В «черно-белых» тонах
Одним из краеугольных при приеме на работу остается вопрос фактической и номинальной заработной платы. Не секрет, реалии налогообложения порой вынуждают работодателя официально выплачивать сотрудникам минимальную заработную плату (с которой оплачивают налоги и отчисления в социальные и пенсионный фонды). Куда попадают остальные догадаться нетрудно… Работнику, получающему зарплату в «конвертированном виде» то есть в конверте, не приходится расчитывать на «отпускные», достойное пенсионное обеспечение, получение кредитов (которые требуют подтверждения заработной платы) и других, гарантированных законом социальных благ. Приходится полностью полагаться на слово, данное работодателем. Но, как известно, несмотря на то, что слово — «не воробей», а в конфликтной ситуации всегда требуются реальные доказательства. Если возникает спор с нанимателем, то естественно, работник, обратившись в суд, не сможет предоставить доказательства, подтверждающие размер зарплаты.
Безусловно, с правовой точки зрения такая ситуация незаконна, но факт остается фактом. Что мы можем предпринять? Как при расчете не получить 460 гривен, взамен договоренной суммы и при этом не услышать: «А кто с вами договаривался иначе»?
Возможен вариант взаимовыгодного сотрудничества с работодателем, который экономит на налогах, по следующей схеме: физическое лицо может пройти государственную регистрацию и стать «предпринимателем с единой системой налогообложения». В этом случае, заключив договор подряда с предприятием, вы сэкономите организации на налогах и, заплатив государству единый налог (сумма которого зависит от региона, в Киеве, например, это 200 грн), будете спать спокойно. Такой вариант, по сути, лишает вас социальной защиты государства: пенсионной и страхования на случай безработицы, но позволяет предотвратить возможную потерю всех заработанных денежных средств. |
Возвращаясь к словам классика юмористического жанра: «Давайте начнем с себя, и будем менять порочную практику неуплаты налогов предприятия и экономии на нашем пенсионном обеспечении в будущем».
Рекомендации: Настаивайте на официальной заработной плате. Это позволит застраховаться, получить государственную социальную защиту сегодня и достойное пенсионное обеспечение в будущем. Начинать отстаивать свои права нужно уже сейчас! |
Реалии
Вы официально оформлены на работу, т.е. с вами заключен трудовой договор; по предприятию издан приказ о зачислении вас в штат с окладом согласно штатному расписанию.
Закон разрешает устанавливать менее, но не более чем 40-часовую рабочую неделю. Необходимо учитывать, что ст. 53 КЗоТа предусматривает сокращенную длительность рабочего дня накануне праздничных, нерабочих и выходных дней, таким образом, при пятидневной трудовой неделе, в пятницу и накануне нерабочих и выходных рабочий день должен быть на один час короче, чем обычный.
Как правило, работодатели игнорируют законные права сотрудников на отдых и настаивают на так называемом «ненормированном рабочем дне».
Любое ненормированное рабочее время должно быть оплачено, так, к примеру, оплата за внеурочные часы, праздничные и выходные (праздничные) дни — в двойном размере; работа в ночное время — по ставкам, которые, как минимум, на 20% выше средней.
Аргументом в защиту прав можно считать «закон» Паретто, который в оригинальном варианте звучит так: «20% усилий и времени достаточно, чтобы получить 80% результата». Всегда стоит организовать свое рабочее время таким образом, чтобы успевать делать все вовремя.
«Игра на понижение»
Если работодатель решил понизить заработную плату, то это совсем не означает, что процедура носит произвольный характер : что делать?
Наверное, с каждым хотя бы раз в жизни происходил подобный казус: в день получения зарплаты вы обнаруживаете, что сумма, надлежащая к выплате, отличается от той, на которую рассчитывали. Причина может быть банально простой — ошибка в расчетах. Если случайная, то это лишь полбеды. А если нет?
Закон
Согласно статье 110 КЗоТа законодатель обязал администрацию предприятия предоставить работнику информацию об общей сумме зарплаты с расшифровкой по видам выплат: с указанием размеров и оснований для удержаний, суммы к выдаче. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, отправляйтесь в бухгалтерию и требуйте предоставить информацию о заработной плате или отпускных. Кстати, п.3. ст. 115 КЗоТа обязывает работодателя выдать работнику отпускные в срок, не позднее трех рабочих дней с момента начала отпуска.
Ситуация может сложиться и более критичнее. Вас вызывает руководитель и говорит, что вы плохо справляетесь с выполнением поставленных задач, поэтому вам «доверяют» менее ответственные служебные обязанности и понижают заработную плату. Как поступить?
Как ситуацию трактует законодатель? Статья 103 КЗоТа и ст. 29 Закона Украины «Об оплате труда» обязывает администрацию предприятия в срок не менее двух месяцев, уведомить работника об уменьшении размеров заработной платы. В этом случае работник имеет полное право требовать официального уведомления об изменении размера зарплаты. Такое уведомление должно быть оформлено приказом по предприятию с дальнейшим внесением корректив в штатное расписание об изменении оклада на должности, которую занимает специалист, зарплата которого уменьшается. Поэтому от даты ознакомления с приказом вам в течение двух календарных месяцев обязаны выплачивать зарплату, установленную предыдущим приказом (по штатному расписанию).
Если уменьшение зарплаты вас не устраивает, у вас есть прекрасный шанс и два месяца, чтобы найти более достойную работу.
Увольнение: суммы и сроки
Согласно ст.116 КЗоТа, администрация предприятия обязана произвести полный расчет с сотрудником в последний рабочий день. Оплачивается заработная плата за фактически отработанное время и выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск (за каждый отработанный месяц — два дня). Если администрация задерживает выплату при увольнении, то предприятие обязано оплатить средний заработок сотрудника за каждый день задержки. Если у сотрудника и предприятия возник спор о правильности начисленной суммы, то предприятие обязано уплатить зарплату в размере «своей версии»; а за все время, в течение которого будут происходить разбирательства (по поводу надлежащего к выплате), оно обязано оплачивать каждый день задержки из расчета среднего заработка работника.
Не бойтесь требовать выплаты зарплаты и отпускных. Если социальным пакетом предприятия предусмотрены премии или какие-либо иные дополнительные суммы, говорите об этом. Настаивайте на письменных объяснениях по невыплатам положенных вам сумм и официального расчета, подписанных главным бухгалтером и руководителем предприятия.
Помните, ответственность за ненадлежащую выплату заработной платы предусмотрена не только административным и кодексом законов о труде, но и уголовным кодексом Украины.
Так что руководитель предприятия связан не только морально этическими нормами по отношению к своим сотрудникам, но и законом.
Итог вполне можно подвести словами Бярайана Трейси (КТО ТАКОЙ): «Ваш доход — это прямое вознаграждение за количество и качество услуг, которые вы отдаете миру. Чем бы вы ни занимались, если вы хотите удвоить ваш доход, просто удвойте качество или количество того, что вы делаете для получения дохода. Или займитеясь тем, что оценивается в два раза дороже»
Хорошенько подумайте, стоит ли идти на поводу у нанимателей в ущерб собственному здоровью и времени. Мы достойны той работы, которую выполняем, и отношения с работодателем вправе строить так, как считаем нужным.
Наталия ДЕНИСЮК
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.