Многие работодатели жалуются на чрезмерную амбициозность молодых соискателей: дескать, приходят на собеседование, размахивая Трудовым кодексом, громко декларируют свое «несомненное право на труд», требуя нормированный рабочий день, высокую заработную плату и все социальные гарантии. «И обязательно — должность исполнительного директора по финансам, потому, что так «черным по белому» написано у него в дипломе, — комментирует Наталья Матвиенко, менеджер по персоналу ЧП «Альтеко». — Исполнительный директор — это специалист с огромным профессиональным и административным опытом и колоссальной ответственностью. И одного умения отличать прайс-лист от накладной — явно недостаточно, чтобы претендовать на должность, до которой еще расти и расти квалификационно. Работодатель, усмехнувшись, откладывает такие резюме «в долгий ящик». Для молодого специалиста позиция директора слишком высока, лучше подать резюме на должность менеджера».
В мировой практике абсолютно нормально, если выпускник вуза начинает работу в компании с низших позиций. Чаще всего компаниям требуются помощники специалистов (например, помощники юриста), ассистенты отделов, секретари руководителей, помощники менеджеров и т. п. Поэтому выпускнику следует обращать внимание на вакансии начальных позиций, и не мечтать об ответственной должности сразу. Естественно, при приеме на работу необходимо поинтересоваться перспективами на обозримое будущее. Все остальное будет зависеть только от вас. Установлено, что с начальных должностей молодой специалист может передвинуться на более высокие позиции не ранее, чем через год.
Более того, если вам повезло, и вы трудоустроились в крупную западную компанию с налаженной системой «выращивания» собственных кадров, даже при вашем горячем желании «отсидеться» в дальнем уголке, ничего у вас не выйдет. Когда настанет момент «раздачи слонов» (то есть проведение плановой аттестации), вы получите более высокую должность, либо… с вами расстанутся, как с «самым слабым звеном, которое тянет команду вниз» (в случае, если ваш профессиональный уровень ничуть не повысился).
ПРАВИЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ
«Спортсменка, активистка, комсомолка. И просто красавица», — товарищ Саахов из «Кавказской пленницы» знал толк в пиаре. И не воспользоваться таким наследием — просто непростительно. Так что, отбросив лишнюю скромность, необходимо все самые лучшие качества отразить в резюме. «Некоторые молодые специалисты, горя желанием произвести на работодателя неизгладимое впечатление, пишут резюме в виде эссе, автобиографии, притчи, сказки, и даже в стихотворной форме, — комментирует Елена Долотова, ведущий специалист кадрового агентства «Европерсонал». — При этом часто прибегают к цитатам (иногда на латыни). Этого делать не стоит, рекрутеры предпочитают иметь дело со стандартными резюме (исключение — если вас принимают на работу журналистом и подобный стиль написания — пожелание работодателя). Лучше приберегите свой шарм и юмор для собеседования».
Итак, пока все идет гладко: вы написали свое имя, контактную информацию, цель и образование. И споткнулись о графу «опыт работы».
В графе «цель» лучше всего написать, например, «должность ассистента (помощника) PR-менеджера» либо «должность начального уровня в сфере оптовых продаж». Большинство работодателей отдает предпочтение кандидатам, адекватно оценивающим свои возможности.
Не впадайте в панику, резюме вчерашнего студента тоже может выглядеть весьма привлекательно. Ведь не были вы полным бездельником все 5 лет пребывания в alma mater? Почувствуйте себя героем фильма «Вспомнить все» и приступайте к делу.
Производственная практика и частичная занятость — блестящие предпосылки для успешного описания опыта и поиска работы. Удачное резюме должно охватить абсолютно все грани вашей трудовой деятельности, включая преддипломную практику, летнюю подработку, работу на полставки, помощь преподавателям в вузе, частную предпринимательскую деятельность, временную работу в проектах, неоплачиваемую (в благотворительных организациях) или разовую, увлечения (если они хоть как-то соотносятся с интересующей вас вакансией). Даже незначительный опыт должен быть представлен в максимально выгодном ракурсе. Вы должны показать, что умеете работать и добиваться определенных результатов. Например, если подрабатывали менеджером по продажам, укажите, что вам удалось повысить объем продаж на 15%. Или продать столько-то единиц товара на такую-то сумму. Это придаст информации солидность.
Воспользуйтесь приемом увеличения (пусть в глазах работодателя) своего профессионального опыта. Разбейте описание выполняемой вами работы на фрагменты и детально их разъясните. Например, вместо того чтобы только указать, что вы работали офис-менеджером (это займет полстроки резюме) опишите, что входило в ваши функциональные обязанности. Например: пополнение компьютерной базы данных компании, составление рабочего расписания сотрудников, регистрация входящей и исходящей корреспонденции, прием телефонных звонков, инвентаризация и закупка расходных материалов, общение с органами контроля, государственными и общественными организациями. Согласитесь, такое наполнение вашего резюме для работодателя — гораздо привлекательнее. Желательно каждую функциональную обязанность описать по схеме: задачи, решения, результат (достижения). Только не фантазируйте!
Если напишете, что все лето были исполняющим обязанности президента корпорации Microsoft, вам, скорее всего, не поверят.
Если у вас в активе, кроме образования, ничего, составить содержательное резюме будет непросто. Но можно. Припомните, вдруг что-то не учли: даже присмотр за соседским малышом может послужить доказательством вашей ответственности. Да и продажа яблок из бабушкиного сада вполне вписывается в «частную предпринимательскую деятельность». Но если вы уж вовсе «никогда и ничего не делали в жизни сами», сместите акценты на успешную учебную деятельность. Используйте обороты: «обладаю глубокими знаниями», «имею навыки проведения научных исследований», «опыт работы в команде». Перечислите дипломные или научные проекты, премии и награды. Не забудьте вспомнить, что были старостой группы, главой студенческого парламента, капитаном команды. Можно указать и средний балл за годы обучения (разумеется, если он больше 4-х).
Если не знаете, какое впечатление может произвести ваше резюме на работодателя, отдайте его «на рецензию» друзьям, имеющим опыт поиска работы.
Среди безработных выпускники учебных заведений составляют 32% от общего числа. Выпускники вузов — 15%, средних учебных заведений и профессиональных училищ — по 30%, а выпускники школ — четвертую часть.
«И ОТВЕТ ДЕРЖАТЬ ВЕЛИТ»
Расписать интересующие работодателя качества в резюме — только полдела. На собеседовании за написанное придется ответить. Проводящие собеседование HR-ы прекрасно понимают, что с профессиональными навыками у молодежи «не густо», и особое внимание обращают на отношение к делу, мотивацию, умение расположить к себе. Большое значение будет иметь своевременность вашего появления на собеседовании. А также то, как вошли в кабинет, пожали ли руку и даже какого цвета галстук надели. Заранее разыщите сведения о компании нанимателе и подготовьте логичный, структурированный и запоминающийся рассказ о себе. Повествование подтверждайте примерами из студенческой жизни, стажировок, ситуаций, в которых проявились данные качества. Предположим, перед вами стояла задача освоить совершенно новую и сложную версию компьютерной программы. Поведайте интервьюеру, с каким энтузиазмом вы принялись за дело, как засиживались допоздна и буквально «осаждали» знакомых программистов, пока досконально не разобрались с версией. Такой рассказ произведет впечатление на работодателя большее, чем демонстрация дипломов, пусть даже с одними «отлично». Ведь он еще и иллюстрирует вашу «волю к победе» и неподдельный интерес к работе. Для иллюстрации иных черт характера (например, лидерских качеств) расскажите, как возглавляли университетскую команду по футболу, принимали ответственные решения и добивались намеченных целей.
Хорошее впечатление произведут удачно вплетенные в рассказ несколько профессиональных терминов, которые можно позаимствовать с сайта компании или из других источников. Этим подтвердите собеседнику: я говорю с вами на одном языке.
Не стоит чересчур опасаться собеседования. Если после встречи с работодателем вам покажется, что «явка провалена», не отчаивайтесь. На ошибках учатся.
Опросы показывают, что более 70% предприятий готовы взять на работу молодых специалистов, как более инициативных и коммуникабельных. Если, конечно, можете доказать, что вы действительно такой.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.