Приснопамятный кризис среднего возраста давно позади — рубеж успешно преодолен, жизнь стабилизировалась. Казалось бы, чего уж там — живи да радуйся! Ан нет, решив все проблемы личного плана, зрелая личность «обзаводится» новыми возрастными трудностями, связанными уже с карьерой.
И если женщина к 40 годам обычно увлечена поддержанием уюта в семейном гнездышке и воспитанием детей, то у сыновей Адама жизненные приоритеты иные. Причем случается, что кардинально. Вспомнить только пресловутое «седина в бороду», однако в данном случае «бес в ребре» побуждает добытчика отправиться не в амурные странствия, а на поиски более прибыльного места работы.
Конечно, как правило, к этому времени мужчина достигает того, к чему шел всю свою сознательную жизнь: семья, квартира, машина, престижная работа, а то и успешный бизнес. Однако ситуация «жизнь удалась» предполагает полный застой: все в судьбе предначертано уже окончательно. Ничего менять не надо. И, пытаясь поспорить с предопределенностью, «воин» отправляется на поиски приключений, в метафорическом смысле, конечно. Душа жаждет перемен. Только теперь былые молодечество, азарт и рвение — черты, которые когда-то помогли в достижении поставленной цели, — сменились спокойствием, холодным расчетом, уравновешенностью. Единственное, что может не давать покоя, так это… стабильность. Стабильность теперь трактуется как застой. Естественно, первое средство борьбы со скукой — смена «декораций». Под нею как раз и подразумевается обстановка не домашняя, а рабочая.
И это еще один, весьма немаловажный фактор, который объясняет, отчего на рынке вакансий достаточно высокий процент кандидатов «за 40».
Но все же самая распространенная причина, побуждающая отправиться на поиски новой работы «не мальчика, но мужа», — острая потребность в деньгах. А их, как известно, хронически недостает всем и вся. Но ведь такая мотивация не возникнет у того, кто не уверен в собственных силах! Раз есть желания — найдутся возможности их осуществить.
Однако многие после, на первый взгляд, совсем некритичной черты «40 лет» испытывают, мягко говоря, сложности при трудоустройстве. Слишком часто мелькают в объявлениях об открытых вакансиях ремарки «от 20 до 35», «от 25 до 40». Безупречная биография, шикарный послужной список, профессиональные достижения и карьерные свершения почему-то не впечатляют кадровика: весь этот грандиозный перечень добродетелей нивелирует ничтожный фактор — хронологический показатель.
Конечно, вряд ли кто напрямик заявит, что вам отказано исключительно по причине «перезрелости», однако негласно существуют соответствующие штатные установки свыше. Что же получается? Компании опрометчиво лишают себя подкованных и закаленных кадров?
Возрастной ценз
Действительно, ситуация выглядит как производственная диверсия: работодатель добровольно отказывается от своего счастья — проверенного, опытного кандидата. Понятно, что в большинстве случаев кадровик умолчит о возрастном лимите, придется только догадываться об истинных причинах отказа. А нам, естественно, интересны их мотивы. Оные, как правило, завязаны на пресловутом «совке».
Некоторые рекрутеры искренне и безоговорочно считают, что молодежь лучше адаптирована к современным условия деловой среды, нежели «старички». Мол, последние с трудом привыкают к непривычным условиям труда: — резиновому рабочему дню, стресогенному общению, новинкам техники. К тому же кадровики полагают, что сотрудники в возрасте не всегда выдерживают агрессивную манеру современного ведения бизнеса, не имеют акульей хватки, необходимой для успешного развития бизнеса. То есть, проще говоря, не соответствуют духу времени. Коммерческая сфера им чужда — интеллектуально, морально, духовно. Поэтому ни нападать, ни мимикрировать они не умеют. Люди, пожившие в двух эпохах, привязаны к тем временам, когда хлеб стоил по 20 копеек, а спички — одну. Они не всегда внутренне готовы «вкалывать» в соответствии с мировыми стандартами капиталистического рынка, жестко ориентированного на финансовые показатели. Таким образом, можно утверждать, что возраст опосредованно влияет на варианты трудоустройства и в некоторой мере сокращает список компаний, готовых принять в свои объятья столь ценного кандидата.
«Дискриминаторы» все же признают, что это касается отнюдь не всех представителей поколения 60-х.
Еще один мотив работодателя, который становится препятствием в трудоустройстве для тех, кто разменял четвертый десяток: взрослый человек с трудом вписывается в молодежную команду, которая уже сформировалась до его прихода.
Впрочем, успокаивает, что это позиция далеко не всех работодателей, и даже далеко не половины. Так мыслят лишь управленцы, ожидающие бурю энергии и непрерывные хаотичные свершения «от 9 до 21», что, конечно же, не входит в интересы кандидата, предпочитающего размеренный, направленный на конкретный результат, труд. К тому же, чем старше претендент на вакансию, тем лучше он осведомлен о «себестоимости», тем проще ему рассчитать свои возможности и спланировать труд.
Следует быть объективным — с проблемой трудоустройства могут столкнуться и зеленые юнцы: их не возьмут на работу, допустим, из-за студенческого статуса или банального отсутствия практики. Так что, поводов комплексовать у перешагнувших 40-летний рубеж нет… Если вы, конечно, их сами себе не надумаете.
В плену у стереотипов
Чего еще боится работодатель? Помимо вышеупомянутого, существует еще парочка пунктиков, которые заставляют кадровика опасливо отодвинуть резюме кандидата «за 40».
Проблемы со здоровьем. «Заработать» профессиональное заболевание за 20 лет стажа успевают не только шахтеры и вальцовщики. Букетом болячек обзаводятся учителя и парикмахеры, вынужденные простаивать в прямом смысле этого слова днями «на своих двоих». Тут и варикозное расширение вен, и остеохондроз, и масса производственных хворей.
Подчиненный не может быть старше руководителя. Многие не могут переступить детский барьер и понять, что руководить — это прежде всего организатор, а не барин. Если же в компании царит другая философия — жалеть совершенно не о чем.
Однако, как признаются сами кадровики, большинство слепо следует моде на молодость. Над работодателем довлеют те же стереотипы, что и над всем обществом, в котором принято быть молодым. Ну а если и не быть, то хоть казаться: одежда, стрижки, манеры — все свидетельствует о желании «молодиться».
На самом деле всегда следует вести себя естественно и подобающе статусу, то есть солидно — советуют профессионалы по набору кадров. Возрасту нужно соответствовать как одеждой, так и манерами.
Комментарий специалиста. Виктория Гнатюк, HR-менеджер:
— Самый большой прокол — позиция «казаться, а не быть». Все усилия кандидат направляет на то, чтобы произвести впечатление, создать образ той личности, которой он на самом деле не является. Это очень опасно при разных обстоятельствах, не только в случае «возрастной проблемы». Ну а на собеседование такое поведение выражается в нарочитой энергичности — в мимике, движениях, речи. Хотя со стороны это выглядит, скорее, не как активность, а хаотичность, кандидат этого не понимает. Негоже рядиться в кислотный «прикид» и щеголять на собеседовании сленгом — это не признак молодости, это симптом психологической незрелости.
Ягодка опять?
«Женский вопрос» тоже весьма актуален в проблеме трудоустройства. Многие считают, что вопрос возрастных ограничений еще больше заостряется, когда речь идет о трудоустройстве женщины. Чаще преимущество отдается кандидату-мужчине, причем, как правило, выбор менеджера по персоналу не выглядит логичным.
Отказ, как правило, ничем на словах не объясняется. А «тайные» мотивы заключаются в том, что женщина «в возрасте» не сможет управиться с «буйным» мужским коллективом, да и к тому же, мол, женщины после 40 теряют амбициозность и хватку.
«В бой идут одни старики»
Не редки, конечно, и совершенно противоположные примеры, когда работодатель жаждет обрести кандидата, у которого остались позади проблемы амурные и семейные, а дети уже окончили школу, «вылетели из гнезда» и не требуют пристального внимания. Вот его-то мотивы как раз доступны для понимания — тут прослеживается мудрый и совсем не тонкий расчет: сотрудник не станет отвлекаться на посторонние дела, а все усилия направит на рабочий процесс.
В конечном итоге превалирует число компаний, где ценят пуще всего знания и опыт. Особо эти показатели важны для таких позиций, как бухгалтер, менеджер по персоналу, аккаунт-менеджер, незаменимы они также в хозяйственной и производственной сферах. Врач, инженер, учитель — эти профессии также требуют в первую очередь огромной практики. А управленческие должности предполагают наличие огромной базы контактов, которую просто таки невозможно наработать за каких-то пять лет…
Новое мышление
От дискриминации по возрастному признаку (как, впрочем, и по какому–либо другому) не застрахован ни один специалист — каким бы золотым он ни был, в какой бы сфере ни был занят … Причина не только в так называемом менталитете поколения 60-х, но в стереотипах работодателей. Однако уже сейчас на рынке труда ощущается острый недостаток высококвалифицированных сотрудников, причем, практически во всех отраслях. А в недалеком будущем специалисты прогнозируют рост дефицита менеджеров среднего и высшего звена. А значит, работодатели скоро опомнятся…
Учитывая тенденцию перенимать западные веяния, вскоре и украинские работодатели осознают безосновательность ограничений по возрастному признаку при трудоустройстве: в Европе 60-летнему не проблема найти себе место под солнцем — там высоко ценят опыт и стаж.
«Сын ошибок трудных»
Психологи утверждают, что жизненные неурядицы, которые мы переживаем, — отражение наших внутренних проблем. Если не удалось пройти одно собеседование, второе — это не значит, что вы неудачник. Скорее, это повод поразмыслить над своими желаниями, проанализировать свои возможности и определить цели. А подобные задачи нужно решать в любом возрасте, даже пенсионном, до которого вам еще ой как далеко! Помните: «Все что не убивает нас, делает нас сильнее». Сдавать позиции нельзя ни при каких обстоятельствах. Не стоит опускать руки. Отказ, наоборот, должен стимулировать к самосовершенствованию.
И еще. Не стоит винить во всем возраст, вспомните: разве не было в вашей жизни череды неудач в молодости? Главное — верить в себя и свои силы, и тогда энергия не иссякнет!
Люся ШВАРЦ
Взгляд с другой стороны
Валентина Петровна Руднева, архитектор
— Мне уже даже не «за 50», однако я отважилась покинуть родной институт, дабы найти что-то боле прибыльное… Пока все еще ищу, но я бы не сказала, что меня «дискриминируют»: собеседования пройдены, предложения есть, но они недостаточно выгодны для меня… Я считаю, что заслуживаю большего: с моим почти 40 –летним стажем специалисты на дороге не валяются…
На самом деле, полагаю, что в «преклонном» возрасте-то как раз особой проблемы нет — профессионализм ценится в любое время при любом режиме.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.