Аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Работодателю
  4. Обучение, аттестация персонала

Обучение персонала: выгоды и мотивация


21.10.2017 528

Обоюдная выгода?

Итак, ситуация с обучением персонала на первый взгляд проста и прозрачна, как стеклянный шар: обоюдная заинтересованность сотрудника и компании налицо. Однако далеко не все фирмы регулярно обучают свои кадры. Почему?

Причина первая — компания боится потерять деньги на обучении сотрудников, готовых уволиться при первой возможности. Серьезная подготовка специалиста, итогом которой является получение не только знаний и навыков, но и подтверждающего их сертификата государственного образца, обходится очень дорого. (Скажем, сертификаты специалистов IT-технологий стоят подчас не одну тысячу евро.) Кроме того, она продолжительна. За время учебы человек успевает вырасти профессионально, духовно, растут его потребности, и положенная зарплата уже не кажется ему удовлетворительной. Меняются его личные цели.

Причина вторая — компания считает, что дешевле «переманить» специалистов у других организаций. Все бы хорошо, но «новички», скорее всего, не знают тонкостей работы в вашей организации. А если они на самом деле так прекрасны, как вам кажется, за них придется побороться и, возможно, переплатить. И продолжать переплачивать ежемесячно.

Причина третья — иногда знания, полученные специалистом, оказываются настолько инновационными, что уровень развития бизнес-процессов в компании не позволяет их использовать. А это ведет к демотивации сотрудника. Ведь обучившийся специалист начинает оценивать исключительно способность и готовность компании воспринимать «новый профессионализм», лучшие практики в индустрии.

Такие вот факты с аргументами. И даже если страхи и сомнения преодолены, решение об отправке людей на повышение квалификации принято, кадровику рановато почивать на лаврах. Вполне вероятно, что придется столкнуться с другой проблемой: «А мы не хотим за парты!»

Каждый случай — частный

Глубокое убеждение начальства, что персонал саботирует тренинги и курсы из вредности и лени, не совсем верно. Часто руководство мотивирует сотрудников, простите, чем попало, не разобравшись в их потребностях и истинных устремлениях: премиальными за посещение занятий, лишением премиальных за их непосещение, сулит повышение и грозит увольнением… Эффекта от таких «действий наобум» почти никакого, и это в лучшем случае. К примеру, одна крупная западная компания наглядно продемонстрировала свое отношение к повышению квалификации: в здании были установлены большие мусорные контейнеры, куда поместили манекены в одежде офисных служащих. Надпись на урнах оповещала, что если сотрудники не начнут, наконец, учиться, их ждет та же судьба. Можно себе представить, чем кончилось дело…

Манекены в урнах, безусловно, говорят о креативном подходе менеджмента к решению кадровых проблем. В то же время они показывают неспособность руководства донести до персонала цели компании. Шутки с повышением квалификации совершенно неуместны, и каждый отдельный случай требует особого рассмотрения.

В идеале, специалиста приводит в класс не тоска по студенческим временам и уж точно не угроза штрафов, а стремление к саморазвитию. Прекрасно, если карьерный рост — косвенная мотивация обучения, если повышение — это следствие обретения определенных навыков, а не результат многочасового сидения на семинарах. Практика показывает: лучше всего мотивированы сотрудники компаний, где механизм продвижения по служебной лестнице понятен, и происходит это продвижение главным образом по итогам оценки личной эффективности работника, его опыта и компетентности. Обучение, в свою очередь, проводится «факультативно» в качестве бесплатного бонуса — «просто за то, что вы работаете у нас». При этом компания, формируя свой бюджет, планирует систематическое проведение тренингов. О занятиях персонал широко оповещают (скажем, с помощью объявлений в интранете), и каждый волен выбирать наиболее интересные для себя тренинги или не посещать их вовсе — это никак не скажется на его положении в компании.

Приведем несколько примеров нетривиального (и успешного!) подхода к мотивированию персонала.

Как в школе

Елена Иванина, директор Центра корпоративного обучения департамента управления персоналом ООО «ЛУДИНГ» (специализированное предприятие по продаже алкогольных напитков), рассказывает, как поставлено дело у них. Тут создана многоступенчатая «Школа регионального представителя» для обучения сотрудников региональных представительств. По итогам каждой ступени назначается аттестация, которая проходит в увлекательной форме (и это один из мотивирующих факторов к обучению взрослых людей).

Например, по итогам первой ступени был запущен командный конкурс с участием высокопоставленных сотрудников — от начальника головного офиса федерального округа до главы представительства и регионального представителя. Всего было шесть команд, разделенных по федеральным округам. Конкурс назывался «Прогнозирование путей развития региона с элементами стратегического планирования и анализа». В итоге у компании появились дополнительные направления стратегии и пути достижения поставленных целей. Для сотрудников же это был шаг к командообразованию, люди начали ощущать причастность к построению эффективного и результативного бизнеса. Команду-победительницу наградили поездкой в винодельческий регион.

«Критерии оценки абсолютно понятны сотрудникам, — говорит Елена Иванина. — Мы пользуемся пятибалльной системой, как в обычной школе. И в зависимости от оценки рассчитываем количественную мотивацию: это может быть процент от переменной или окладной части зарплаты, в зависимости от категории персонала. Надбавка выплачивается при сдаче аттестации на «отлично» и «хорошо». «Троечник» (оценка «удовлетворительно») ничего не получает и, более того, в обязательном порядке направляется на пересдачу. Сотрудник знает, что если снова «завалит экзамен», к нему будут применены санкции и он рискует остаться «на второй год». Эти жесткие меры прописаны в корпоративном уставе, где содержатся все правила, действующие внутри компании».

Знания дорогого стоят

Перед Ириной Золотовой стояла сложная задача — обеспечить посещение тренингов по работе с клиентами в свободное от службы время. Тренинги были ориентированы на производственный персонал, который весьма неохотно мирится с мыслью потратить свой досуг на обучение.

«Напряженность была в значительной степени снята тем, что людям разъяснили: все приобретенные знания и навыки существенно повысят их профессиональную стоимость, — делится опытом Ирина. — Для освещения целей и задач тренинговых программ мы использовали корпоративную газету и по окончании первого этапа опубликовали фотографии лучших из лучших. По итогам курса наградили почетными грамотами активных участников разработки стандартов общения с клиентами. Сразу же после проведения первых занятий включилось «сарафанное радио». Многие приходили на курсы повторно, желая закрепить полученные знания».

Ксения Половинкина
«Kadrovik.ru»

Если вам нужен персонал размещайте бесплатно вакансию на сайте!

Читайте также

  • Каких работников не хватает Украине20 Октябрь, 2017

    Этих специалистов ждут в Украине

  • Как соискателю завоевать внимание на собеседовании?18 Октябрь, 2017

    Собеседование – деловая встреча, на которой работодатель и соискатель впервые встречаются тет-а-тет, чтобы понять подходят ли они друг другу. Так как на работу все-таки трудоустраивает компания, то проведение собеседования часто находится в руках именно работодателя. Из-за чего соискатель чувствует дискомфорт, стеснение, неудобство. Такое поведение выдает неуверенность, нерешительность соискателя, а кому из работодателей нужен неуверенный в себе работник?! Сегодняшняя наша статья посвящена тому, как выглядеть соискателю на собеседовании более уверенно и завоевать внимание работодателя.

  • Уровень безработицы в Украине18 Октябрь, 2017

    По-немногу, но снижается...

  • Как наладить отношения с начальником?17 Октябрь, 2017

    Позитивная психологическая атмосфера на работе – залог хороших отношений в рабочем коллективе. Это также хороший плацдарм для успеха каждого сотрудника в коллективе в достижении персональных и общих целей. Разлад отношений даже нескольких сотрудников разбалансирует позитивный микроклимат в коллективе. Натянутые отношения заметны для любого сотрудника и негативно влияют не только на настроение, но и рабочий настрой. Но ничто так не огорчает, как разлад отношений с начальником.

  • Какая погода, такая работа?17 Октябрь, 2017

    А на вас это влияет?

Создайте лучшее резюме всего за несколько минут и работа Вашей мечты найдется быстрее!

 
↑ Наверх