Современные руководители, рекрутеры и менеджеры по персоналу при подборе сотрудников уже давно руководствуются не только профессиональными, но и личностными качествами кандидатов. Практически в каждом третьем объявлении специализированных изданий и работных сайтов можно встретить фразы: «Ищем активных, коммуникабельных, целеустремленных» или «Требуются стрессоустойчивые, исполнительные, умеющие общаться». Казалось бы, подобные запросы несложно обойти, уверив нанимателей, что требования к соискателям «как с вас писались» (проверить достоверность утверждения непосредственно на собеседовании хоть и возможно, но проблематично). Тем не менее, как быть, если действительно не сможете эффективно справляться с работой, не обладая указанными в объявлении качествами? Согласитесь, успешно заниматься телефонными продажами, «набивать» клиентские базы нелегко без умения общаться и налаживать контакты с посторонними, а руководить отделом или целым предприятием вряд ли получится без лидерских задатков. Впрочем, не стоит расстраиваться прежде времени. Оказывается, подобные проблемы легко решить с помощью столь популярных сегодня тренингов. Во всяком случае, так наперебой уверяют бизнес-тренеры. Мол, достаточно записаться на занятия и внести энную сумму в кассу — и всего через пару дней обнаружите в себе и управленческие амбиции, и умения «раскручивать» самого упертого клиента на сделку, и способности результативно работать практически на грани нервного срыва. Конечно, все эти предложения звучат достаточно заманчиво, ведь могут существенно помочь в продвижении по карьерной лестнице и профессиональном росте. Но только при одном условии: если к выбору тренерских программ подойти не спонтанно, а вдумчиво, проанализировав все возможные преимущества обучения.
Лидерство — оказывается, это не врожденные задатки, а особый тип поведения, которому, по одной из версий, вполне реально научиться. Выражается в способности вести за собой, принимать взвешенные решения и выстраивать правильную политику деятельности (компании, предприятия, отдела или самого себя, любимого).
Кому это нужно? Программы по развитию лидерских качеств адресованы не только президентам корпораций и топ-менеджерам, но и линейным специалистам: финансистам, главным бухгалтерам, супервайзерам, менеджерам по продаже, рекламистам, администраторам и даже… референтам. Необходимость обучения для широких кругов специалистов тренеры обосновывают довольно просто. Представьте: получили незначительное повышение в должности (в рамках «родной» компании), только вот сослуживцы, с которыми сложились довольно теплые отношения, совершенно не воспринимают вас в качестве руководителя. Развязка ситуации вполне предсказуема: увольнение за невыполнение прямых обязанностей.
Где научиться? Неопровержимых доказательств эффективности тренингов по развитию лидерских качеств не существует до сих пор. Несмотря на это, тематические предложения можно найти в расписаниях многих тренинговых и консалтинговых компаний, учебных центров, бизнес-школ и институтов. За рубежом не редкость и целые авторские школы успешных бизнесменов и консультантов, которые делятся со слушателями собственным лидерским опытом, дают конкретные рекомендации и «заряжают» позитивной энергией. К сожалению, в нашей стране профильные программы, как правило, проводят «универсальные» тренеры. Так что, выбирая тренинг, не поленитесь лично пообщаться с потенциальным наставником, проанализировать качества его характера и манеру поведения. Обратите внимание и на содержание учебного материала, прогнозируемые результаты обучения. Программы, адресованные рядовым специалистам, должны не просто помогать раскрыть лидерский потенциал, но и развивать навыки деловой коммуникации, учить управлять конфликтами и четко следовать к достижению намеченных целей.
Мнение из интернет-форума:
— Интересно, что даже инертные и безынициативные люди, попадая в экстремальные ситуации, обнаруживают способности быть лидерами: принимать нестандартные решения, оперативно обобщать информацию, максимально эффективно использовать приобретенные навыки... Думаю, задача тренингов лидерства и состоит в том, чтобы помочь слушателям проявить подобные черты, актуализировать их и заставить работать себе во благо.
Коммуникабельность — не просто обаятельность и приятность в общении, но и способность к эффективному налаживанию коммуникаций (то есть полезных контактов и связей).
Кому это нужно? Статистика свидетельствует: коммуникабельные специалисты получают примерно на 15% больше, чем их застенчивые коллеги. И все потому, что замкнутым одиночкам начальство меньше доверяет, к тому же часто подозревает в излишне критичном отношении к внутренней и внешней политике компании. Без умения общаться с подчиненными, открыто обсуждать различные вопросы, презентовать себя как личность сложно продвинуться по службе, получить управленческую должность. Некоторым же сотрудникам, скажем, менеджерам по работе с клиентами, секретарям, администраторам, операторам call-центров, пиарщикам и продавцам-консультантам без коммуникабельности вообще не обойтись. В этом случае действует закон выживания: не сумел наладить связи, привлечь, уговорить — ставь себе минус как специалисту.
Где научиться? Тренингов, семинаров и мастер-классов по развитию коммуникативных навыков сегодня хоть отбавляй. Скажем больше: «общительные» программы входят в список самых востребованных предложений на рынке краткосрочных образовательных услуг. Наибольшей популярностью пользуются занятия, обучающие техникам общения в сугубо профессиональной среде и рассматривающие нюансы ведения переговоров или презентации проектов. Сотрудников компаний обучают устанавливать контакты с потенциальными клиентами, правильно задавать вопросы, выслушать собеседника, работать с возражениями и договариваться о сотрудничестве. Для этого широко используются ролевые игры, «мозговой штурм», мини-лекции, дискуссии, интерактивные упражнения. А в рамках проектов, посвященных телефонному общению, рассказывают о формировании позитивного «телефонного» имиджа компании и нормах этикета при телефонных переговорах.
Мнение из интернет-форума:
— Уверен, что коммуникатор (тот, кто ведет переговоры) должен обладать несколькими важными качествами. Во-первых, обязан представлять конечный результат общения с клиентом, во-вторых, четко придерживаться заранее составленного плана беседы, в-третьих, владеть эффективными техниками проведения переговоров, в-четвертых, уметь задавать тон «игры» и, в-пятых, уметь держать ответный удар собеседника. Научиться всему этому — не проблема, главное — умело использовать полученные знания на практике.
Вопреки общепринятому мнению, стресс совсем не обязательно должен быть связан с какими-то неприятными событиями. Нередко душевные переживания и потрясения вызываются вполне благоприятными вещами, скажем, важной встречей с другом или устройством на новую работу. Поэтому выделяюттакое понятие как дистресс (горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда). Именно с ним и надо бороться!
Кому это нужно? Оказывается, в небольших дозах стрессы даже полезны: они активизируют внутренние силы, вдохновляют на новые свершения, дают возможность решить трудновыполнимые задачи. Однако суммарное годовое напряжение может обратиться серьезными последствиями для здоровья. Наиболее подвержены стрессам специалисты, работающие с клиентами напрямую: сотрудники фронт-офисов, менеджеры по продаже, операторы call-центров, диспетчеры, продавцы-консультанты. Нелегко приходится и управленцам разных рангов (от директоров предприятий, департаментов и до начальников отделов). Ведь если шеф не в силах контролировать эмоции и управлять ситуацией, подчиненные сразу чувствуют это и, как результат, начинают работать менее эффективно.
Где научиться? Тренинги по развитию навыков стрессоустойчивости пользуются популярностью как у офисных служащих, так и у работодателей. На таких занятиях слушатели учатся основам и техникам «самосовладающего», то есть копинг-поведения (приспособлению к обстоятельствам), приемам регулирования уровня напряжения, индивидуальным способам борьбы со стрессовым состоянием, а также методам «сохранения спокойствия», скажем, при работе с клиентами и общении с коллегами. Интересно, что каждый участник получает возможность определить, какие ситуации и почему вызывают напряженное состояние именно у него (как в личной жизни, так и на работе). И не просто прослушать теоретическую информацию о стрессе, а проанализировать реальные жизненные ситуации и создать собственный алгоритм «выхода» из них.
Мнение из интернет-форума:
— Раньше после общения с клиентами чувствовала себя как выжатый лимон. Так что тренинг по стресс-менеджменту стал настоящим спасением. Сейчас мое отношение к критическим ситуациям полностью изменилось. Научилась воспринимать их как благо, дополнительный стимул, который подталкивает к новым свершениям и придает силы.
Учимся красиво говорить на публике
Оратором принято называть того, кто произносит речь, а также обладающего даром красноречия и владеющего искусством выступления на публике. Великие ораторы древнего мира хорошо известны и сегодня: Перикл, Демосфен, Катон Старший, Марк Антоний, Юлий Цезарь, Цицерон... Впрочем, в наши дни искусство говорить ценится не меньше, чем тысячелетия назад.
Кому это нужно? Выступление на публике, а тем более перед незнакомой аудиторией, зачастую превращается в настоящий стресс. Ничуть не легче бывает и на работе, где ежедневно приходится вести деловые переговоры, отвечать на важные звонки, объяснять личную позицию, находить нужные доводы… Подобное общение требует незаурядных способностей, обладает которыми далеко не каждый. Кстати, сделать карьеру без умения грамотно изъясняться также довольно проблематично. Не будучи оратором, на высокой должности долго не продержитесь, в конечном итоге ее получит тот, кто умеет красиво говорить.
Где научиться? Постигать основы выступлений перед публикой лучше на дневных тренингах и мастер-классах (как правило, рассчитаны на два дня, субботу и воскресенье). За это время увидите достойные примеры для подражания в лице наставника, начнете пользоваться его советами, получите перечень техник для самостоятельной отработки. Однако такие формы подготовки рекомендуются лишь тем, кто готов в дальнейшем самостоятельно трудиться над собой, в одиночку прорабатывать материал. Отшлифовать же ораторское мастерство можно на тренингах-мастерских — длительных курсах (1-2 месяца, пара занятий в неделю), где под чутким руководством тренера не только освоите новые навыки, но и доведете их до автоматизма.
Мнение из интернет-форума:
— Своим многословием я изрядно утомляла собеседников, да и придерживаться логики развития беседы никак не получалось. Благодаря изучению законов речи и регулярным занятиям наконец-то смогла осознать проблему, а главное — понять, как с ней справиться. Сейчас продолжаю практиковаться в красноречии и уже делаю определенные успехи.
При всех преимуществах у тренингов по развитию личностных качеств есть, как минимум, один существенный недостаток. Большинство работодателей не спешат раскошеливаться на заказ таких программ (исключение — занятия по технике ведения переговоров или эффективного общения с клиентами). Зачастую платить за развитие коммуникабельности и стрессоустойчивости потенциальные слушатели вынуждены из собственных карманов. За прохождение трехдневного тренинга нужно выложить 1500-2500 в национальной валюте, и это без учета НДС! Удовольствие не из дешевых, зато благодаря полученным знаниям и приобретенным навыкам сможете смело сказать на собеседовании: «Поверьте, я очень ценный сотрудник!»
Развиваем личностные качества |
|||
Что? |
Где? |
Когда? |
Сколько? |
Практическое решение конфликтов и управление стрессом |
NORDIC Training International Ukraine, www.nti.in.ua |
27-29 августа |
268 евро (без НДС) |
Стресс-менеджмент и разрешение конфликтов |
Тренинг-центр «Персонал-Рост», www.p-rost.com.ua |
28-29 августа |
2100 грн (без НДС) |
Ораторское искусство и риторика |
Группа компаний AKVILON Plus, www.akvilon-k.com |
13-14 сентября |
1750 грн (без НДС) |
Навыки эффективной коммуникации |
CBSD/Thunderbird Russia, www.cbsd.ru |
18-19 сентября |
500 у. е. (без НДС) |
Мастер делового общения |
Агентство организационного развития, www.aor.com.ua |
12-14 ноября |
2500 грн (без НДС) |
Школа лидерства для молодежи |
Корпорация «Бизнес-Мастер», www.business-master.com.ua |
26-28 августа |
700 евро (без НДС) |
Юлия ДАНКОВА
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.