедления и может восприниматься как рядовое.

2. Вынужденное решение. Решение становится результатом преодоления внутреннего конфликта, вызванного борьбой мотивов. Человек приходит к такому решению не потому, что оно лучше, а потому, что никакое другое уже невозможно. В процессе формулирования и оценки альтернатив человек понял, что другие альтернативы не имеют значения, т.к. они потеряли актуальность в конкретной ситуации, и в этом случае решение не принимается, а скорее констатируется как необходимость. Например, руководитель хочет принять в компанию на должность финансового директора сотрудника с лучшими характеристиками и выдающимися способностями. Длительный процесс поиска соискателей и их отбора, не удовлетворяющие критериям поиска кандидаты, их высокие требования к условиям труда — все это приводит компанию к невозможности принимать обоснованные финансовые решения. К тому же добавляется усталость руководителя от процесса поиска кандидатов, в итоге он принимает на работу финансиста с небольшим опытом работы, отказываясь от первоначальной цели.

3. Решение, принятое с усилием. Процесс принятия и последующая реализация решения сопровождается ярко выраженным чувством напряжения. Это чувство появляется в тех случаях, когда решение не является результатом борьбы мотивов и ценностей, т.к. руководитель не может выбрать альтернативу, потому что его мотивы подавляются. В этой ситуации человек неизбежно испытывает чувство усилия при принятии и реализации решения. Например, большинство руководителей отделов приняло решение, что поиск сотрудников в компанию будет производиться через бумажные объявления, расклеенные на остановках и столбах. В свою очередь один из них не соглашается с данным предложением, т.к. ему кажется, что другие варианты более выгодны для компании, к примеру, поиск сотрудников через печатные издания по трудоустройству или через специализированные сайты по поиску работы. Остальные руководители убеждают его, говоря о целесообразности такого решения, хотя оно и не самое лучшее. Соответственно, руководитель, чья точка зрения отличалась от большинства, вынужден присоединиться к остальным, хотя в дальнейшем выполнение такого решения потребует от него усилий и может быть некачественным.

Читайте также
«Управление коллективом через общение с ним»
«Как выбрать оптимальную зарплату для Вас и для сотрудника?»
«Разрешение конфликтов. Методы управления конфликтами»
«Эффективность сотрудников и команды - залог успешного бизнеса»


Читайте также
↑ Наверх