Вы можете себе представить жизнь без конфликтов? А работу? Едва ли найдется работник, ни разу в жизни не поссорившийся с коллегой или не прошедший банно-прачечные процедуры (а попросту «головомойку») от руководства. Конфликты с коллегами настолько неизбежны, что можно поставить знак равенства между сентенциями: есть коллеги — есть противостояние. Увы, застраховаться от перепалок, а то и откровенной вражды, как от угона автомобиля, невозможно. Ничего не попишешь: на работе мы проводим львиную долю времени, поэтому рано или поздно возникают обстоятельства, приводящие к спорам. И если наметится ситуация, в которой хотя бы одна из сторон узрит угрозу собственным целям, назреет конфликт. Что это такое? Словари дают определение, что конфликт — серьезное разногласите и даже столкновение противоположных интересов. От себя можем смело добавить, что он никогда не обходится без эмоционального поведения его участников.
И к чему это может привести?
Что ни делается — все к лучшему
Нет, это не ошибка. Принцип оптимистического восприятия вполне применим и к конфликтам. На вершине айсберга лежат только деструктивные (или разрушительные) последствия столкновений. Да, конфликты создают нервное напряжение, приводят к стрессу, мешают работать, отнимая силы, энергию и время. Более того, за ними может следовать разрыв отношений или уход на новое место работы. Но жизнь устроена таким сложным образом, что именно конфликт — двигатель развития и прогресса. Скажите, состоялась бы эволюция, если б не естественный отбор, который, по сути, не что иное, как конфликт особей и видов? А конфликт нового и старого, каждый раз приводивший человечество к открытиям, сотворению новых учений, теорий и даже религий? Что касается работы, то здесь конфликты помогают скрытым противоречиям выйти на поверхность, обнажив проблему. Согласитесь, что затаенные обиды пагубнее сказываются на взаимоотношениях. Конфликты, направленные в конструктивное русло, подсказывают ответ на вопрос, что же стоит изменить, чтобы подобная ситуация больше не повторялась. Если выводы сделаны верно, после таких конфликтов отношения между отдельными сотрудниками, а то и уровень развития организации в целом выходит на качественно новый виток. Помимо этого, рабочие конфликты часто происходят к перестановке приоритетов, появлению возможности иначе взглянуть на сослуживцев, найти единомышленников. Поэтому лучше отказаться от однобокого восприятия столкновения как однозначной потери. И принять как еще одну норму производственных отношений. А раз это норма, то существуют и стандартные пути преодоления противоречий.
Стратегии и тактики
Методом проб и ошибок человечествовыработало несколько основных линий поведения в конфликтных ситуациях.
1. Игнорирование. Взяв на вооружение эту тактику, вы просто уклоняетесь от участия в конфликте. Маневр явно не однозначный. Если хотите в этом убедиться, попробуйте в ответ на претензии начальника многозначительно заявить: «моя твоя не понимай». Не говоря уже о том, что в некоторых ситуациях игнорирование конфликта приводит к его разрастанию до масштабов мировой революции. Когда можно воспользоваться этим приемом?
— Если вас пытаются втянуть в конфликт, а вы понимаете, что стороны могут достичь взаимопонимания и без вашего участия (вы не хотите остаться «крайним»);
— Если участие в конфликте не позволит вам заниматься своими непосредственными обязанностями, отвлекая от решения важных задач;
— Последствия (итоги) конфликта ничтожны;
— Источник конфликта тривиален и не стоит вашего внимания;
— Вы уверены, что разрешить конфликт может только «доктор-время», по истечении которого все уладится само собой.
2. Компромисс или взаимная уступчивость. Способ не идеальный, так как не устраняет источник проблемы и через время конфликт может вспыхнуть вновь. Ее можно отнести к тактике временного перемирия. Технология эффективна при определенных условиях:
— Вы испытываете острую нехватку времени на поиски конструктивного решения;
— Каждая из сторон имеет веские и объективные доводы в свою пользу;
— Вам во что бы то ни стало важно сохранить хорошие отношения и продолжить сотрудничество с оппонентом;
— Противоборствующая сторона соглашается пойти на компромисс.
3. Конформизм или приспособление. Желая сгладить острые углы, вы меняете свои убеждения. Обычно используется если:
— Для вас не принципиален исход конфликта (овчинка выделки не стоит);
— Напротив, вы хотите уладить конфликт любой ценой, даже поступившись собственными интересами.
4. Принимаем вызов. Вас не покидает желание отстаивать свою позицию до победного конца. Стратегия считается самой острой формой решения конфликта и оправдана только если:
— В случае вашего поражения произойдет утрата авторитета в глазах партнеров по бизнесу, что может привести и к потере самих партнеров;
— Вы твердо убеждены в правильности своей позиции;
— Отречение от принципиальной позиции может привести к существенным потерям, например, банкротству предприятия;
— У вас есть неопровержимые средства защиты;
— Ваш оппонент — подчиненный, который уважает авторитарный стиль управления.
5. Поиск правильного решения проблемы, учитывающего интересы всех сторон. Вам потребуются готовность вести дискуссию и умение адекватно оценивать позиции оппонентов. Психологи признают его лучшим способом решения конфликтов. Исключительно эффективен когда:
— У сторон есть желание, время и возможность обсуждать все возможные варианты устранения противоречий;
— Вы не хотите «сдавать позиции», но при этом настроены на продуктивное сотрудничество;
— Хотите, чтобы конфликт имел конструктивное решение.
Разумеется, выбор этих стратегий во многом определяют ваши личные качества: наличие или отсутствие агрессивности, желание идти навстречу или избегать всяких «переделок». Впрочем, посмотрим, как эти стратегии применимы на практике.
Коллего мио!
Ответов на вопрос, что мешает ходить на работу как на праздник, чаще всего звучит: натянутые отношения или даже конфликты с любимыми коллегами. Скандал может зреть долго, как поздний сорт авокадо, а может вспыхнуть как молния, получив заряд от искры (провокационного фактора или конфликтогена), к примеру, насмешливого или оскорбительного слова, прошелестевшего вам вслед. Конфликт может возникнуть между сотрудниками, проработавшими много лет в одной упряжке, но за все время не высказывавшими друг другу накопленного годами раздражения. Но чаще всего «боевые действия» проходят между «старожилом» (ми) и новичком, если их устремления идут в разрез. Или просто из желания сделать кого-то виноватым. В рабочих конфликтах, по заверениям психологов и кадровиков, большая часть вины лежит на руководителе (ура, наконец-то появилась возможность ущипнуть начальство!). Ему, за делами государственной важности часто недосуг проследить, чтобы сферы влияния были четко разделены, да не было пересечений в должностных обязанностях. Однако и сослуживцы тоже не промах: самой популярной причиной конфликта с коллегой является сногсшибательное по своей простоте и незатейливости: «А не нравится он мне». Хуже всего то, что подобное чувство личной антипатии провоцирует затяжные и зачастую неразрешимые конфронтации. Да и как тут рассчитывать, что вдруг невзлюбившая вас без видимых причин коллега станет испытывать к вам симпатию? Что же остается: проглотив обиду и смахнув с глаз слезу молча терпеть придирки, наушничество и неконструктивную критику? Не наш метод.
А как вести себя, если назревает конфликт с шефом?
Шефская помощь
Рассчитывать на то, что во взаимоотношениях между руководителем и подчиненным именно начальник возьмет на себя труд приспосабливаться под особенности вашего характера — напрасные надежды. В конце концов, подчиненных у него еще много, а вот он у вас один. Значит, вам и проявлять толерантность. Конечно, при стычке с руководством чаще всего хочется написать заявление «по собственному» и, громко хлопнув дверью, удалиться туда, где будут холить и лелеять. Но есть ли гарантия, что вместе со сменой работы вы автоматически поменяете «злого» начальника на «доброго»? Не столь кардинальный, но не менее деструктивный способ: затаить обиду и надеяться, что руководитель тут же осознает свою неправоту (если повинен в конфликте именно он) и покинет начальственное кресло, удалившись в деревню сажать капусту, — тоже тщетные упования. Такой случай в истории человечества был всего один. Да и тот историки ставят под сомнение.
Остаются конструктивные способы построения отношений, сводящие риск столкновений с начальником на нет. Поэтому не спешите со всех ног жаловаться руководству, стоящему на ступеньку выше вашего начальника. Попытайтесь своими силами найти выход из критической ситуации. Может, вы сами виновны и собственноручно создали предпосылку к конфликту? К примеру, нелестно отзывались о шефе в присутствии коллег или не сдали отчет вовремя и тем самым подвели начальника? Если вам предлагают нечто, не согласовывающееся с КЗоТом, например, поработать в выходные или взвалить на себя дополнительные обязанности, сразу договаривайтесь о возможной компенсации за праведные труды. Ищите возможность компромисса. Ну а если совсем уж не видите вариантов, тогда можно попросить перевести вас в другой отдел. Так сказать, подальше от начальства и поближе к кухне. Неплохое, надо вам сказать, положение.
Конечно, лучше всего не допускать возникновения острых конфликтных ситуаций. Однозначно правильно — не быть их источником. Но и другая крайность — абсолютная бесконфликтность — тоже не панацея. А некоторыми даже может восприниматься как бесхребетность. Особенно, если она продиктована боязнью конфликтов, которая в свою очередь существует в основном у тех, кто не умеет их разрешать, извлекая из создавшейся ситуации максимум пользы. Мэтры конфликтологии утверждают, что ни конфликтное, ни бесконфликтное поведение не гарантирует вам признание коллег и устойчивость взаимоотношений в коллективе. Остается одно — как всегда искать «золотую серединку». Удачных поисков!
Самой популярной причиной конфликта с коллегой является сногсшибательное по своей простоте и незатейливости: «А не нравится он мне».
Конфликты с коллегами настолько неизбежны, что можно поставить знак равенства между сентенциями: есть коллеги — есть конфронтации.
Анна КРУПКО
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.